• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • «Укрзалізниця»: объединиться, чтобы не обанкротиться

    Опубликовано: 2006-09-07 14:17:00

    Новое руководство Минтранса и «Укрзалізниці» отказывается от планов своих предшественников. Постановлением правительства уже отменено строительство ветки Рени – Измаил, по-другому будут определяться подходы к запуску скоростных поездов. Основная мотивация новых менеджеров – экономия средств, которые должны быть направлены на реформирование и модернизацию отрасли. Ее финансовое положение и так сложное из-за полученных кредитов, которые необходимо возвращать в 2007 г.

    Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский на состоявшейся в Киеве пресс-конференции заявил о том, что вопрос реформирования железнодорожной отрасли стоит как «назревший и принципиальный». В связи с этим изучается и анализируется опыт соседних государств. В Минтрансе и в самой «Укрзалізниці» для этого созданы соответствующие рабочие группы, которые нарабатывают проекты законодательные актов, постановлений правительства. После определения приемлемой для Украины схемы реформирования Минтранс намерен выйти с предложениями на правительство и парламент.

    Н. Рудьковский настаивает на том, что необходимо создать «единое мощное государственное предприятие «Укрзалізниця». Он также считает, что сейчас невозможно даже проконтролировать финансовые планы существующих отдельных шести предприятий – железных дорог, выработать единую стратегию развития. И практически получается так, что генеральный директор «Укрзалізниці» руководит этими предприятиями на началах своего авторитета.  «Но должны быть узаконенные юридические основания для того, чтобы уверенно управлять всей отраслью и модернизировать ее», - сказал он.

    Такая компания, по его мнению, должна быть в стопроцентной собственности государства, прозрачной в своей деятельности. Одно предприятие будет создано по такому принципу, что и «Нафтогаз Украины». Корпоратизация – это уже второй вопрос, отметил он.

    Николай Рудьковский сообщил, что на следующий год «Укрзалізниця» получила заказ от металлургов об увеличении перевозок продукции на 18-20%, которые необходимо осуществить посредством использования полувагонов, которых в стране «катастрофически не хватает». Уже в эти дни возникла сложная ситуация с отгрузкой в Украину российского угля из Кузбасса. В конце августа ОАО «Российские железные дороги» в два раза ограничило погрузку угля в связи с неудовлетворительным возвратом российских полувагонов.  Ситуация с отгрузкой, как говорится в соответствующем документе, может нормализоваться только при условии, если "Укрзаліизниця" примет меры к срочному возвращению вагонов РЖД.

    Кроме того, он пожаловался, что предшествующее руководство отраслью «набралось кредитов», и уже в 2007 г. необходимо будет возвращать до 3 млрд. грн. А кредитные средства, по его словам, были взяты не на производственные нужды «Укрзалізниці». В связи с этим в ближайшие дни вместе с премьер-министром В. Януковичем будет осуществлен объезд объектов инфраструктуры Киева, в которые вкладывались деньги ведомства с тем, чтобы дать подлинную оценку его затратам и впоследствии принять соответствующее решение.  

    Н. Рудьковский выразил надежду на то, что политика нового правительства реализует принцип, при котором государственные предприятия не будут уплачивать в бюджет 50% налога на прибыль, и благодаря этому у них хватит средств для своей модернизации.

    В ближайшее время Минтранс планирует разработать новую программу, по которой в Украине будет начат выпуск пассажирских вагонов в достаточном количестве. На Крюковском заводе уже разработаны соответствующие образцы. 

    Генеральный директор «Укрзалізниці» Владимир Козак обратил внимание представителей масс-медиа на тот факт, что с 90-х годов не было индексации основных фондов отрасли, из-за чего сегодня они оцениваются в 20 млрд. грн. Поэтому, к примеру, стоимость одного полувагона сегодня составляет всего 5 тыс. грн. После реформирования и использования более высокого порога оценки стоимости основных фондов возникнет возможность привлечь гораздо более существенные инвестиции.

    Что же касается увеличения маршрутов со скоростным движением поездов, то, по словам нынешнего генерального директора «Укрзалізниці» Владимира Козака, реализовать такую программу в кратчайшие сроки невозможно. «Тот, кто говорил, что наши поезда смогут двигаться со скоростью 200 км в час, - это блеф», - заявил он. На отдельных участках они могут идти на скорости 140 км/ч, но это «не решение вопроса». Скоростное пассажирское движение, по его словам, во всем мире строится отдельно от грузовых перевозок. Для этого необходимы другое крепление и построение верхнего пути, другая локомотивная часть, другие радиусы кривых и другой вагон. В Украине сейчас радиусы кривых 800 – 1200 м, а при скорости 200 км/ч они должны быть 2500 м. «На эти серьезные развязки необходимо потратить миллиарды долларов», - заметил В. Козак. Кроме того, немалой проблемой станет пересечение с автомобильными переездами.  Поэтому и необходимо реформировать отрасль, чтобы привлечь инвестиции, выработать механизмы реализации такой программы.

    Тем не менее в ближайшее время, по сообщению Н.Рудьковского, состоится запуск экспресс- поезда Львов – Киев, который будет двигаться к столице и на обратном пути без остановок.

    Как известно, бывшее руководства ведомства гордилось решением Кабмина о строительстве железнодорожной ветки Рении – Измаил. Нынешние менеджеры в течение нескольких недель своего руководства ведомством добились его  отмены. По словам Н. Рудьковского, была проанализирована экономической целесообразности вложения 1 млрд. долл. в сооружение 50 километров железнодорожного полотна в болотистой местности. «В то время, как мы имеем хорошие магистрали соединения с Рени, в которые уже вложены большие средства. Поэтому нет смысла прокладывать эту ветвь». С другой стороны, говорит министр, регион может быть обеспечен транспортом через речное соединение. По его мнению, предложение о таком строительстве – это попытка создать «очередную схему с целью  «закапывания» средств. «Когда говорили, что необходимо 2 млрд. грн, то это не так – там бы надо 6 млрд. А в это время остаются открытыми вопросы, будем ли мы летом ездить в вагонах без кондиционеров, создавать новые вагоны с тем, чтобы обеспечить надлежащий сервис для пассажиров, запустим ли скоростной поезд на Крым и проведем ли там параллельно еще одну ветвь?». Н. Рудьковский выразил уверенность в том, что незачем решать «какие-то геополитические вопросы, которые никакого отношения к безопасности государства не имеют». По его оценке, это была «схема для отмывания денег».

    Насколько эффективными окажутся подходы новых руководителей Минтранса и «Укрзалізниці» к реформированию отрасли, оценить смогут пассажиры и те, кто пользуется услугами по грузоперевозкам. Особое значение могут сыграть темпы реализации этих подходов. Скажем, отечественные производители новых вагонов действительно ждут от «Укрзалізниці» больших заказов и в кратчайшие сроки могли бы поставить ей свою продукцию. Но если новые менеджеры не проявят подлинной последовательности и процесс реформирования, как это уже было, вновь затянется, то перевозки и дальше будут осуществляться в тех же вагонах и  с тем же уровнем сервиса.

    Тарас Колиснык,  UGMK.INFO

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.