Доктор Никола Стабер (Nicola Stuber) и его коллеги из британского университета Ридинга (University of Reading) установили, что по воздействию на климат планеты ночные полёты авиалайнеров намного хуже, чем дневные.
Речь идёт об инверсионных следах и их воздействии на глобальное потепление. Ранее мы уже объясняли, почему климатологи призывают авиаторов ликвидировать эти следы за самолётами.
Теперь учёные выяснили, что негативное воздействие авиации на тепловой баланс Земли можно сильно сократить, если выполнять ещё больше полётов днём, и ещё меньше — ночью, в сравнении с нынешним расписанием рейсов.
Следы за самолётами отражают как тепловое излучение, идущее в космос от планеты, так и солнечный свет, идущий вниз. Но нагревающий эффект при этом превышает охлаждающий, и в сумме следы (так же, как и перистые облака) ускоряют потепление климата.
Ночью работает только эффект "одеяла" от такого следа, так как солнечных лучей нет. Потому ночью воздействие следов за самолётами на климат планеты — сильнее.
Результаты своего исследования британские учёные опубликовали в Nature. В частности, они сообщают, что, хотя ночные полёты составляют четверть воздушного трафика, они дают 60-80% общего нагревающего эффекта от инверсионных следов за полные сутки.
Также учёные добавили, что зимние полёты вносят больший вклад в глобальное потепление, чем полёты в другие сезоны. При доле менее четверти от годового трафика полёты зимой дают половину нагревающего эффекта за год работы мировой авиации.
И хотя среди других факторов человеческого воздействия (выбросы заводов, например) инверсионные следы вносят небольшой вклад в глобальное потепление, нужно заранее и детально изучать их влияние, так как мировые объёмы авиаперевозок интенсивно и постоянно растут.
Инф. MEMBRANA