На фоне всё более конкретных планов Тбилиси по силовому решению «югоосетинской проблемы» и возрастающего давления Вашингтона на Москву в коридорах российской власти продолжается борьба радикально разных позиций в отношении непризнанных постсоветских республик.
Государственный департамент США, впечатленный, как и Госдума РФ, планом военных действий Тбилиси против Южной Осетии «Прыжок тигра», опубликованным в конце марта порталом «Российский миротворец», 8 апреля предупредил Грузию о недопустимости попыток силового решения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид заявил, что «Тбилиси не должен прибегать к силе, пытаясь восстановить территориальную целостность страны».
Детально прописанный план покорения Южной Осетии предполагает вывод из зоны конфликта российских миротворцев, организацию ряда провокаций против населения грузинских сел и военное вторжение в Южную Осетию с разных направлений подразделений силовых ведомств Грузии.
После захвата крупных населенных пунктов непризнанной республики при одновременном блокировании границы с Российской Федерацией руководство Южной Осетии должно быть арестовано и предано суду, а в регионе введено военное положение, назначено временное правительство и установлен комендантский час. На все это в «Прыжке тигра» отводится порядка семи суток, причем вывод миротворцев должен завершиться к 1 мая, а военная операция приурочивается к 6 мая — одному из дней памяти Святого Георгия.
Уже ясно, что реализовать этот весьма правдоподобный и продуманный план в указанные сроки не удастся. Скорее всего, авторы разработали его еще осенью прошлого года в расчете на быстрое отступление Москвы в вопросе о миротворцах в зоне грузино-осетинского конфликта. Задержка этого процесса повлекла за собой торможение и всех остальных. Это, однако, не значит, что Грузия отказалась или намерена отказаться от силового решения «югоосетинской проблемы».
Окрик из Вашингтона свидетельствует о намерении американцев заставить грузинских «партнеров» пойти другим путем. Как заявил журналистам в Тбилиси конгрессмен Джим Колби, «Россия играет основную роль в деле урегулирования конфликтов на территории Грузии, и мы осуществим на нее давление для решения этих конфликтов». Иными словами, «мировое сообщество», не дожидаясь возникновения косовского прецедента, пытается решить проблему существования непризнанных государств на постсоветском пространстве, действуя «через голову» Абхазии и Южной Осетии, напрямую аппелируя к Москве.
Позиция же Кремля, как и ранее, отличается двойственностью. И если президент России во всеуслышание настаивает на универсальности еще не созданного «косовского прецедента», то некоторые высокопоставленные сотрудники его администрации в кулуарах прямо говорят: «Мы сдадим Южную Осетию и все эти непризнанные недоделанные «государства».
Напомним, что впервые Владимир Путин заговорил о том, что принципы урегулирования конфликтов должны быть одинаковы для всех, 15 ноября прошлого года в ходе беседы с президентом Сербии Борисом Тадичем. Тема получила развитие 30 января 2006-го на встрече с членами российского правительства.
«Все варианты предложенных решений, которые вы будете там вырабатывать, должны иметь универсальный характер, — заметил Владимир Путин, выслушав доклад министра иностранных дел Сергея Лаврова. — Для постсоветского пространства это очень важно. У нас, к сожалению, еще не все конфликты разрешены на постсоветском пространстве, и мы не можем идти по пути, согласно которому в одном месте будем применять одни принципы, а в другом — другие. Про универсальность принимаемых решений нужно всегда помнить».
«Обязательно будем это делать, тем более что в ходе подготовительной работы некоторые наши партнеры по контактной группе пытаются записать в документы этой группы тезис о том, что Косово — это уникальный случай и не создает прецедентов», — ответил Лавров, на что последовала резкая отповедь главы государства. — «Уникальные для того, кто хочет обойти общие принципы международного права, — констатировал Путин. — Эту «уникальность» мы уже видим на протяжении последних лет в отдельных регионах мира. И к чему ведет эта «уникальность», все хорошо понимаем».
На следующий день, отвечая на вопрос грузинского телеканала «Мзе» в рамках своей ежегодной пресс-конференции, Путин поставил точку в вопросе косовского урегулирования: «Если кто-то считает, что Косово можно предоставить полную государственную независимость, то тогда почему мы должны отказывать в этом абхазам или южноосетинцам». «Я сейчас не говорю о том, как будет действовать Россия, — несколько сгладил резкость своих слов президент России. — Но мы знаем, например, что Турция признала Республику Северный Кипр. Я не хочу сказать, что и Россия тут же немедленно признает Абхазию или Южную Осетию в качестве независимых и самостоятельных государств, но такие прецеденты в международной жизни есть».
