• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Начало в 14:30

    Валерий Геец - директор Института экономического прогнозирования НАН Украины

    Валерий Геец - директор Института экономического прогнозирования НАН Украины

    Тема: Инвестиционная привлекательность отечественной экономики

    Валерий Геец – доктор экономических наук, профессор, академик НАНУ. В течение последних полутора лет занимал пост председателя Совета Национального банка Украины.

     



    Он-лайн конференция окончена. Благодарим всех за участие.
    Задать вопрос
    имя:

    вопрос:

    email:

    код:

    Стенограмма:

    Альберт Потапов 15:43

    Ваша структура наверняка отслеживает количество свернутых инвестиционных проектов каждый год. Существует ли определенная динамика к уменьшению этого показателя? Или все происходит без системы - "сменяется власть - пора сворачивать бизнес"

    ответ:

    В условиях, когда происходит обострение политической ситуации, бизнес всегда сворачивает объективность. Когда имеет место политическая стабильность, активность бизнеса наращивается, и количество проектов тоже увеличивается. Это закономерность для большинства стран мира, поскольку увеличивается степень неопределенности, и растут риски. То же самое имеет место и у нас.



    Альберт Потапов 15:48

    Какие реальные направления стоит развивать Украине, чтобы занять место среди стран, если не с развитой экономикой, то, хотя бы с "серьезно развивающейся"?

    ответ:

    В экономике Украины есть несколько преимуществ, которые позволяют ей претендовать на одно из ведущих мест в мире. Можем перечислить, прежде всего, это авиакосмическая отрасль. Большинство стран, которые по рейтингу находятся выше, вместе с тем такими технологиями не владеют. Следующее - это ядерная технология. Технологии, связанные с работами по минимизации последствий серьезных техногенных катастроф. Судостроение, инфраструктура, особенно дороги и коммуникации, запас земельных ресурсов и их качество, что предполагает возможности использования в современных биотехнологиях в энергетике. Даже этот перечень позволяет говорить о том, что в стране в отличие от многих стран, есть тот ресурс, который может позволить быть ей в числе передовых. Кроме того, по уровню развития человеческого капитала Украина тоже стоит в числе ведущих европейских стран. Последний ресурс, к сожалению, во времени теряет свое качество. Это может создать серьезные трудности даже в среднесрочной перспективе. Это те технологии, которые позволяют претендовать на одно из ведущих мест в мире. По целому ряду менее значимых проектов с точки зрения завоевания ведущих позиций в мире, Украина может представлять также достаточно большой интерес для инвесторов. Но это уже другой разговор и другая тема ответа.



    Альберт Потапов 15:51

    Какие на Ваш взгляд угрозы и риски несет за собой вступление в ВТО?

    ответ:

    Сегодня оценить это человеку, не видящему все протоколы, которые подписаны, невозможно. Нужно видеть протокол и условия, на которых они подписаны, тогда можно говорить об условиях риска. Хотя общая тенденция понятна. Степень открытости экономики будет оставаться достаточно высокой, а значит, конкуренция для наших товаропроизводителей будет повышаться. Не все смогут эти конкурентные преимущества иметь. Без протоколов разговоров нет, надо их видеть, но они являются закрытыми для анализа.



    Dima 16:25

    Что дает вам основания утверждать, что украинская экономика привлекательна для иностранных капиталовложений?

    ответ:

    Здесь есть очень много аспектов. В Украине, как и во многих странах, формируется потребительская модель развития со всеми изъянами и преимуществами. А поскольку иностранный капитал знает, умеет и владеет технологиями удовлетворения потребительских запросов, то он очень интенсивно реализует и будет реализовывать. Естественно, еще существуют проблемы, связанные с вложениями капитала, с использованием наших земельных ресурсов, контроля над собственностью, спектр очень огромный. И сфер эффективного приложения достаточно много.



    Альберт Потапов 16:25

    Складывается такое впечатление, что каждый обиженный и обделенный у властного корыта бежит скорее жаловаться и кричать заграничному дяде, мол, в Украине все плохо из-за того, что у власти не те. А этот дядя, в свою очередь, чешет в затылке и не поймет: стоит ли с этой страной иметь дело? За последние пару лет был шанс продвинуться вперед - им не воспользовались. Теперь те, кто его упустил, опять заводят ту же песню. Согласны ли Вы с выражением "Деньги любят тишину"?

    ответ:

    Согласен. Деньги действительно любят тишину.



    Жорик 16:28

    Финансовые аналитики рекомендуют вкладывать сбережения в золото. Согласны ли вы с мнением аналитиков?

