В пятницу Госдума приняла во втором чтении законопроект "О парламентских расследованиях". "За" принятие документа высказались 340 депутатов, "против" - 51 и двое воздержались. По сравнению с первоначальным вариантом, концепция документа осталась прежней. Тем не менее, депутаты считают, что получили влиятельный инструмент контроля.
Представляя законопроект, глава профильного комитета Госдумы Владимир Плигин заверил парламентариев, что ко второму чтению документ подвергся "глубоким изменениям". Прежде всего, по его словам, удалось "модифицировать" норму, налагающую запрет на расследование событий, которые уже успели стать предметом уголовного и судебного разбирательства.
Теперь прямо об этом в законе не говорится, отметил Плигин. "Но обстоятельства и факты, непосредственно относящиеся к составу преступлений, рассматривать нельзя", - признал депутат. А значит, парламентариям придется научиться задавать подозреваемым и обвиняемым косвенные вопросы. Конституционный принцип разделения властей не будет нарушаться еще и потому, что члены комиссии не смогут устанавливать виновность, а также подвергать сомнению любое решение суда.
Контролировать деятельность должностных лиц парламентарии смогут еще меньше. Если раньше документ предусматривал возможность по просьбе комиссии отстранять от должности лиц, отказывающихся с ней сотрудничать, то теперь эта норма, по словам Плигина, не может распространяться на государственных и муниципальных служащих.
С другой стороны, комитет уравнял в правах обе палаты в части инициирования процедуры парламентских расследований, отметил глава комитета. Теперь для этого нужно согласие как Госдумы, так и Совфеда. Но согласных потребуется намного меньше - не 1/3, как ранее, а 1/5.
Именно это новшество возмутило представителей оппозиции. "В Совфеде сидят люди, зависимые от президента, - сказал независимый депутат Сергей Попов. - И если глава государства не захочет, никакого расследования депутаты провести не смогут". Оппозиционеры попытались потребовать вернуть им право возбуждать процедуру "раздельно". "Например, в Англии выглядело бы смешно, если бы за дело взялись две палаты", - не унимался Попов. На это Владимир Плигин предложил депутату признать "всю уникальность российского опыта" и не "стремиться равняться во всем на других".
Другой независимый депутат Владимир Рыжков остался недоволен тем, что комитет так и не согласился ввести президента в круг должностных лиц, чья деятельность может подлежать расследованию. В качестве примера парламентарий сослался на историю отношений Моники Левински и Билла Клинтона, которые привели к отставке американского президента. "А почему у нас так не может быть?", - поинтересовался депутат. "Есть другой способ - объявить импичмент", - напомнил ему Плигин. "Но если президент запьет, ему не объявишь импичмент", - снова вступил в дискуссию депутат Попов. "Тогда есть другой способ, - предложил поставить точку глава комитета. - Полномочия президента прекратятся по состоянию здоровья".
Аргументация парламентского большинства не убедила оппозицию. Законопроект отказались поддержать коммунисты. "Закон накладывает табу на расследование всех важных событий, это фальшивое демократическое оформление абсолютизма", - возмутился Виктор Илюхин. В спор вступил лидер ЛДПР: "Да, абсолютизм! И это правильно, это наша традиция, и я ее поддерживаю!", - воскликнул депутат. "А вы что же, не абсолютисты? Это тоже ваша традиция, и вы ее должны поддерживать", - обратился к коммунистам Жириновский. А затем предложил им переименоваться в Консервативную партию РФ. "Мы все тогда туда вступим", - не унимался политик.
В перерыве заседания вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин в интервью Стране.Ru заявил, что, с его точки зрения, принятый закон действительно позволит депутатам расследовать наиболее резонансные события. "Убежден, что закон крайне необходим, а такие события, как Беслан, смогут быть расследованными", - подчеркнул парламентарий. "Создана юридическая база, будет облегчено выполнение ряда процедур", - пояснил Пехтин. По его мнению, в ходе парламентского расследования может быть дана политическая, а также социально-экономическая оценка произошедшего. "Мы также сможем выдвинуть предложения по совершенствованию законодательства", - сказал депутат.
