Президент Буш не планирует удар по Ирану, но любой вариант действий не снимается с повестки дня, и если режим аятолл не сделает шаг назад, ядерный кризис будет рассматриваться в Совете Безопасности ООН с целью введения санкций. Таким образом представитель Белого дома Скотт Макклеллан обозначил позицию Соединенных Штатов после того, как в понедельник все пять постоянных членов Совета Безопасности направили отдельные предупреждения Тегерану о недопустимости возобновления ядерных исследований.
Уже давно распространяются слухи о том, что Вашингтон готовит авиарейды в Исламскую Республику Иран (ИРИ), чтобы уничтожить все ее ядерные объекты. Отвечая на прямой вопрос о применении силы, Макклеллан сказал: "Президент неоднократно по различным поводам говорил, что Иран – это не Ирак. Мы вместе с международной общественностью работаем над урегулированием этой проблемы мирным и дипломатическим путем. Этим мы занимались до последнего времени, и мы будем продолжать эту деятельность". Вместе с тем официальный представитель предупредил: "Что касается вариантов действий, то президент не отказывается ни от одного из них".
Таким образом, скрытая угроза нанесения военного удара сохраняется, но лишь на случай провала дипломатических инициатив. На протяжении многих месяцев американцы работают над тем, чтобы перенести иранский вопрос из МАГАТЭ в Совет Безопасности ООН, где в отношении Ирана могут быть введены экономические санкции. Вчера Макклеллан повторил, что пока этот путь остается предпочтительным: "Если иранский режим продолжит идти в этом же направлении и не будет выполнять собственных международных обязательств, не будет иного выбора, как передать иранское досье в Совет Безопасности". Представитель Буша предупредил: "Возобновление процесса обогащения урана станет еще одним нарушением договора Ирана с европейцами. Подобные шаги приведут к серьезной эскалации ядерного вопроса со стороны Тегерана".
Пять постоянных членов Совета Безопасности, Соединенные Штаты, Россия, Китай, Франция и Великобритания, направили послания в ИРИ, чтобы убедить ее отказаться от возобновления ядерных исследований. Таким образом, эти страны продемонстрировали, что по данному вопросу Иран не может рассчитывать на поддержку какой-либо из держав. Проблема заключается в том, какую позицию займут Москва и Пекин, когда будут обсуждаться и ставиться на голосование возможные санкции. Чтобы подойти к этому моменту, следовало бы провести внеочередное заседание Совета управляющих МАГАТЭ, и Вашингтон хотел бы, чтобы оно состоялось уже на предстоящей неделе. После этого Международное агентство должно передать досье в ООН, где состоится обсуждение по вопросу о санкциях, чтобы наказать Иран за нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия. Еще несколько месяцев назад США действовали осторожно, потому что знали, что Россия и Китай воспользуются правом вето. Но последние инициативы Тегерана, включая отказ от компромиссного решения, предложенного Путиным по обогащению урана на российских объектах, изменили ситуацию. Вашингтон также хочет, чтобы европейцы сделали первые шаги, но уже подумывает о голосах за перенос рассмотрения иранского досье в СБ ООН, рассчитывая на то, что Москва и Пекин воздержатся от голосования.
По словам Майкла Лидина, специалиста по Ирану из Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute), единственной правильной стратегией было бы оказание помощи в проведении демократической революции в Иране. "Аятоллы хотят заполучить атомную бомбу, они говорят об этом по любому возможному поводу. Пока они будут у власти, они от нее не откажутся". Лидин – представитель неоконсерваторов, которые способствовали началу войны с Ираком, но не требуют интервенции в Иран: "Если это произойдет, значит произойдет, но я думаю, что бомбардировка ядерных объектов не решит проблемы. Это лишь замедлит реализацию программ, и если режим устоит, то незамедлительно приступит к их реализации". Таким образом, решение должно быть политическим: "Мы должны сделать в Иране то, что сделали в СССР, Грузии, на Филиппинах. Существуют десятки примеров, но, к сожалению, как мне кажется, на данный момент у администрации нет четкой политики в отношении Тегерана".
Паоло Мастролилли, "Inopressa"
e-news.com.ua