29 янв, 18:45
Специфическая же роль вегетативных центров, с нашей точки зрения, сводится к роли центров сочетательных рефлексов, возникающих под влиянием изменения химизма периферических клеток в процессе их жизнедеятельности, клеток, находящихся при посредстве вегетативных нервных проводящих путей в тесной анатомо-физиологической связи с вегетативными нервными центрами. О роли гормонов в этой регуляции я здесь говорить не буду. Мою точку зрения на этот вопрос читатель найдет в моей книге «Кризис эндокринологии».
Я, таким образом, отрицаю существование у вегетативных нервных центров специфической химической чувствительности к определенным веществам, изменение концентрации которых в крови, согласно разбираемой здесь гипотезе, должно побуждать их к регулярной деятельности, отрицаю, следовательно, и самое существование специфических вегетативных центров обмена. Больше того, я думаю, что изменение таких концентраций в крови при физиологических условиях настолько ничтожно, что едва ли оно может перешагнуть через порог раздражения нервной клетки. Напротив, на периферии, в работающих клетках, химические и физико-химические изменения внутренней среды достигают чрезвычайно большой амплитуды колебаний в течениях жизненного процесса. Исследования Шаде, а также мои и Н. Б. Медведевой, приведенные выше, являются достаточно убедительным примером этих колебаний.
Центростремительные вегетативные нервные волокна не могут не проицировать в направлении своих центров столь сильные раздражения, возникающие вследствие грубого нарушения физико-химических свойств среды, в контакте с которой находятся их окончания. Возникает вегетативный рефлекс, приводящий в случае, например, воспаления к рефлекторной гиперемии вследствие передачи его сочетательным центром в соответствующую область вазомоторной иннервации.
При этом не требуется, конечно, никакой специфической чувствительности нервных клеток к ничтожным колебаниям pH крови, которого, конечно, и не наблюдается при ограниченном воспалительном процессе. А если бы такая чувствительность и была, то она и не могла бы способствовать регуляции на местах, так как прибывшие в кровь из воспалительного участка Н-ионы, если бы и достигли нервного центра, не сумели бы без посредства нервных связей ничего сообщить ему о месте своего происхождения, а центр без рефлекторного возбуждения не имел бы в своем распоряжении аппарата для того, чтобы в надлежащем месте оказать регулирующее влияние.
Не случайны, конечно, и те преграды, которые поставлены между кровью и спинномозговой жидкостью, препятствующие физическим и химическим изменениям крови оказывать непосредственное влияние на нервные клетки. Существование этих барьеров находится в прямом противоречии с идеей специфической биохимической чувствительности к изменениям крови гипотетических центров обмена. Оно говорит, напротив, что центральная нервная система по возможности тщательно защищена от всех других влияний, кроме рефлекторных.
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/497950.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua