Даже не верится, что еще месяц назад ситуация в Казахстане была совсем иной. В декабре прошли президентские выборы, на которых с разгромным для своих соперников счетом вновь победил Нурсултан Назарбаев. Казалось бы, ничто не способно поколебать политическую стабильность, воцарившуюся последние пять лет. Элиты мирно и дружно поучаствовали в формировании нового правительства. Оппозиция привычно маячила на задворках политической жизни.
Глава государства для профилактики прошерстил Кабмин, надавал министрам тумаков — дабы лучше работалось. Сложилось впечатление, что единственный жизненно важный вопрос, который волновал всех, состоял в том, войдет ли "КазМунайГаз" в новый госхолдинг "Самрук", или нет. Это было всего лишь две недели назад.
Но уже 13 февраля по новостным лентам прошло сообщение о том, что в пригородах Алма-Аты обнаружены трупы экс-министра информации и одного из лидеров оппозиционного движения "За справедливый Казахстан" Алтынбека Сарсенбаева, а также его водителя и охранника. Наверное, ранее утро этого злосчастного дня на ближайшие недели, если не месяцы, останется в памяти у всех как самый спокойный день 2006 года.
Последовавший за тем шквал информационных сообщений буквально взорвал обе столицы — задержаны подозреваемые, которые оказались сотрудниками КНБ; общественность в негодовании; в прессу вливается масса подробностей о ходе следствия — причем таких подробностей, которые могли бы знать только организаторы преступления; оппозиция убеждена, что Сарсенбаева расстреляли в присутствии Рахата Алиева; супруга последнего — Дарига Назарбаева — в свою очередь обвиняет руководство КНБ и требует его увольнения; генерал Дутбаев подает в отставку; депутаты Мажилиса требует расформировать спецназ КНБ; наконец — еще одна сенсация — сотрудниками МВД арестован руководитель аппарата Сената Ержан Утембаев, которого они считают организатором убийства; оппозиция требует отставки спикера Сената Нуртая Абыкаева;
Дарига Назарбаева делает очередное громкое заявление, в котором обвиняет некие "влиятельные силы во власти" в попытке дискредитировать президента; оппозиция проводит несанкционированный митинг в центре Алма-Аты, в ходе которого происходят столкновения с полицией; в зарубежной прессе пишут о "массовых беспорядках" в южной столице; шеф МВД Бауржан Мухамеджанов проводит брифинг, на котором заявляет о том, что Утембаев дал признательные показания и уверяет, что "информация о причастности Рахата Алиева к данному преступлению не соответствует действительности". И это все за две недели.
Вместе с тем, чтобы поверить в картину, которую дружно навязывают населению СМИ, нужно предположить, что либо они держат читателей за клинических идиотов, либо таковыми в последние две недели заделались все упомянутые в качестве организаторов и участников преступления лица. Интеллигент Утембаев (пресса напоминает — ставленник Абыкаева, друг Машкевича и покровитель Каппаров), который занимался исключительно разработкой экономических стратегий, внезапно проникается "личной неприязнью" к Сарсенбаеву, нанимает каких-то проходимцев (пресса напоминает: из окружения Масимова), которые, в свою очередь, нанимают сотрудников спецназа (СМИ: подчиненных Дутбаева, Божко и Карбузова), дабы похитить и убить Сарсенбаева (СМИ: личного врага президента).
Спецназовцы выполняют поручение, но глупо оставляют массу улик (СМИ: непрофессионализм, коррупция в органах, изъяны всей системы). По этим уликам доблестные сотрудники МВД их ловят и те моментально раскалываются, сдав полностью всю цепочку — до самого заказчика. Комментаторы, поджав губы, смутно указывают, что "покровители и друзья" Утембаева будут мешать следствию, поэтому их надо поскорее отправить в отставку (СМИ лихорадочно составляют списки, начиная с Абыкаева).
Казалось бы все ясно: руководство страны насквозь прогнило, оно аморально и коррумпированное (естественно, за исключением главы государства, которого, по мнению Дариги Назарбаевой, "мы должны поддержать", спасти его от дурного влияния и т.д.).
Однако, информационная картина, складывающаяся вокруг расследования убийства, очень четко демонстрирует цели и задачи подлинных заказчиков. Ведь сам характер такого преступления, по общему мнению, говорит о том, что убийство было политическим, и значит преследовало некие цели. И эти цели становятся видны невооруженным глазом. Это — дискредитация и отставка Нуртая Абыкаева, Нартая Дутбаева, других руководителей КНБ, с одновременным ударом по позициям Тимура Кулибаева, Карима Масимова и — в определенной степени — Марата Тажина.
Какую же угрозу представляют собой данные фигуры для своих противников. Во-первых, практически всем ясно, что Абыкаев является основным кандидатом в наследники Нурсултана Назарбаева на посту президента, как наиболее доверенное лицо, предсказуемый, опытный и тяжеловесный политик.