    ответ:

    По итогам 2006 года вложения в золото входили в число тех сфер вложений, которые были одним из прибыльных. Сохранится ли это в 2007 и других годах, вопрос довольно серьезный. Он будет во многом зависеть от ситуации со стабильностью на мировых рынках. Нестабильность, проявившаяся на китайской бирже последние 2 дня, и нестабильность, которая в связи с этим по цепочкам может передаться на другие биржи, может серьезно всколыхнуть рынок, а может и нет. Но в зависимости от этой ситуации цена на золото может серьезно меняться. Или, наоборот, оставаться относительно стабильной. Хотя общая тенденция подорожания золота просматривается. Но цена на золото не формируется независимо от цен на другие ресурсы, от ситуаций. Поэтому однозначного ответа нет, а склонность к такой тенденции есть.



    Роман 16:29

    Каким словом вы бы охарактеризовали нынешнее состояние экономики Украины?

    ответ:

    З надією на майбутнє.



    Иван 16:29

    Экономическое развитие регионов Украины явно неоднородно, как можно говорить о инвестиционной привлекательности Украины в целом?

    ответ:

    Одно не исключает другое. Депрессивные регионы могут формировать свои приоритеты и свои привилегии для инвесторов, а развитые и развивающиеся регионы могут быть интересны за счет конкурентоспособности. Поэтому одно не мешает другому. Все зависит от государственной и региональной политики и политики местных органов.



    Ираклий 16:30

    Как сказывается на привлекательности Украины практически полное отсутствие конкуренции в энергетике?

    ответ:

    Удивительно, но это может довольно интересно и положительно влиять на инвесторов. Вложив деньги, он становится монополистом. Т.е. существует парадоксальная связь, но она может давать эффект. Кроме того, государство может рассматривать это как сферу естественной монополии и тогда включаться туда со своими инструментами. Т.е. постановка вопроса неоднозначна, как и очень часто бывает в экономике.



    Прасковья 16:31

    На Западе Украина воспринимается как страна с высокими политическими рисками, как в таком случае мы можем рассчитывать на доверие иностранных инвесторов?

    ответ:

    Естественно, что политический риск снижает активность. Это понятно, мы уже на этот вопрос отвечали. Поэтому нам нужно как можно скорее преодолеть ту нестабильность, которую несет в себе политическая нестабильность. Это за пределами экономистов. Экономисты по этому поводу предупреждают неоднократно.  Поэтому массовое население должно отдавать предпочтение тому, кто такую стабильность может обеспечить.



    Егор 16:35

    Вы можете назвать конкретные шаги предпринятые правительством Януковича для того, чтобы сделать украинскую экономику инвестиционно привлекательной?

    ответ:

    Достаточно оценить первый шаг, который сделан. Задекларировано о том, что Украина пойдет в своем экономическом развитии по инновационно-инвестиционной модели. Мне это импонирует. Но существует серьезная социальная проблема, связанная с низким уровнем жизни населения. Мы видим выход из создавшегося положения в следующем сочетании: нужна инновационная деятельность в сочетании с социальной активностью. Результат которой будет состоять в том, что, прежде всего, доходы будут расти при повышающейся производительности труда. Это создаст одновременно и базу для расширения доходов бюджета, благодаря чему бюджет может увеличить социальные расходы. Вот в такой постановке идеология будет правильной. При этом она должна еще и сопровождаться политикой уменьшения дифференциации доходов. Поскольку она в Украине чрезвычайно большая. Это как бы тот дополнительный ресурс, который позволит поддерживать социальную активность и выполнение социальных программ. Но если мы ожидаем, что это можно сделать за 1-2 года, мы ошибаемся. Ибо нужно изменить в ходе этого структуру спроса. До сих пор доминировал рост потребительского спроса над инвестиционным, а теперь нужно в динамике обеспечить обратное - доминирование роста инвестиционного спроса над потребительским. И поставить лошадь впереди телеги, лошадью в данном случае будет выступать инновационно-инвестиционная активность в деятельности, поддерживаемой социальной активностью. Это же будет способствовать повышению социальных затрат для беднейших слоев населения. Если же идти наоборот, стимулировать платежеспособность населения и увеличение потребительского спроса, решить проблемы, связанные с инновационным обновлением, практически невозможно. Тогда о технологическом лидерстве придется забыть надолго. Значит, рабочие места будут создаваться дешевые, квалифицированная рабочая сила будет уезжать и мы сгенерируем постоянное отставание на долгие годы.



    Родриго 16:39

    Работа какого правительства (Тимошенко, Еханурова, Януковича) была действительно результативной для украинской экономики и способствовала улучшению инвестиционного климата?

