• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Начало в 13:00

    Николай Круглов – народный депутат Украины, член фракции Партии регионов

    Николай Круглов – народный депутат Украины, член фракции Партии регионов

    Тема: Необходимость принятия закона о морских портах

    Николай Круглов - народный депутат 4 и 5 созывов, член Политсовета Партии регионов, руководитель Николаевской областной организации Партии регионов, первый заместитель председателя бюджетного комитета ВР.



    Он-лайн конференция окончена. Благодарим всех за участие.
    Задать вопрос
    имя:

    вопрос:

    email:

    код:

    Стенограмма:

    Ольга 15:21

    Сегодня стало известно, что в традиционном рейтинге экономических свобод, который разрабатывается специалистами Heritage Foundation, Украина заняла 125 место из 161. Аналитики оценили свободу предпринимательства в Украине на 60,9 балла из 100 возможных.
    Как Вы можете прокомментировать подобный рейтинг, насколько он объективен? Что Украине нужно сделать, чтобы занять более высокое место в этом рейтинге?


    ответ:

    Очень сложно сейчас нашему государству сразу занимать ведущие места в данном вопросе. Это связано с тем, что изначально наше государство на протяжении более 80 лет, да и сейчас, было ответственно за все сферы жизнедеятельности человека. Оно практически со дня рождения и до кончины сопровождало человека и рассказывало ему в школе, в пионерских, комсомольских организациях что делать и как делать, что говорить и так далее. И это практически отразилось на генном уровне у наших чиновников. Поэтому главная задача чиновника и на сегодняшний день состоит в том, чтобы хватать и не пускать. И это еще и подтверждается тем, что наш чиновник всесилен по одной причине – подавляющее большинство наших законов, и Конституция в том числе, не носят в себе нормы прямого действия. То есть для их реализации требуется создание каких-то подзаконных актов и т.д. Написав закон, мы даем возможность чиновнику его домыслить, додумать по собственному усмотрению. И каждый чиновник старается как можно больше функций оставить себе. Вот это наша главная проблема. И главная задача на сегодняшний день для законодательной власти состоит в точности формулировок при принятии того или иного закона, чтобы каждая из его статей была нормой прямого действия.
    И второе, нам нужно как можно скорее понять логику мышления европейского чиновника и законодателя, потому что на примере того же закона о морских портах представление о том, что такое «порт» у европейцев и у нас совершенно различное. За границей, в Европе «порт» - это территория и акватория, на которой оказываются услуги входящим судам субъектами хозяйствования, а у нас «порт» - это государственное транспортное предприятие. Это принципиально большая разница.
    Очень много зависит от нас, от того какую мы создаем законодательную базу.



    Ольга 15:23

    Как Вы можете прокомментировать обвинения в адрес Кабмина о том, что происходит "узурпация власти одной политической силой"?

    ответ:

    Я считаю, что это не правильно. Узурпации власти не бывает. Никто не может сказать, что власти бывает много или мало. Неточность и неточное размежевание функций и полномочий того или иного органа, то неизбежно, что эта неточность воспринимается каждой из ветвей власти как свое право. И это вполне естественно. Это касается и проблем между местными советами и администрациями.
    Во времена Горбачева был задействован такой лозунг: «Все, что не запрещено, то можно делать». Самая большая проблема нашего государства состоит в том, что на протяжении 15 лет мы наблюдали отсутствие четких законов о Президенте, Кабинете Министров, Совете Национальной безопасности. Отсутствие этих законов создавало условия для перетягивания власти от одной структуры к другой. И с другой стороны давало возможность всегда уйти от ответственности. Я приведу простой пример, в 2002-2003 годах было вывезено практически все продовольственное зерно из Украины. Вы помните, что тогда попытались привлечь к ответственности вице-премьера Козаченко якобы за вывоз зерна. Но как не пытались правоохранительные органы найти меру ответственности для высшего должностного лица, они не смогли этого сделать, потому что она не выписана законом. Поэтому его дело пытались судить за якобы продажу акций по низким ценам. Но суть-то вопроса была совершенно иная.
    Вот так и на сегодняшний день, любой наш политик может создать на протяжении своего правления любую негативную ситуацию для общества и при этом не понести никакой уголовной ответственности.
    Поэтому я не вижу узурпации власти на сегодняшний день. Принят лишь один из необходимых законов – о Кабинете Министров. И есть Конституция, которую каждый трактует по-своему. При отсутствии решения Конституционного Суда по тому или иному вопросу никто не может предъявить кому-либо претензий. Это всего лишь эмоции и мнение каждого человека в отдельности. Точно также как и мое мнение.

     



    Игорь 17:27

    Можно ли сказать, что антикризисная коалиция в лице БЮТ получила нового соратника, а в перспективе - члена парламентского большинства?

