• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • О равенстве полов, или почему в науке так мало женщин

    Опубликовано: 2006-07-18 13:31:00

    Давно ведутся дебаты вокруг мнения, что мужские мозги для науки подходят больше, чем женские. К дебатам присоединился и Бен Баррес (Ben Barres), который, в отличие от многих,  не высказывается абстрактно о различиях полов, поскольку успел побывать и в мужском, и в женском теле.

     Именно это побудило Барреса написать колкую статью в журнал «Природа» (Nature), подвергнув сомнению комментарии бывшего президента Гарвардского университета  Лоренса Саммерса (Lawrence Summers), который предположил, что отсутствие женщин на высшем уровне науки объясняется биологической причиной. Исходя из своего опыта, Баррес отметил, что отсутствие женщин, прославившихся достижениями на научном поприще, объясняется не отсутствием у женского пола соответствующих склонностей к науке, а необъективностью суждения о таковых.

    Баррес, магистр, доктор наук, профессор нейробиологии, поведенческой биологии, неврологии и неврологических наук в Школе медицины при Стэндфордском университете, обращаясь к академикам и всем, кто сомневается  в биологической предрасположенности  женщин к наукам, назвал такое «выяснение отношений»  «уличной дракой».

    Где Саммерс видит природные различия, Баррес видит дискриминацию. Во время учебы Барреса – на то время он был женщиной по имени Барбара - ему отказали в проведении научных опытов в Массачусетском технологическом институте, а также однажды обвинили  в том, что сложную задачу по математике, поставившую в тупик большинство мужчин  в аудитории, решил не он (тогда еще она), а его/ее бойфренд. Институт он всё же закончил со степенью бакалавра. После того как он сменил свой пол, он услышал в свой адрес: «Бен Баррес сегодня отлично провел семинар, но его работа намного лучше работ его сестры».

    С точки зрения Бена, единственная вещь, которая в нем изменилась, -  это способность к плачу -  он практически не плачет. Больше ничего. Все осталось прежним. Его опыты и теории, интересы остались теми же, и он чувствует, что качество его работ не изменилось.

    То, что люди меняли мнение о нем в зависимости от его пола, очень злит Бена. Что хуже – некоторые женщины не понимают, что к  ним относятся иначе чем к мужчинам, поскольку в отличие от него они никогда не знали другого обращения и не имеют возможности сравнить. 

    Ирония состоит еще  в том, говорит Баррес, что те, кто с пеной у рта отстаивает теорию врожденных биологических различий в предрасположенности к наукам, не имеет на руках научных доказательств того, почему женщины составляют 50% всех выпускников, но только 10% из всех желающих допускаются  к преподаванию.

    Баррес не считает, что ученые мужи в высших научных эшелонах так думают из шовинистических предубеждений.  Наоборот, в своих комментариях он пишет, что  сторонники  гипотезы Саммерса  действуют из благих намерений  и рассуждают  беспристрастно. Мы выросли в обществе, которое придерживается разных стандартов по отношению к мужчинам и женщинам, поэтому люди, сами того не подозревая, вырастают, ослепленные предрассудками.

    Баррес приводит примеры, научно подтверждающие существование предубеждений. Например, когда группа ученых рассматривала вопрос присвоения грантов, имея на руках список, состоящий только из фамилий,  и мужчины, и женщины шли на равных. Тем не менее, считает Баррес, если список дополнить именами, женщине, чтобы получить грант и  чтобы ее признали компетентной в какой-либо отрасли, при равных задатках и способностях нужно работать в три раза упорнее, чем мужчине.

    Приведя несколько таких примеров, Баррес недоумевает, почему ученые отказываются признать то, что дискриминация является серьезной проблемой. И тут же находит ответ: они слишком оптимистичны. Большинство ученых хотят верить, что они всегда правы, и по этой причине игнорируют факты, показывающие, что в данном случае, возможно, нет.

    К сожалению, такой неудержимый оптимизм мешает ученым умам предпринять шаги, отменяющие предубеждения, которые они не осознают.

    В своих комментариях Баррес выдвинул ряд идей относительно того, как «сохранить» женщин в науке. В частности, он предложил «допускать» в науку  больше женщин. А также оценивать в первую очередь качество их работы, а не количество, поскольку на многих из них еще лежит забота о семье и ребенке. К тому же, Баррес предложил при присуждении грантов и стипендий для проведения научных работ придерживаться сбалансированного «отбора» в плане пола.
     
    По материалам  Medical News Today

    Подготовила Наталья Приходько, корреспондент

    ELCOMART News

     

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.