"Президентская республика – это значит сильный президент и не менее сильный парламент. Но каждый отвечает за свою работу. Ответственность за управление страной не размывается между президентом и премьером, как у нас сейчас, не дублируется.
Никто не выясняет, контролирует премьер правоохранительные органы или нет. Не содержится два громоздких аппарата, дублирующие друг друга",– заявил Курманбек Бакиев. В то же время, по его словам, Киргизии не обойтись без сильного парламента. "Я считаю, что парламент должен быть сформирован на две трети из партий, на одну треть из территориальных округов. Нужно укрепить независимость судебной системы. Такую конституцию я готов сейчас внести на обсуждение парламента и подписать",– подчеркнул он.
Этим заявлением президент Киргизии продолжил давление на премьера Феликса Кулова и парламент, начатое им в прошлую пятницу, когда Курманбек Бакиев выступил перед депутатами с резкой критикой их работы. Тогда он обвинил парламентариев в нагнетании политической напряженности, а премьера – в потворствовании этому процессу и ненужной истерии вокруг криминализации власти.
Во вчерашнем заявлении господин Бакиев вновь не обошел вниманием проблему борьбы с преступностью. По его словам, "разговоры о криминализации общества – это попытка отдельных людей создать ощущение нестабильности, дискредитировать новую власть". К этим людям президент отнес тех, кто нажил себе состояние при прежнем режиме, кто боится перемен, боится за свой бизнес. "Неправедные деньги тянут за собой неправедные дела. Вот вам весь миф о криминализации",– пояснил он.
Как и ожидалось, вчерашнее заявление президента вызвало в Киргизии неоднозначную реакцию. Лидер коалиции "За демократию и гражданское общество" Эдиль Байсалов назвал позицию главы государства "примиренческой по отношению к организованной преступности". Он расценил заявление президента как "неадекватное и не соответствующее ожиданиям подавляющего большинства народа Киргизии".
В то же время инициатива Курманбека Бакиева об ускоренном проведении конституционной реформы, которая повысит роль законодательной власти, похоже, может увеличить число его сторонников в парламенте, считавшемся до настоящего времени антибакиевским. Еще вчера утром депутаты крайне негативно относились к перспективе отставки спикера Омурбека Текебаева, на которой настаивает администрация президента. "Я не отрицаю, что после сегодняшних заявлений президента может возрасти число депутатов, которые будут голосовать за отставку спикера",– сказал депутат Темир Сариев.
Между тем вчерашний день в Киргизии начался со скандала. Высшие чиновники государства собрались на заседание совета безопасности, которое еще не успело начаться, как президент Бакиев демонстративно покинул зал. Таким образом он отреагировал на появление спикера парламента Омурбека Текебаева, допустившего два дня назад выпады в адрес главы государства. Глава президентской администрации Усен Сыдыков потребовал от спикера немедленно покинуть заседание, поскольку президент "не намерен сидеть за одним столом с господином Текебаевым".
После непродолжительной перепалки спикер ушел. "Поскольку все население Киргизии ждет от совета безопасности решительных действий по борьбе с криминалитетом и других важнейших решений, то в интересах дела я уйду. Что касается моего эмоционального высказывания позавчера перед началом заседания парламента, то я признаю, что его форма и тон не соответствуют той высокой должности, которую я занимаю, и я об этом очень сожалею",– подчеркнул он при этом.
Кроме того, по словам спикера, он принял решение просить парламент о вотуме доверия. "Если парламент сочтет мою работу неудовлетворительной и примет решение о моей отставке, то я уйду в отставку; если парламент сочтет, что моя ошибка была не роковой и простительной, то я останусь на своем посту. И тогда я вернусь сюда на следующее заседание совбеза и прошу меня любить и жаловать, так как я работаю в силу коллективной воли парламента, избранного народом страны",– отметил он.
Таким образом, спикер дезавуировал свое заявление об отставке, сделанное накануне. Дело в том, что если он сам внесет прошение об отставке, то для его удовлетворения требуется 38 голосов (свыше 50%), а если речь пойдет о вотуме доверия, то для освобождения спикера от должности потребуется уже 50 голосов, или 2/3 общей численности депутатов. А это, по словам депутата Темира Сариева, невозможно.
Вчерашнее заявление президента Бакиева ставит совершенно новые проблемы и перед премьером Куловым. С одной стороны, он сам добивался ускорения конституционной реформы, а президент Бакиев ее усиленно оттягивал. Кроме того, именно Феликс Кулов настаивал, что принятие новой конституции через парламент – наиболее приемлемая форма для нынешней ситуации в Киргизии. Более того, именно премьер Кулов выступал за выборы депутатов по партийным спискам. В то же время инициатива Курманбека Бакиева отказаться от института премьера может оттолкнуть от Феликса Кулова тех немногочисленных чиновников, кто сегодня тайно или явно поддерживает "железного Феликса".
По мнению экспертов, для сохранения своего политического веса Феликс Кулов будет вынужден усилить борьбу с организованной преступностью и искать все больше поддержки в гражданском обществе. Не исключено, что господин Кулов использует еще один рычаг, а именно северные кланы, к помощи которых он пока не прибегал.
"Диалог.UA"
e-news.com.ua