Во-вторых, спикер Сената и его команда (т.е. почти все вышеназванные лица) составляют высший и средний слой политической и экономической власти в стране, жестко управляя ситуацией и оттесняя от "престола" разномастных радикалов и самозванных наследников. Именно они в конце 2001 года остановили экспансию Рахата Алиева, с одной стороны, и олигархов-демократов — с другой. в результате их действий прекратилась жесточайшая информационная война, развязанная Алиевым, а страна получила несколько лет политической стабильности.
Не менее очевиден и тот факт, что до и во время президентских выборов "старая гвардия" была практически неуязвима — были задействованы все возможные ресурсы с целью проведения выборов в спокойной и конструктивной атмосфере. Нельзя забывать и о том, что к власти в оппозиции фактически пришел друг и партнер Марата Тажина — Алтынбек Сарсенбаев, который впервые за годы независимости смог объединить под своим контролем все оппозиционные партии и движения, и гарантировать спокойное проведение выборов. При этом, Сарсенбаев находился в жесткой конфронтации только с Даригой Назарбаевой и ее супругом, требуя демонополизации их медийных структур и не подпуская их к оппозиции.
Для многих остался незамеченным и то, что команду Дариги фактически не подпустили к предвыборной кампании президента: "Асару" не позволили стать одной из партий, выдвинувших Нурсултана Назарбаева в кандидаты; представители партии вошли в т.н. "Народную коалицию" и Республиканский общественный штат лишь на вторые роли, а при разделе постов после выборов их откровенно "обделили". При этом, пост заместителя руководителя администрации президента занял Мухтар Кул-Мухаммед, который в свое время приложил немало усилий, чтобы отобрать у Дариги телеканал "Казахстан-1".
Одновременно, резко выросло влияние Тимура Кулибаева, отставки которого с поста первого вице-президента "КазМунайГаза" в октябре прошлого года как раз добилась Дарига. Кулибаев вместо того, чтобы оказаться в ссылке в каком-нибудь посольстве, стал фактическим руководителем госхолдинга "Самрук", куда должны войти все национальные компании. (Можно вспомнить, что война "алой и белой роз" в 2001 году также началась после того, как Кулибаев возглавил новую национальную компанию).
Помимо прочего, наблюдатели отметили некоторую напряженность в "медиа-мегахолдинге" в тот момент, когда КНБ провело операцию на таможне "Хоргос", в результате которой был арестован ряд таможенников, силовиков и криминальных авторитетов. Еще одним ударом по позициям Дариги и Рахата стал провал их попытки провести на пост спикера Сената Касымжомарта Токаева. Казалось бы, все — Абыкаев, Кулибаев и их команды вновь победили, а для Рахата с Даригой остается все меньше и меньше жизненного пространства.
И вот ситуация меняется — сначала убивают их врага Сарсенбаева, потом уходит в отставку Дутбаев, а следствие неотвратимо подкапывается к окружению Абыкаева и Кулибаева. Дарига не уходит с экранов с весьма своеобразными заявлениями ("Я, как лидер партии "Асар", ответственный политик, обязана дать свою политическую оценку сложившейся ситуации в стране"), а ее супруг дает гламурные интервью глянцевым журналам ("Я, получив советское воспитание, считаю, что самое лучшее надо отдать детям"). У всех врагов этой супружеской пары начались огромные проблемы.
А если посмотреть на то, так ситуацию освещают некоторые телеканалы, газеты и сайты, то сомнений практически не остается — через все сообщения и комментарии рефреном идет "А вы, сволочи, нам еще за ноябрь 2001 года ответите"). Стиль-то старый, испробованный, простые решения. "Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы". "Если компромата нет, надо его придумать". "Вокруг одни уроды, а я один умный и чистый". Злорадство от первых результатов так и сквозит — если первое время информационное освещение было еще более или менее внятным и продуманным ("казнь", "оборотни в погонах"), то теперь уже "сорвались" на явные пасквили.
Все говорит о том, что первоначальная атака явно выдыхается. Теперь все зависит от следственной группы — какие еще показания вброшены в СМИ. Ведь немалая часть работы построена на энтузиазме следователей из МВД — ведь им впервые "удалось" нанести удар по злейшему врагу полиции — Комитету национальной безопасности; все эти годы именно "комитетчики" ловили "оборотней в погонах" в МВД, а теперь есть возможность отыграться сразу на несколько лет вперед. Нельзя не отметить, что такой подход очень даже на руку Рахату с компанией — полиция делает всю черновую работу на новом этапе.
Особенно трогает поведение оппозиции — оставшись без "мозга" (а именно эту роль и играл покойный), они сразу рванули на площадь, нарываясь тем самым на последующие аресты, судебные процессы и негативную реакцию "международной общественности". А это только на руку организаторам нынешнего кризиса. Слишком уж на руку. Хотя сама оппозиция прекрасно отдает себе отчет, кому именно выгоден сегодняшний кризис.
Вопрос лишь в том, долго ли будут резвиться дестабилизаторы на политической поляне, подставляя главу государства ради ублажения своих прихотей, или они наконец-то получат достойный отпор? Ведь первая кровь уже пролилась.
Асхат Имашев, "ЦентрАзия"
e-news.com.ua