    ответ:

    Надо сказать, инвестиционная активность в стране начала формироваться с 1999-2000 годов. Она значительно по темпам опережала темпы ВВП. Это в общем-то свойственно многим странам, которые выходили из кризиса через восстановительный рост. Украина на этом пути добилась достаточно многого. И в среднегодовом исчислении и темпы роста инвестиции, и темпы ВВП были достаточно высоки и во многом опережали восточно-европейские страны, если брать период длиной 8 лет. Провал был в 2005 году. Причин много. Они десятки раз назывались: политические, попытка реприватизации, повышение степени риска, неблагополучность мировой конъюнктуры. В 2006 году динамика восстановилась. Если риски не будем повышать, думаю, она сохранится и на среднесрочную перспективу.



    Алена Кузьменко 16:53

    - Послужит ли толчком к инвестпривлекательности Украины проведение ряда реформ ( в частности, налоговой)?
    - Какие принципиальные нововведения в налоговой сфере Вы считаете необходимыми?
    - Как Вы полагаете, необходимо ли восстановление СЭЗ и ТПР для привлечения инвестиций?
    - Амнистия капиталов позволит вернуть вывезенные через оффшоры средства в украинскую экономику?
    - В какой степени сегодняшнаяя политическая неразбериха и в корне различные заявления за рубежом президента и премьера являются серьезным сдерживающим фактором привлечения западного капитала?

    ответ:

    1. Налоговая нагрузка на экономику у нас в стране по сравнению, например, с новыми странами - членами ЕС, меньше. Поэтому нам надо быть очень аккуратными в своих налоговых реформах. Нужно скорее думать о том, куда и как даем мы льготы, как эффективнее обеспечивать администрирование, как соотносятся между собой местные налоги и государственные. Я бы искал здесь многое, из того, что нерешено. А с точки зрения налоговой нагрузки, последние 2 года она увеличилась, но она меньше, чем у наших соседей в Восточной Европе. Это одна из причин, почему мы растем более динамично уже 8 лет, а они такого роста за такой период времени ни разу не имели.

    2. Конечно, необходимо. Весь вопрос в том, чтобы это не закрывать, а усовершенствовать законодательную базу и регуляторную политику, чтобы ликвидировать те недостатки, которые были. Т.е. их критиковали правильно, а то, что закрыли это неправильно. Просто нужно было доработать те составляющие, которые позволяли использовать эти инструменты в других целях. Поскольку наш анализ показал, что даже зоны, в которых были изъяны, в целом по инвестициям в машиностроение выглядели значительно лучше, чем в целом инвестиции в эту отрасль по стране. Это как пример.

    3. В принципе кое-чего можно в этом направлении добиться. Но нужна стабильность, уверенность в том, что завтра, тот, кто вернул капитал в силу тех или иных политических процессов не окажется за гратами. Есть и другая проблема - амнистия капиталов, вопрос сложный и в ходе него могут возникнуть капиталы на преступном бизнесе. В том числе не только в нашей стране, но и в других странах, Это может вызвать достаточно серьезную критику политики Украины за рубежом. Поэтому делать надо все крайне взвешенно и продуманно с тем, чтобы "не угробить" поставки. В общем, идею, которая может позволить решить проблему дефицита финансовых ресурсов. Кроме того, надо быть уверенным в том, что дальше все будут играть по правилам. Процесс легализации и амнистии не может быть вечным. Он может быть использован только один раз и быть хорошо продуманным.

    4. Задавая вопрос, вы в нем же дали и себе ответ. Так долго продолжаться не должно.



    Координатор УДПНИ 08:26

    Здравствуйте, Валерий!
    1) Вы читали книгу Паршина «Почему Россия не Америка»? В ней автор довольно грамотно и доступно показал, что в силу более сложных климатических условий наши страны (Россия, Украина) никогда не смогут конкурировать в равных условиях с производством в том же Вьетнаме. Так как в расчете себестоимости единицы продукции неизменно будет присутствовать более высокая зарплата (вьетнамцам не грозит смерть от переохлаждения, им не нужно покупать зимнюю одежду), так и затраты по отоплению, пр.
    Почему это не учитывают наши «специалисты по евроинтеграции»? Или они рассчитывают Президентским указом отменить климат, сделав его тропическим?
    2) По разным оценкам у нас осталось не более 10% квалифицированных рабочих. У меня фирма связана с «оборонкой» - там остались практически одни пенсионеры. Через 10-15 лет у нас в стране останутся никому не нужные менеджеры и юристы.
    Это устраивает многих, раз никто не предпринимает никаких мер по сохранению нашего производственного потенциала?
    3) Какую угрозу, по вашему, несет неконтролируема экспансия мигрантов из Азии и Африки в Украину? Происходит конкуренция – или планомерное замещение коренного населения страны?
    Благодарю за ответы!
    community.livejournal.com/lenta_udpni/


