Реклама нездоровой пищи оказывает катастрофическое воздействие на здоровье подрастающего поколения, и усугубляет проблему ожирения в мире.
Об этом уже говорят эксперты Всемирной организации здравоохранения. ВОЗ призывает правительства более жестко контролировать маркетинг нездоровых продуктов питания, которые содержат много сахара, соли и транс-жиров.
Многочисленные исследования, проведенные американскими и европейскими учеными за последние 5 лет, показывают, что эпидемия ожирения в развитых странах продолжает распространяться, затрагивая уже детей дошкольного возраста.
К примеру, недавняя работа британских ученых выявила, что в Соединенном Королевстве целых 10% дошкольников в возрасте 4-5 лет страдают ожирением. Два отчета, опубликованные в JAMA, говорят нам, что в США каждый третий (!) ребенок подпадает под критерии ожирения.
Ужесточение правил рекламы вредных продуктов было детально описано в новом отчете, названном «Маркетинг продуктов, богатых жирами, солью и углеводами, для детей». Жужанна Жакаб, директор Европейского регионального отделения ВОЗ, сказала, что сегодня в Европе миллионы детей подвергаются влиянию рекламы нездоровой пищи, и эта практика «неприемлема».
Жакаб добавила: «Дети окружены призывами употреблять жирную, сладкую и соленую пищу, даже в тех местах, где они должны быть защищены от такой рекламы, таких как школы и спортивные заведения».
Дети и телереклама
Продвижение нездоровой пищи, богатой поваренной солью, углеводами и жирами, является основной причиной детского ожирения и других заболеваний, связанных с нерациональным питанием. Дети особенно уязвимы для такой целенаправленной рекламы, которая формирует у них нездоровые привычки, остающиеся иногда на всю жизнь. На детей пытаются влиять и с помощью новых высокотехнологичных средств продвижения товара, таких как приложения для смартфонов и социальные медиа.
Кроме того, большая часть детей и подростков в развитых странах проводят 2 и более часов в день за телевизором, а ТВ остается доминирующим средством рекламы нездоровой пищи для маленьких потребителей.
Уместно вспомнить недавнее исследование среди латиноамериканских детей, проживающих в США. Результаты этой работы, опубликованные в American Journal of Health Promotion, показали, что дети, имеющие в спальнях телевизор, имеют большую склонность к ожирению. Доктор Ду Фенг, ведущий автор этого исследования, сказал: «Телевизор в спальне – это больше часов за просмотром, сидячий образ жизни, меньше физической активности и усиленное потребление фастфуда».
Дети, которые подвергаются воздействию рекламы сладких напитков, как это и предусмотрено, чаще употребляют такие продукты.
Эксперты ВОЗ установили, что наиболее широко рекламируемыми нездоровыми продуктами являются (в порядке убывания):
1. Сладкие напитки.
2. Бисквиты.
3. Фастфуд.
4. Кондитерские изделия.
5. Подслащенные хлопья.
6. Готовые завтраки.
Дети, которые становятся приверженцами сразу нескольких брендов, к 4-летнему возрасту имеют в разы более высокий риск ожирения, чем их сверстники, которые питаются здоровыми продуктами.
Интересна реакция политиков европейских стран на сложившуюся ситуацию. Несмотря на то, что представители всех без исключения стран региона согласились ввести ограничения на рекламу нездоровой пищи, соответствующие регуляторные акты были приняты только в 6 государствах.