Основным претендентом на пост нового премьер-министра Палестины стал Джамаль аль-Кудаири, бизнесмен из сектора Газа. Первое кадровое решение террористической организации ХАМАС, победившей на выборах, говорит о том, что радикалы все-таки хотят компромисса.
В среду руководство правящей партии Палестины ХАМАС, одержавшей победу на недавних выборах, определилось с основным кандидатом на пост премьер-министра. Прошлое палестинское правительство во главе с соратником покойного Ясира Арафата Ахмедом Куреи в полном составе подало в отставку еще до объявления официальных итогов голосования.
По законам Палестинской автономии, ее правительство утверждается парламентом, большинство в котором (74 из 132 мест) теперь контролирует ХАМАС. Однако мандат на формирование правительства кандидату на пост премьер-министра должен вручить президент. И в ХАМАС было принято решение предложить президенту Палестинской автономии Махмуду Аббасу, состоящему в партии ФАТХ, утвердить на посту премьер-министра независимого депутата, бизнесмена из Газы Джамаля аль-Кудаири.
Уже то, что аль-Кудаири не входил в списки ХАМАС, говорит, что к радикалам его отнести нельзя. Пятидесятилетний аль-Кудаири, председатель находящегося под контролем хамасовцев Исламского университета в Газе, известен своими умеренными взглядами. Он не призывал избирателей к насилию против Израиля, хотя не говорил и о возможности признания еврейского государства.
В ходе предвыборной кампании бизнесмен выступал за внутренние реформы в Палестине, высказывался за необходимость профессионального образования и борьбу с безработицей. Кроме того, Аль-Кудаири является владельцем самой большой в автономии фабрики по производству матрасов.
Также лидеры ХАМАС приняли решение, что если Абу Мазен (партийная кличка Махмуда Аббаса) не одобрит выбор ХАМАС, ему будет предложен еще один относительно умеренный кандидат – нынешний министр торговли и экономики автономии Мазен Сонногрот, также независимый депутат, поддерживающий ХАМАС. Если же и вторая кандидатура не понравится Махмуду Аббасу, ХАМАС угрожает поставить во главе правительства представителя своего руководства.
Дело в том, что по законодательству автономии, если председатель дважды отклонит предложенную партией кандидатуру, то у ХАМАС будет возможность квалифицированным большинством в парламенте провести своего кандидата на пост премьер-министра. Для этого, правда, партии потребуется мобилизовать две трети голосов депутатов, то есть больше, чем радикалы имеют сейчас.
Между тем опрошенные «Газетой.Ru» эксперты приходят к выводу, что ХАМАС пытается найти компромисс как с нынешним главой ПА Аббасом, так и с Западом. Гендиректор агентства «Курсор» Анатолий Моткин считает, что обе предложенные кандидатуры – умеренные. «ХАМАС понимает простую вещь: если будет одиозный глава правительства, то они лишатся не только поддержки Евросоюза и Америки, но и некоторых арабских стран. Они хотят найти некую компромиссную фигуру, при этом не отказываясь от своей победы на выборах.
Директор Института социальных и политических исследований Израиля Элиэзер Фельдман характеризует Джамаля аль-Кудаири как «технического, малоизвестного кандидата, который никогда не стремился выйти на авансцену большой политики». «Это исполнительская фигура, которая будет лавировать между председателем автономии и парламентским большинством. Это компромиссная фигура, которая устроит окружение Абу Мазена», – полагает Фельдман.
Что касается второй кандидатуры – министра торговли Мазена Сонногрота, то она более известна. «Это человек, гораздо лучше знакомый Абу Мазену. Он может выступать более оптимальной фигурой», – сказал Фельдман. Однако против нее может выступить часть самой правящей партии. «Ведь главным лозунгом ХАМАС на выборах была борьба с коррупцией. Поэтому фигура Сонногрота может привести к расколу в ХАМАС», – прогнозирует директор Института социальных и политических исследований Израиля.
Фельдман тоже считает, что пришедшие к власти радикалы хотят компромисса. «Это абсолютно логичное решение. ХАМАС понимает, что правительство, которое оно может утвердить волевым решением, через парламент, в которое будут входить только представители ХАМАС, будет, безусловно, легитимным. Но оно не сможет контактировать ни с какими зарубежными политиками – ни с Евросоюзом, ни с США, ни с Израилем, ни с международными организациями. Так как палестинская автономия не имеет своих источников существования и живет за счет субвенций западных организаций, эта опция невозможна», – заявил Фельдман.
В такой ситуации, по его словам, возможны два варианта – например, создание широкого правительства палестинского национального единства, в которое вошли бы ФАТХ, ХАМАС, «Исламский джихад» и прочие группировки палестинского парламента. «Но главный источник такой возможности – партия ФАТХ – категорически отказывается входить в правительство с ХАМАС, ожидая, что ХАМАС не справится с управлением палестинской автономией, что приведет к кризису и новым выборам», – отметил Фельдман.
Поэтому сейчас у ХАМАС осталась возможность, по словам Фельдмана, «сформировать так называемое правительство технократов: правительство, свободное от политических обязательств и не связанное напрямую с партией ХАМАС. Оно получит возможность контакта с зарубежными организациями, у которых не будет возможности игнорировать это правительство исходя из того, что оно заведомо хамасовское».
С другой стороны, отмечает Фельдман, такое правительство «на парламентском уровне будет полностью зависимо о ХАМАС: премьер-министр формально не будет его представителем, но все решения вынужден будет согласовывать с парламентским большинством». «Компромисс внутри палестинского общества – это половина, даже четверть дела.
Должен быть компромисс и с Израилем, и с Америкой, и с Евросоюзом. А это большая проблема, потому что и американцы с Израилем не признают ХАМАС как легитимную формацию, – отметил Анатолий Моткин. – Ситуация не патовая, но очень сложная: с одной стороны, Израиль перевел деньги палестинцам, аргументируя тем, что без этих денег может быть коллапс власти. В Израиле тоже скоро выборы, и наше правительство не заинтересовано в эскалации. Израиль будет искать компромиссный вариант, может быть, даже не заявляя об этом публично. Израиль будет каким-то образом сотрудничать с новой администрацией».
"Газета.RU"
e-news.com.ua