История компании Google это сказка-быль о том, как из скромной затеи двух энтузиастов вырос интернет-гигант, услугами которого ежедневно пользуются миллионы человек в 80 странах мира.
Компания Google увела у Microsoft лучших сотрудников, заявила об открытии филиала на Луне, сканировала книги в библиотеках мира и чуть ли не собиралась строить орбитальный лифт. Загадочная и неугомонная компания Google уже 10 лет демонстрирует миру беспрецедентно удобные интернет-услуги и нескучный подход к ведению бизнеса.
Компания Google придумана умниками для умников. Об Интернете в 1995 году никто, кроме них, не знал. Именно умники (или «нерды», как называют их американцы) привели Google к мировой славе, бесплатно жужжа про компанию на всех конференциях, интернет-форумах и чатах. Ведь Google даже на свет появилась как академический проект, задуманный для узкого круга лиц.
Американская мечта а-ля Google: два студента-технаря из Стэнфорда, гараж, немного первоначального капитала, пиво/пицца/два модема и гениальный математический алгоритм. Несколько лет спустя. Студенты-миллиардеры — в затянувшемся академотпуске, их детище по рыночной капитализации переплюнуло саму Time Warner, а гараж превратился в десятки офисов по всему миру. Google — то святое, что осталось в Интернете с 90-х, на развалинах войн браузеров и медиакорпораций.
За время своего существования Google завоевала практически все ниши нашего Онлайн-существования. Начав с поисковой системы, Google проникла в новости, шоппинг, академические исследования, карты местности, видео, e-mail. Информация, в понимании Google, ничем не отличается от потребительских товаров: ее нужно требовать, измерять и получать. Google не остановить: она будет сканировать до бесконечности. Вначале сайты, потом тексты, потом людей.
Успех Google закономерен. Это уникальный поисковый механизм, основанный на «полезности» страниц-результатов. Google первым применил новую технологию поиска и выдачи результатов — релевантность интернет-страниц — то, что не лежит на данной конкретной странице, но тем ни менее влияет на ранг ее выдачи. Поисковая система Google учитывает гипертекстовую структуру Интернета, и какие страницы на какие ссылаются. Страница, на которую ссылаются чаще, более релевантна и значит более популярна. Это и прибыльная бизнес-модель, позволяющая Google зарабатывать деньги из воздуха (основной источник дохода — онлайн-реклама, и если ваш поиск содержит слово «телевизор», то рядом с результатами вашего поиска вы увидите ссылки на сайты компаний, которые рекламируют телевизоры через Google). Главное отличие Google от десятка других поисковиков и тысячи менее успешных интернет-компаний — в философии.
В одном из интервью один из создателей Google, объяснил появление Google так: «Когда мы начинали, было несколько поисковиков, но качество их работы оставляло желать лучшего. Каждый запрос возвращал вам около тысячи результатов, отсортированных в случайном порядке». Именно релевантность результатов, их соответствие запросу, была поставлена во главу угла новой системы.
Итак, в 1995 основатели Google Лэрри Пейдж и Сергей Брин познакомились и решили работать вместе. Их первый проект, под названием Backrub, представлял собой прообраз современной поисковой системы. 7 сентября 1998 года компания Google Inc. открыла свой офис в гараже Менло Парка. Сергей Брин и Ларри Пейдж известны как, пожалуй, самые либеральные управляющие в Силиконовой Долине. Девиз компании «Не будь злым» заметен всюду, например каждый из служащих один день рабочей недели может посвятить своим собственным проектам. Не следует думать, что отцы-основатели компании Google просто оказались в нужное время в нужном месте. Даже если бы Google не был бы изобретен, их вклад в компьютерные технологии трудно переоценить. Оба публиковали научные статьи (их статья о теории Google — третья по читаемости в Стэнфорде). Единственное, что удержало этот дуэт от получения докторских степеней — это основание и управление Google. Несмотря на внушительные состояния, ни один из них не торопится на покой. Они продолжают работать на верховных постах в компании Google и частенько выступают с лекциями на всемирных научных форумах. Следует отметить также скромность Ларри Пейджа и Сергея Брина. Компания и поисковая система Google известны во всем мире, но их имена не столь популярны. Похоже, они предпочитают держаться в тени.
