В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, цель которого - привести нормы действующего законодательства в соответствие мировому опыту регулирования ввоза на территорию государства устаревших транспортных средств. Аналитики опасаются, что в случае его принятия может существенно измениться ситуация на украинском автомобильном рынке в части ценообразования, а импорт подержанных автомобилей не будет целесообразным.
В частности, народный депутат от Партии регионов Дмитрий Святаш зарегистрировал проект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регистрации транспортных средств)", предлагая привести ст.31 Закона "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств" в соответствие ст.XI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и ст.2 Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле, в соответствии с которыми никакие запреты, кроме таможенной пошлины, налогов или других сборов либо в форме квот, импортных или экспортных лицензий, либо других средств не должны применяться в отношении импорта товара. Также страна, которая находится в переговорном процессе о вступлении в ВТО, не должна нарушать принцип "stand still", т.е. не имеет права ухудшать условия внешнеэкономической деятельности. В то же время техническое регулирование не должно быть более ограничительным для торговли, чем это необходимо для достижения правомерной цели.
Т.е. речь идет о согласовании украинской и международной нормы законодательства относительно запрета ввоза на таможенную территорию Украины для постоянного пользования транспортных средств, которые на момент ввоза были изготовлены больше 8 лет назад. Вместе с тем предлагается внести изменения в Закон "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов" и ввести ставки налога с собственников транспортных средств при первой регистраций и при прохождении очередного технического осмотра согласно возрасту транспортного средства. Автор законодательной инициативы полагает, что это приведет к уменьшению количества автомобилей возрастом более 5 лет, существенно уменьшит отрицательное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье граждан Украины, будет способствовать эффективному развитию национальной автостроительной промышленности. Применение ограничений на ввоз б/у транспортных средств с помощью налога при регистрации на сегодня действует в Испании, Венгрии и некоторых других странах.
Фактически, по словам аналитиков "AUTO-Consulting", в случае принятия этого законопроекта подержанные автомобили будут облагаться кроме акцизного сбора, пошлины еще и увеличенной ставкой транспортного сбора при первой регистрации. Например, если сейчас для автомобилей с объемом двигателя 1001-1500 см3 ставка транспортного сбора составляет 4 грн. за 100 см3 (или 60 грн. в год для автомобиля с двигателем 1500 см3), то при регистрации такого автомобиля возрастом до 5 лет придется уже платить по ставке 850 грн. за 100 см3 или 12 тыс. 750 грн. Если автомобиль будет старше 5 лет, то платить придется по ставке 1 700 грн. за 100 см3, что равносильно 25 тыс. 500 грн. "Естественно, что при существующих величинах пошлин и акцизного сбора на подержанные автомобили дополнительные $5000 при регистрации сделают б/у авто экономически не интересными для покупки", - полагают они.
Ставка транспортного сбора для более объемных автомобилей может достигать 2 тыс.грн. за см3. К примеру, за внедорожник с двигателем 4,7 л придется выложить 94 тыс.грн. за 1 год. Аналогичная ситуация и с подержанными автобусами и грузовиками. Там ставка транспортного сбора достигает 1000 грн. за 100 см3 при первой регистрации. Ставки транспортного сбора будут увеличиваться в зависимости от возраста автомобиля: новые, до 5 лет, 5-8 лет и старше 8 лет.
"Владение автомобилями с большими объемами станет просто разорительным. Так, 5-литровый "Mercedes-Benz" S500 1996 года выпуска будет обходиться в 17 тыс. 500 грн. в год., а совсем еще "свежий" "Toyota Land Cruiser" 100 2000 года выпуска - 10 тыс. 575 грн. При таких ставках транспортного сбора произойдут резкие перемены на рынке, особенно в области ценообразования подержанных автомобилей. Понятно, что владеть новым автомобилем становится не только престижно, но и выгодно. Его имеет смысл держать до 5 лет, а потом - "скидывать". Для тех, кому по душе собственное авто, можно еще потерпеть до 8 лет, но "передерживать" вообще смысла нет. С другой стороны покупать подержанное авто "с рук" будет очень накладно и цены на могут упасть. Но что делать тем, у кого сейчас старый автомобиль - в законопроекте не написано. Платить такой транспортный сбор, даже со льготами - иногда получится дороже его рыночной цены. С другой стороны, при таких ставках ТС продать старый автомобиль будет очень проблематично. Что же с ним делать? По предварительным оценкам, в "зону риска" попадут миллионы автомобилей, которые нужно либо очень срочно продавать, либо выбрасывать в металлом. Не отработан и механизм утилизации автомобилей, поэтому во дворах все чаще будут оседать бесхозные автомобили, за которые не смогут заплатить транспортный сбор. Выходом из возможного кризиса мог бы стать вывоз автомобилей из Украины в другие страны СНГ", - сообщили в "AUTO-Consulting".
Напомним, что в странах Европейского Союза экологические нормы Евро-2 были введены с 1995-96 гг. Украина перешла на эти нормы с 1 января 2006 года и запретила ввоза на таможенную территорию Украины автомобили возрастом больше 8 лет.
Инф. ЛIГАБiзнесIнформ
e-news.com.ua