Разумное существование человека в современном обществе неуклонно связано с социализацией каждого индивида и его реализацией не только как отдельного существа, но и как части общего единого человечества. Процесс реализации каждого индивида как личности, так и части общего человечества достаточно сложен и таит на своем пути множество преград. Оной из таких преград являются страхи, которые зачастую становятся причиной эмоциональных нарушений, избыточного акцентирования внимания, и могут стать причиной нарушения развития личности.
Страх – это эмоциональная защитная реакция человека или животного при реальной или мнимой опасности для их жизни и благополучия. Для человека, как биологического существа, возникновение страха порой оказывается не только целесообразным, но подчас и полезным. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей. Как пишет в своих трудах Н.А.Бердяев: «Страх лежит в основе жизни этого мира…Организм, в значительной степени, построен для защиты. Борьба за существование, которой полна жизнь, предполагает страх…» Николай Андреевич пишет далее: «С точки зрения восприятия человека как социального существа можно утверждать, что страх испытывается человеком, которому не на кого положиться в момент опасности (т.е. он ощущает себя отделенным от других, покинутым и т.п.)».
Советский энциклопедический словарь описывает страх следующим образом: «Страх – отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С.Кьеркегором, различавшим эмпирический страх – боязнь перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх – тоску, специфическую для человека». Для человека возникновение страха не только целесообразно, но и полезно, как защитная реакция в случае реальной имеющейся угрозы. Важным является тот факт, что страх у человека может возникать при предвосхищении события, а не только в момент протекания события, как это происходит у животных. Страх может выступать как защитная реакция организма в ответ на реальную угрозу, оцениваемый как полезный аффект, направленный на сохранение биологического объекта, либо, как патологическая реакция в случае мнимой угрозы, которая может препятствовать реализации человека, как личности и социально проявленного объекта.
Что же лежит в основе страха? Одним из первых в России в 1927 году попытку классифицировать страхи по причине их возникновения предпринял психолог и психиатр Н. Е. Осипов. Он описывал, что страх проявляется при возникновении реальной опасности, жуть возникает при фантастической, таинственной опасности, а при комбинации этих факторов возникает боязнь, а ужас испытывается при возникновении нескольких моментов одновременно. Но данная классификация основывается только на внешних факторах и в большей степени указывает на синонимические понятия, что подталкивает к мысли, что все данные проявления есть результат реакции на различные проявления страха в ответ на общее внешнее воздействие.
Кроме всего прочего психолог и психиатр Г.А.Дорофеева указывает на то, что большинство социальных страхов носят комплексный характер. Человек редко боится только чего-то одного, например начальства, а боится одновременно сразу нескольких факторов. Например, со страхом начальства может быть страх критики, ответственности, нахождения в центре внимания. И это указывает на наличие единого источника страха, который распространяется на смежные социальные ситуации. При прочтении предисловия к русскому изданию книги Дж.Рейнгольда «Мать, тревога и смерть» автором С.Н.Ениколоповым указывается, что еще Л.С.Выготский говорил о значительной роли смерти в жизни каждого человека.
Сам же Рейнгольд ссылается на исследования S.Hall, которые показали, что в основе всех страхов лежит страх смерти. Ю.И.Звонарева в своих трудах пишет о том, что существующие классификации страхов не могут полностью охватить весь спектр объектов, его вызывающих, а это в свою очередь указывает, что в основе всех страхов и фобий лежит страх смерти. В своих трудах А.С.Гагарин указывает, что в экзистенциальной парадигме предметом страха является «страх состояний после смерти», «страх самого акта смерти», «страх пресечения, утраты бытия. В.И.Гарбузов считает, что мысли о смерти лежат в основе большинства фобий детского возраста. По мнению А.И.Захарова, ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти: «Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть». Кроме этого, существующие классификации страхов не могут полностью охватить весь спектр объектов, его вызывающих, а это свидетельствует, что в основе любого страха лежит страх смерти.