    ответ:

    1. Проблема не в евроинтеграции. Проблема в том, как в стратегическом отношении используется сегодня такой фактор экономического роста как знания. Финляндия имеет еще более жесткий климат, вместе с тем обогнала огромное количество европейских стран, в том числе стран лидеров восьмерки по многим показателям. Поэтому нужно смещать акцент и модернизировать и общество, и экономику на основе, скажем, модели, которая сегодня получила в экономике и в обществе знания. Тогда много из того, о чем вы говорите, остается важным, но не первоочередным. В Финляндии значительно более жесткий климат имеет, чем в Японии, Китае, но она имеет успехи, которые позволяют ей выиграть. Можно говорить о Швеции, так что модернизация нужна на основе общества и экономики знаний - это ключ к успеху.

    2. В предыдущем вопросе я давал ответ. Мы это видим, знаем, об этом говорим. В ходе преобразования последних 15 лет - это выпало из поля зрения и было оставлено на самовыживание. Многие профтехучилища закрыты, подготовка квалифицированных кадров ведется слабо, многие уезжают и ваши опасения вполне оправданны. Но если идти по логике того, о чем мы говорили выше в целом ряде ответов, то, думая о завтрашнем дне, нам нужно всеми усилиями инновационно-инвестиционный путь, который много раз декларировался, но так и не был реализован сегодня поддержать и сделать каждому вложению в него, чтобы он был таковым. Я уже говорил, что проблема переориентации спроса в сторону инвестиционного сложнейшая и экономическая и политическая проблемы. И нужно согласие политсил на то, чтобы этот путь обеспечить. К сожалению, консенсуса в этом направлении пока нет. Как, между прочим, не было и во все предыдущие годы независимости. Нужно общественное согласие на такой путь развития. Инновационно-инвестиционная - это только первая составляющая, а дальше идет много такого, что должно наполнить ее новым содержанием. Какие мы будем создавать рабочие места – дешевые, с заработной платой 500-600 гривен или с зарплатой такой, которую можно получить приехав на Запад? Мы уже создали достаточно много рабочих мест, на которых никто не хочет работать, ибо зарплата очень маленькая. Квалифицированные люди уезжают, а приедут на их место народы из стран-маргиналов. В результате создадим еще и гуманитарную проблему. Здесь нельзя упрощать, постановка вопроса правильная, но она имеет значительно более широкое трактование. Соответственно требует и решений, в том числе политических.

    3. Угроза гуманитарная, как и во всех странах мира с отрицательными последствиями на перспективу. Пример Франции это показал. Но вопрос не только в миграционной политике, хотя имеет место быть. Вопрос в том, какие мы рабочие места создаем, что на них можно заработать и какая квалификация нужна. Тогда наше население уезжать не будет. И многое можно избежать. Хотя общая тенденция увеличения населения, к сожалению, сегодня ставит проблему вообще перед белой расой. Ибо по прогнозам, которые сегодня известны, лет через 100 на земном шаре такого населения будет проживать 2-3%. Это серьезная и глобальная проблема, и мы, к сожалению, в нее тоже вовлечены.



    Валерiй 14:09

    Якi можуть бути перспективи iнвестицiйних проектiв, коли до уряду i законодавчоi влади прийшли люди бiзнесу , яким не треба дiлитися з кимось? Вони це демонструють абсолютно не криючись.

    ответ:

    К сожалению, мы эту проблему упрощаем. Проблема взаимодействия власти и бизнеса не так проста, как она на первый взгляд смотрится. В огромном количестве западных стран многие представители власти так или иначе связаны с бизнесом. Весь вопрос в другом и об этом надо думать. Какова степень прозрачности этого взаимодействия. И если оно происходит под контролем института гражданского общества, и достаточно прозрачно, то тогда это взаимодействие эффективно. Здесь надо искать ключ ответа на проблемы. А не в том, что во власть придут люди, которые полностью не связаны и никогда не были связаны с бизнесом. Избежать этого невозможно, нужны инструменты контроля, а для этого нужно серьезно формировать институты гражданского общества, независимую прессу, судебную систему и т.д. Это все то, что нужно реформировать или создавать заново. В широком своем понимании до этого времени мы говорили, что создадим рыночную экономику, и она все отрегулирует. Оказалось, что без институционального обеспечения она часто работает так, как вы об этом говорите. Поэтому нужны другие более глубокие реформы не только в экономики, но и в обществе.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.