Тактический успех России в газовой войне с Украиной может может обернуться стратегическим провалом. Европа найдет альтернативу российскому газу.
Газовый конфликт между Москвой и Киевом теперь уже часть международной политики. Почти все государства центрально-европейского региона сейчас сильно обеспокоены тем, как именно и насколько неожиданно Россия будет решать газовый и нефтяной вопросы. И, в отличие от своих «больших» коллег по Европе, страны Центральной Европы, имеющие ограниченные финансовые возможности, на российско-украинский кризис могут ответить сменой политических ориентиров. Поиск альтернативных поставщиков углеводородов может подтолкнуть их к сотрудничеству с наиболее подходящими сейчас странами Центральной Азии.
Но именно здесь перед центральноевропейцами встанет серьезная проблема: в большинстве государств Центральной Азии у власти - авторитарные правители, а созданные ими режимы постоянно находятся под прицелом критики членов евро-атлантического сообщества. В случае интенсификации экономических отношений между странами Центральной Европы, уже вошедшими в ЕС или готовящимися к этому, и авторитарными центрально-азиатскими режимами, первым придется забыть о последовательности в критике подобных режимов. Созданное недавно Сообщество демократического выбора (СДВ), куда, помимо Украины, Грузии и Молдовы, вошли Румыния, Македония и Словения, при принятии политических решений может оказаться зависимым от тривиального фактора – цены на газ. После недавнего окончательного выхода Ташкента из ГУУАМа, членами которого были Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдова, развитие ситуации может проходить по нескольким сценариям.
Первый заключается в проведении странами Центральной Европы и СДВ политики, аналогичной той, которую культивировали США в отношении ближневосточных нефтяных монархий: отказ от резкой критики в их адрес; согласие с «местной спецификой» подобных режимов и откровенное патронирование с целью не допустить расширения здесь влияния конкурентов. В этом случае, для правителей Центральной Азии появляется серьезный шанс диверсификации своих внешнеполитических взаимоотношений и отказ от усиливающейся зависимости от «северного партнера» – России. Более того, действия России во время газового конфликта с Украиной, носящего по мнению большинства экспертов, политический характер, актуализировали идею скорейшего строительства независимых от Москвы газопроводов - транскаспийского и даже трансчерноморского. Получается, что тактический успех, интерпретируемый российской стороной как стратегическая победа, может, в действительности стать прологом подлинного стратегического провала.
Не секрет, что в большинстве государств Старой Европы и США весьма пристально следят за развитием газового противостояния. Нежелание зависеть в газовом вопросе от России обуславливается серьезными и небезосновательными опасениями европейцев относительно своей национальной безопасности, на которую Кремль, как показали недавние события, имеет рычаги влияния. В этой связи, в стоящих перед Единой Европой и США политических проблемах газовая тема и внутриполитическое развитие стран Центральной Азии все больше переплетаются. И странам Центральной Европы придется сыграть не последнюю роль в том, будет ли продолжена демократизация постсоветского пространства или Запад перейдет к поддержанию центрально-азиатских режимов.
Нельзя исключать и того, что роль центрально-азиатских стран, богатых сырьевыми ресурсами, на международной арене может вырасти до такой степени, что влияние России, Китая и Европы в этом регионе достигнет равновесия. В этом случае Центральная Европа займет особое место транзитной зоны, и предсказуемой, и связанной со Старой Европой культурно-историческими и экономическими узами. Потеря Украиной роли «главного посредника» при доставке газа с Востока на Запад (чего, вероятно, добиваются определенные круги в России), в действительности лишь активизирует ее движение в евро-атлантику. Это, в конечном счете, опять же усилит центрально-восточно-европейский сектор Единой Европы. А новая позиция сильной Центральной Европы способна привести и к серьезным переменам существующих в Центральной Азии политических режимов, стабильность которых основана на заинтересованности западных потребителей газа и нефти в их стабильном получении.
"Территория будущего"
e-news.com.ua