Встает следующий, чрезвычайно важный вопрос: Почему столь разные внешние причины, как наличие непосредственной угрозы и мнимые угрозы приводят к одинаковой реакции, которая в первом случае является рациональной, несущей пользу человеку и иррациональной во втором случае, несущей вред человеку как социальному объекту? В.Ю. Баскаков говорит о нарушении изначального баланса трех сфер существования современного человека, определяемого Р.Быковым как «шизофренированного». Это дисбаланс ума, чувств, телесных ощущений и импульсов. При этом он указывает на значительный акцент и доминацию «ума» (разума, сознания, контроля) у современного человека. Д.Айке считает, что «страх – это психосоматический процесс, т.е. он одновременно проявляется в телесных процессах и душевном переживании». Э.Эриксон говорит, что три процесса – соматический, эгопроцесс и социальный – представляют собой три стороны жизни человека: «тело подвержено действию боли и напряжения, эго – действию тревоги, а как член общества, он чувствителен к страху, исходящему от его группы». И это очень важное заявление, которое указывает на то, что страх является производным не только сознания самого человека, а и производным коллективного сознания, т.е. социальной группы.
Н.А. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» писал: «Неисчислимое количество насилий и жестокостей в человеческой жизни есть порождение страха. Террор есть страх не только тех, на кого он направлен, но и тех, кто его практикует. Известно, что одержимый манией преследования не только испытывает страх, но и начинает преследовать других и ввергать в состояние страха. Самые страшные люди – это люди, одержимые страхом. Страх действует разрушительно». А если при этом учесть тот факт, что еще в 1871 году при изучении фобий К.Ф.Вестфаль описал, что фобии всплывают в сознании человека помимо его воли и не могут быть произвольно изгнаны из сознания, то складывается довольно интересная картина. Иррациональный страх, который по своей сути являются тем же страхом смерти, как и рациональный, возникает не по воли самого человека и, поскольку сам человек не в состоянии от него самостоятельно избавиться, его источником является не столько сам человек, а сколько сознание социальной группы, в которой он находится. Данный вывод необходимо сопоставить со словами Н.А.Бердяева: «Страх правит миром.
Власть по природе своей пользуется страхом. Человеческое общество было построено на страхе». И из этого вытекает вывод - иррациональный страх смерти служит средством управления человеком со стороны сознания социальной группы людей. Таким образом, формируется представление согласно которому, во-первых - все страхи являются вариациями проявления единого страха – страха смерти; во-вторых - страх смерти может быть рациональным, являющимся защитной реакцией живого существа на непосредственную угрозу жизни и иррациональным, являющимся патологической вредной для человека реакцией, препятствующей его самореализации как личности; в-третьих – источником иррационального страха смерти является не сам человек, как личность, а сознание социальной группы людей, в которой находится человек; в-четвертых – целью иррационального страха смерти является управление человеком.
Одной из специальностей, представителям которой постоянно приходится сталкиваться со страхами является медицина. Это и понятно, ведь именно к медицинским работникам обращаются люди с проблемами своего здоровья, а порой и с угрозой самой жизни. Страхом потери своего здоровья или жизни пронизана специальность медицинского работника. Именно поэтому выглядит чрезвычайно важным изучение проблемы страха в сфере здравоохранения. А учитывая тот факт, что на сегодняшний день установлено, что около 70% заболеваний носят психосоматический характер основанных на страхе утраты здоровья, жизни, утраты внимания, социальных позиций и т.п., то становится понятным, что выяснив истинные причины данных процессов можно найти ключ к решению колоссального пласта проблем современной медицины. При этом нужно учитывать, что и сами медицинские работники подвержены страхам не меньше, чем пациенты. По мимо тех страхов, которые могут испытывать и их пациенты могут формироваться и специфические страхи, связанные с выполнением своих профессиональных обязанностей, такие как страх ответственности за здоровье и жизнь другого человека, страх принятия решения, страх крови, страх причинения боли другому человеку и многие другие страхи.
Современное представление о страхе ставит чрезвычайно важный вопрос: Как избавиться от страха? Как пишет в своих трудах Н.А.Бердяев: «…страх порождает лож. Есть боязнь, что правда уменьшит страх и помешает управлять людьми. Чистая правда могла бы привести к падению царств и цивилизаций. Поэтому и христианство приспособилось к страху. Периодически управление страхом приводит к тоталитарному строю и к террору. Во всякий авторитет входит элемент страха. И противоположна страху свобода. Истина о свободе скрывалась из страха». М.Монтень предлагает «отнять у нее (смерти) главный козырь: «Лишим ее загадочности, присмотримся к ней…».