    ответ:

    Нет, я не думаю так. В нынешней ситуации голосование было исключительно ситуативным. Это видно, стоит лишь посмотреть программные заявления обеих партий. БЮТ неоднократно заявлял о своем уходе в оппозицию. В тоже время, Партия регионов, социалисты и коммунисты пришли к власти. То есть, мы открыто высказались о своих позициях. Это политика, это идиология, которая высказана открыто, то есть, непринятие одной политической силой другой программы, программных решений, кадровых решений, они ушли себе в свою нишу. И они  ставят себе своей задачей прийти к власти, так как они понимают развитие несколько по иному.
    Здесь практически невозможно  сказать, что эти две силы, которые по-разному видят решение каких-то вопросов, в обязательном порядке объединяться будут.


    Андрей 17:32

    Ваши прогнозы по поводу дальнейшего развития ситуации вокруг должности министра иностранных дел Бориса Тарасюка

    ответ:

    Ну, прогнозы это такое неблагодарное дело. Здесь возможно было бы развитие двух вариантов, если бы не было визита в Чехию. Возможно, были бы какие-то договоренности. Но я думаю, что после визита в Чехию какие-либо договоренности неприемлемы.

     

    Я считаю, что если Президент не внесет другую кандидатуру на должность министра иностранных дел, то очевидно, Верховный Совет будет ставить вопрос о назначении нового человека.



    E-NEWS 17:34

    У Антикризисной коалиции уже есть свой претендент на должность министра иностранных дел?

    ответ:

    Кандидатур у Антикризисной коалиции достаточно. Хотя мы считаем, что это не обязательно должен быть представитель парламентского большинства. Самое главное, что на эту должность должен быть назначен специалист своего дела, незаангажированный, с политической точки зрения, человек. Потому что, к сожалению, если одна политическая сила, исповедующая какое-то свое направление, будет проводить внешнюю политику с программными задачами своей партии - это не всегда будет нормально. Ведь на сегодняшний день ВР предоставлена пятью партиями, пятью политическими силами.

    Я думаю, что все-таки до 5-6 февраля у Президента созреет решение в отношении кандидатуры главы МИДа. Я думаю, что это все-таки будет новый кандидат.



    Натали 17:36

    Как вы думаете, стоит ли создавать единую структуру, которая будет управлять всеми портами в стране?

    ответ:

    В принципе это невозможно и неправильно, чтобы единая система управляла всеми портами в стране. Речь, очевидно, идет о распоряжении Кабинета Министров о создании нового концерна Укрморфлот.

     

    Исходить можно, очевидно, из следующего: не все порты одинаковы. К примеру скажу, когда создавался Укрморпорт, его основной фонд был сформирован в размере 50 млн. грн. Так вот 21 млн. грн дал Одесский порт, где-то около 11 млн. дал Мариуполь. Поэтому все остальные дали порты по одному миллиону или даже меньше. То есть возможности портов,  с точки зрения объемов переработки грузов, разные.

     

    Но стремимся к тому, чтобы развитие портов увеличивалось не на проценты а в разы. Для этого нужна концентрация экономических, финансовых ресурсов. Поскольку наше законодательство до настоящего времени не позволяло заниматься серьезным привлечением иностранных инвестиций. Скажем, наши порты не слишком открыты для инвестиций.

     

    Поэтому за очень короткий период Укрморпорт может выполнить свою функцию. Вместе с тем, на сегодняшний день, к сожалению, не все начальники портов и службы являются специалистами своего дела. Зачастую мы сталкиваемся со случайным назначением того или иного руководителя порта.

     



    Валерий 18:13

    Но для того, чтобы прийти к власти бютовцы могут пойти на сближение с антикризисной коалицией, чтобы таким образом направить своих представителей в Кабинет Министров?

    ответ:

    Проблема не просто прийти к власти, БЮТ подчеркивают, что они не согласны, они не будут поддерживать тех олигархов, которые якобы сегодня присутствуют во власти. Это программные заявления. Мы можем объединяться для решения по каким-то отдельным вопросам и как результат возникнет эффективное положительное голосование.

     

    Тимошенко, образно говоря, почувствовала «на собственной шкуре», что такое отсутствие закона о Кабинете Министров. Когда она была премьером, ей приходилось участвовать в постоянных стычках между СНБО и правительством, при этом, не имея возможности назначить на должности тех или иных людей. Вспомните хотя бы ситуацию с назначением заместителей министров и руководителей портов, железных дорог, авиации и прочее.

    Это то, что не могла решать Тимошенко, будучи премьер-министром. И она прекрасно понимает, что такой закон о Кабмине, где четко выписаны должностные обязанности, необходим любой политической силе, которая победит сегодня, завтра, послезавтра, на выборах. Поэтому позитивное голосование по закону о Кабмине со стороны БЮТ вполне естественно.



    Натали 18:17

    Есть ли возможность избежать приватизации морских портов? Что для этого нужно сделать?