Слова Путина запомнились всему миру. Неудивительно, что мартовское заявление помощника председателя российского Правительства Геннадия Букаева о том, что руководство РФ приняло принципиальное решение о присоединении Южной Осетии к России, стало настоящей сенсацией.
Букаев, напомним, выразил надежду, что скоро вместо Северной и Южной Осетии будет единая республика, «название которой и так известно всему миру — это Алания». То есть, дословно повторил президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, неоднократно заявлявшего об этом в Цхинвали, Владикавказе и Москве. Однако букаевская эскапада произошла не вовремя, почему и не получила открытой поддержки российского руководства. МИДу и вовсе пришлось пуститься в невнятные разъяснения, что помощника Фрадкова, дескать, неправильно поняли, хотя произнесенное им толкуется совершенно однозначно.
Пока на Старой площади с переменным успехом борются разнонаправленные силы, резкая актуализация проблемы непризнанных государств заставила Южную Осетию предпринять очередную попытку оказаться в составе России. Непризнанная республика, два года назад обращавшаяся в Госдуму с просьбой о принятии в состав России, на сей раз пошла «от противного».
Президент РЮО Эдуард Кокойты заявил, что в скором времени в Конституционный суд РФ будут поданы документы, доказывающие факт вхождения единой Осетии в состав Российской империи. «Мы просим ответить — выходила ли Южная Осетия когда-либо из состава России? — пояснил «Росбалту» полномочный представитель президента РЮО в Москве Дмитрий Медоев. — Оснований считать так у нас нет».
Инициативу Эдуарда Кокойты немедленно осудили в Вашингтоне. Представитель США в ОБСЕ Джулия Финли выразила «безоговорочную поддержку суверенитету и территориальной целостности Грузии». Своеобразным ответом Москвы и стало вышеупомянутое заявление Геннадия Букаева.
Между тем, большинство россиян поддержали бы признание Россией Южной Осетии. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, порядка 40% опрошенных считает, что Россия должна помочь Южной Осетии, Абхазии, Нагорному Карабаху и Приднестровью в получении независимости. 26% респондентов полагают, что Россия должна содействовать их возвращению в состав государств, где они ранее находились. 34% россиян не знают, как относиться к этой проблеме. При этом 33% россиян, вопреки мнению президента, считают, что смотреть надо все-таки отдельно на каждый такой случай, 23% являются сторонниками права народов на самоопределение и лишь 17% ставят во главу угла принцип территориальной целостности существующих государств.
Понимая все стоящие перед республикой трудности, цхинвальское руководство решает задачи по мере их поступления. «Наша цель — признание независимости Южной Осетии с тем, чтобы потом вступить в состав РФ», — говорит Дмитрий Медоев. Республика признана де-факто, и это легитимная, демократическая форма признания, напоминает он. «Вот почему мы говорим, что у нас больше оснований для признания, чем у того же Косово», — добавляет полпред президента РЮО.
Важная составляющая проблемы — искусственно созданная разделенность осетинского народа. «Осетия была разделена в большевистское время, — напоминает Медоев. — Отсюда естественное стремление осетин к объединению, которому должна радоваться, в первую очередь, демократическая Грузия. В этом вопросе мы рассчитываем на понимание грузинского правительства — может быть, даже нынешнего. Население Грузии, в отличие от ее руководства, давно признало существование независимой Южной Осетии, и это обнадеживает. И когда в Грузии пройдут истинно демократические выборы и произойдет свободное волеизъявление грузинского общества, новое демократическое руководство этой страны признает реальное положение дел. Признание со стороны братского грузинского народа для нас дороже многих других».
Полпред президента Южной Осетии не сомневается, что рано или поздно это произойдет. «Вот тогда начнется другая жизнь Грузии, — рассуждает Дмитрий Медоев. — Наши народы заживут в мире и согласии, строя свои отношения на основе добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества, общечеловеческих ценностей и общепринятых норм демократии. Когда такое случится, я готов стать первым послом независимой Южной Осетии в Тбилиси, и уже присмотрел в Ваке хорошее место под наше дипломатическое представительство».
Яна Амелина, "Росбалт"
e-news.com.ua