Представляя законопроект, глава профильного комитета Госдумы Владимир Плигин заверил парламентариев, что ко второму чтению документ подвергся "глубоким изменениям". Прежде всего, по его словам, удалось "модифицировать" норму, налагающую запрет на расследование событий, которые уже успели стать предметом уголовного и судебного разбирательства.
Теперь прямо об этом в законе не говорится, отметил Плигин. "Но обстоятельства и факты, непосредственно относящиеся к составу преступлений, рассматривать нельзя", - признал депутат. А значит, парламентариям придется научиться задавать подозреваемым и обвиняемым косвенные вопросы. Конституционный принцип разделения властей не будет нарушаться еще и потому, что члены комиссии не смогут устанавливать виновность, а также подвергать сомнению любое решение суда.
Контролировать деятельность должностных лиц парламентарии смогут еще меньше. Если раньше документ предусматривал возможность по просьбе комиссии отстранять от должности лиц, отказывающихся с ней сотрудничать, то теперь эта норма, по словам Плигина, не может распространяться на государственных и муниципальных служащих.
С другой стороны, комитет уравнял в правах обе палаты в части инициирования процедуры парламентских расследований, отметил глава комитета. Теперь для этого нужно согласие как Госдумы, так и Совфеда. Но согласных потребуется намного меньше - не 1/3, как ранее, а 1/5.
Именно это новшество возмутило представителей оппозиции. "В Совфеде сидят люди, зависимые от президента, - сказал независимый депутат Сергей Попов. - И если глава государства не захочет, никакого расследования депутаты провести не смогут". Оппозиционеры попытались потребовать вернуть им право возбуждать процедуру "раздельно". "Например, в Англии выглядело бы смешно, если бы за дело взялись две палаты", - не унимался Попов. На это Владимир Плигин предложил депутату признать "всю уникальность российского опыта" и не "стремиться равняться во всем на других".
Другой независимый депутат Владимир Рыжков остался недоволен тем, что комитет так и не согласился ввести президента в круг должностных лиц, чья деятельность может подлежать расследованию. В качестве примера парламентарий сослался на историю отношений Моники Левински и Билла Клинтона, которые привели к отставке американского президента. "А почему у нас так не может быть?", - поинтересовался депутат. "Есть другой способ - объявить импичмент", - напомнил ему Плигин. "Но если президент запьет, ему не объявишь импичмент", - снова вступил в дискуссию депутат Попов. "Тогда есть другой способ, - предложил поставить точку глава комитета. - Полномочия президента прекратятся по состоянию здоровья".
Аргументация парламентского большинства не убедила оппозицию. Законопроект отказались поддержать коммунисты. "Закон накладывает табу на расследование всех важных событий, это фальшивое демократическое оформление абсолютизма", - возмутился Виктор Илюхин. В спор вступил лидер ЛДПР: "Да, абсолютизм! И это правильно, это наша традиция, и я ее поддерживаю!", - воскликнул депутат. "А вы что же, не абсолютисты? Это тоже ваша традиция, и вы ее должны поддерживать", - обратился к коммунистам Жириновский. А затем предложил им переименоваться в Консервативную партию РФ. "Мы все тогда туда вступим", - не унимался политик.
В перерыве заседания вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин в интервью Стране.Ru заявил, что, с его точки зрения, принятый закон действительно позволит депутатам расследовать наиболее резонансные события. "Убежден, что закон крайне необходим, а такие события, как Беслан, смогут быть расследованными", - подчеркнул парламентарий. "Создана юридическая база, будет облегчено выполнение ряда процедур", - пояснил Пехтин. По его мнению, в ходе парламентского расследования может быть дана политическая, а также социально-экономическая оценка произошедшего. "Мы также сможем выдвинуть предложения по совершенствованию законодательства", - сказал депутат.
Страна.Ru
e-news.com.ua