    ответ:

    Скажем, на сегодняшний день она уже запрещена. И приватизировать государственные морские порты невозможно. Но, с другой стороны, новым законопроектом о морских портах, который мы хотим принять, мы не раскрываем возможности приватизации портов. В принципе, порты могут быть и не государственными. Самая главная задача государства в соответствии с международными обязательствами - это обеспечение безопасности морпортов, это вопрос экологии. Так вот, причальная стенка, глубины, гидросооружения в обязательном порядке должны находиться в государственной собственности, так как государство несет за них ответственность в соответствии с международными договорами и обязательствами. Все остальные функции, как-то: погрузочно-разгрузочные работы, оказание услуг, безусловно, можно отдавать всем формам собственности. Об этом говорится в Кодексе торгового мореплавания и Конституции, гарантирующей равность всех форм собственности.

     

    Все нюансы должны быть прописаны законодателем. Потому что до настоящего времени закона о портах у нас не было. Если мы примем этот документ, он позволит сохранить безопасность государства, экономическую, экологическую, ведь порты являются стратегическими объектами.  И, с другой стороны, мы позволим привлечь инвестиции для развития и обновления наших портов, что на сегодняшний день крайне необходимо.

     

    Для того чтобы было понятнее, приведу пример: - Казахстан пошел на приватизацию железных дорог, но каким образом он сделал? Подвижной состав, локомотивы и вагоны, принадлежат по всем формам собственности. А вот сама железная дорога, служба движения дорог осталось все у государства. И это главное, потому что государство не выпустило перевозку из своих рук, при этом дав возможность привлечь инвестиции. Как раз инвестиции, обновление подвижного состава, приобретение вагонов нужны и нашей Укрзализнице. При этом снимает нагрузка с самого государства, основной задачей которого является забота о людях.



    Валентина 18:33


    Как вы относитесь к инициативе экс-министра транспорта Виктора Бондаря передавать морские порты в частное управление сроком до 2-х лет? Стоит ли это делать в принципе?


    ответ:

    Я считаю, что это глупость. Уже известны случаи передачи наших портов в управление, хотя сама аренда на территории портов, или причалов, это та же самая форма, которую предлагает Бондарь. Я могу сказать, что Илличевский порт передали в управление для работы через вариант совместной деятельности для перевалки контейнеров, однако порт перестал приносить прибыль. Мы видим на сегодняшний день то же самое в Николаевском порту. Предыдущим руководством причалы практически были переданы на различных условиях различным структурам. Если посмотреть налоговые отчеты, порт перестал платить налоги в местные и государственные бюджеты. То есть, порт продолжает работать, он перемалывает объемы грузопотоков, но как хозяйственный субъект не приносит никаких денег в бюджет.
    Здесь следует сказать, что СССР развалился после того, как союзные республики перестали перечислять налоги в госбюджет союза. Поэтому, на мой взгляд, у Бондаря еще очень мало опыта в руководстве такой отраслью. У него и до этого не было специального образования и, по-моему, в короткий период пребывания министром не позволил ему по-настоящему понять суть морской отрасли.



    Вова 18:50

    Николай Петрович, расскажите, зачем нужен закон о морских портах? кто от этого
    выиграет? будет ли этот документ проголосован депутатами во втором чтении?


    ответ:

    Закон о морских портах нужен. Действующий сегодня закон принимался в 1994 году и в нем очень много морально-устаревших положений. Этот закон уже тормозит развитие наших портов. Законопроект, одним из авторов которого я являюсь, не является на 100% совершенным. Он требует серьезной доработки. Самое главное чего мы добивались - чтобы этот законопроект был проголосован в первом чтении для того, чтобы у всех депутатов появилась возможность начать серьезную работу над этим законопроектом. Следует сказать, что в течение 6 лет мы пытались проголосовать этот документ, и он не проходил в парламенте. Дело в том, что предыдущее руководство министерства транспорта старый закон, который давал возможность в ручном режиме управлять всем, чем угодно. 

    Я приведу пример, начальнику порта разрешалось заключить контракт на приобретение чего-то на сумму, не превышающую 5 тысяч грн. Если речь шла о большей сумме, он должен был ехать в Киев, в министерство, и только там можно было получить разрешение на покупку того или иного товара. Это реальный пример ручного управления. При таком подходе и при таком законе мы никогда  не привлечем инвестиции в наши морские порты.
     
    Мы должны изменить эту ситуацию, мы должны дать возможность министерству заключить контракт с руководителем, установить ему нормативы и показатели, ниже которых он не имеет права опуститься, и на здоровье пусть он работает. Если он будет неэффективным менеджером, его надо будет поменять, но руководителю нужно развязать руки. В противном случае он не работает как менеджер, а все время он оглядывается на министра.

    К сожалению, у нас не всегда при кадровом назначении приходит специалист отрасли. Сегодня мы видим как развиваются порты в Румынии. Только один порт в Констанци по переработке грузов в суме превышает все наши порты вместе взятые. Потому что в Румынии государство серьезно отнеслось к развитию отрасли. У нас же происходит постоянная чехарда с  назначением правительств, а это в свою очередь приводит и к частой смене министров транспорта. На моей памяти только один министр имел специальное морское образование. 

     



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.