Лэрри Пейдж был главным исполнительным директором Google со дня основания компании и, расширив ее штат до более чем 200 сотрудников и
увеличив прибыльность, он перешел к исполнению обязанностей президента по продукции в апреле 2001 года. В этом качестве он продолжает нести ответственность за повседневную работу компании Google вместе с Эриком Шмидтом и Сергеем Брином. Лэрри полюбил компьютеры с шести лет, что не удивительно, ведь его отец, д-р Карл Виктор Пейдж, был профессором информатики в университете штата Мичиган. Следуя по стопам своего отца, он стал почетным выпускником университета штата Мичиган (г. Анн-Арбор) с дипломом бакалавра в области вычислительной техники. В студенческие годы Лэрри построил модель струйного принтера из конструктора Лего™. Во время последипломного обучения в докторантуре при Стэнфордском университете Лэрри познакомился с Сергеем Брином.
Вместе они создали и руководили компанией Google, начиная с 1998 года. В 2002 Лэрри получил звание «Руководитель будущего» (Global Leader for Tomorrow) на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Он является членом Национального консультативного комитета (National Advisory Committee, NAC) инженерного факультета университета штата Мичиган, и, вместе с соучредителем Сергеем Брином, Лэрри был удостоен премии Маркони в 2004 году. Он является управляющим фонда X PRIZE и был приглашен в Национальную академию наук в 2004 году
Сергей Брин, уроженец Москвы, получил степень бакалавра в области математики и вычислительной техники в Мэрилендском университете в городе Колледж-Парке. Сергей является стипендиатом Национального научного фонда, а также почетным выпускником с дипломом МВА института предпринимательства (Instituto de Empresa). В Стэнфорде он познакомился с Лэрри Пейджем и начал работу над проектом, который затем превратился в Google. Сергей продолжает нести ответственность за повседневную работу компании вместе с Лэрри Пейджем и Эриком Шмидтом.
Основные сервисы Google:
Google Alerts: Google оповещает вас по e-mail’у, когда какое-либо из заданных вами слов появляется в заголовках мировых агентств. Если вас интересует Ближний Восток, Google будет ежедневно присылать вам заголовки новостей, в которых есть это сочетание. http://www.google.com/alerts
Google Answers: за символическую плату специальное отобранные Google специалисты ответят на любой из ваших вопросов. Ответы на все предыдущие вопросы доступны для всех пользователей. http://answers.google.com
Google Images: поисковая система для изображений. Очень полезна, если вам необходимо найти фотографию, картину и т. д.
http://images.google.com
Google Maps: позволяет посмотреть карту местности заданного места как в обычном, так и спутниковом формате. Выглядит очень занимательно — находка для шпиона.
http://maps.google.com
Google Mail: ящик размером более 2 ГБ, очень удобный поиск и еще много деталей, которые делают процесс работы с почтой намного приятнее. http://mail.google.com
Personalized Homepage: позволяет создать собственный мини-портал, с которого можно начинать свой серфинг. Например, можно в течение секунды добавить на страничку новости ведущих агентств, погоду для вашего города, почтовый ящик.
http://www.google.com/ig
Google Print: позволяет производить поиск в сканированной опубликованной литературе (книгах, журналах, научных статьях). Также можно увидеть название книги, страницу, содержащую интересующий вас запрос, и библиотеку, где находится эта книга.
http://print.google.com
Google Talk (запущен 24 августа 2005): отличительной чертой является возможность разговора в реальном времени. Качество при этом намного превосходит другие похожие средства связи — и даже телефон (опробовано автором на личном опыте разговоров с США). И все это бесплатно! http://talk.google.com
СправкаELCOMART News.Акции компании за 2005 год выросли почти в два с половиной раза. Поисковый трафик за тот же период вырос примерно на 30%. Акции Yahoo (ближайшего конкурента) выросли примерно на 4%, а трафик — на 12%. «Маленькие» конкуренты начинают испытывать жестокий кризис. Сейчас Google ежедневно обрабатывает более 200 миллионов запросов. В своей работе в настоящее время Google применяет более 15 тысяч компьютеров. Объем проиндексированных страниц более 10 миллиардов!
Наталия Погосова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)