Модная и противоречивая кетогенная диета при раке пропагандируется многими диетологами и специалистами из царства альтернативной медицины.
Действительно ли она работает?
Выглядит привлекательно: сбросить вес и поправить здоровье, нажимая на яичницу с беконом.
Первоначально диета с высоким процентом белка и низким содержанием углеводов была разработана для лечения эпилепсии в 1920-х.
Сейчас, спустя столетие, врачи задумались: может ли кетогенная использоваться в других целях, включая питание онкобольных?
Исследователи из Университета штата Алабама в Бирмингеме пытались понять, может ли диета помочь женщинам с раком яичников и эндометрия сбросить вес и нормализовать уровень инсулина.
Результаты нового исследования
В проекте участвовало 45 женщин с избыточным весом или ожирением, которые страдали раком яичников и эндометрия. Участницы были распределены на две группы: первая получала кетогенную диету, а вторая группа — стандартное питание для онкологических больных, рекомендуемое Американским обществом рака.
Напомним, ACS сегодня предлагает онкобольным сбалансированное белково-витаминное питание с высоким или умеренным содержанием углеводов, клетчаткой и минимумом жиров.
12-недельное исследование показало, что кетогенная диета приводит к более значительному уменьшению жировой массы и эффективнее контролирует инсулин, чем диета ACS.
Подробности работы публикуются в издании Journal of Nutrition.
Но эксперты предупреждают: потеря веса и нормализация углеводного обмена вовсе не означает, что этот рацион может рассматриваться в качестве нового лечения онкологических заболеваний.
Как работает кетогенная диета?
«Кето», как ласково именуют ее диетологи, строго ограничивает углеводы, заставляя организм утилизировать жировые отложения как основной источник топлива. Некоторые жиры превращаются в кетоны, которые используются мозгом и многими другими органами в качестве другого вида топлива.
«Поскольку злокачественные клетки предпочитают глюкозу, диеты, которые ограничивают глюкозу, могут быть полезны в лечении онкозаболеваний. Кето ограничивает поступление в клетки не только глюкозы, но и некоторых факторов роста. Это тормозит рост новообразований и дает иммунной системе время отреагировать», - объясняет ее механизм доктор Барбара Гауэр.
Предыдущие исследования показали, что кетогенная диета способствует достижению лучших результатов комплексной терапии рака. Не выступая, естественно, в роли основного лечения.
«Во-первых, она снижает инсулин — гормон, который является одним из ростовых факторов. Высокоуглеводные диеты потому и увеличивают риск рака, что они стимулируют высвобождение больших порций природного стимулятора клеток. Во-вторых, кето помогает значительно сократить запасы висцерального жира», - добавляет исследовательница.
Напомним, белый висцеральный жир — это «плохой жир», который накапливается преимущественно в брюшной полости. Его избыток ассоциируется с повышенным риском рака и сахарного диабета.
Доктор Гауэр утверждает, что пациенты с более высокими кетонами имеют пониженный уровень ростового фактора IGF-1. Он также подстегивает рост и деление опухолевых клеток. Сегодня ученые продолжают активные поиски в этом направлении, и надеются однажды порекомендовать кето в качестве оптимального рациона для онкологических больных.
Кетогенная диета в лечении рака: не спешите!
Каролин Ламмерсфельд, вице-президент по интегративной медицине Центра лечения рака, рекомендует активизировать изучение чудо-диеты, но не делать поспешных выводов.
«Новое исследование не оценивало влияние рациона на результаты терапии рака. Возможно, кетогенная диета способствовала похудению. Также возможно, что метаболические эффекты кетогенной диеты способствовали нормализации инсулина, не более», - напомнила доктор.
Ее коллега доктор Ли Трейси, диетолог и сертифицированный тренер по диабету в Центре эндокринологии Медицинского центра Mercy в Балтиморе, соглашается: нет научных оснований говорить о профилактическом, а тем более терапевтическом потенциале кетогенной диеты при раке. Более того, врачи мало знают о долгосрочных последствиях кето для организма.
Кратковременная нормализация веса, сахара и инсулина — это здорово. Но что дальше?
По мнению некоторых экспертов, снижение массы тела может оказаться полезным только при эстрогензависимом гинекологическом раке. Поскольку жировая ткань продуцирует собственный эстроген, сжигание ее излишком лишает опухоли необходимого «топлива».
Опять же, проблема в кратковременном эффекте кетогенной диеты. Проведенное в 2010 году небольшое исследование выявило: у пациентов после хирургического лечения рака кето действительно уменьшает риск рецидива болезни, но этот противоопухолевый эффект быстро «улетучивается», когда участники отказываются от диеты и возвращаются к обычному рациону.
«Я уделяю внимание оптимизации питания и поступления нутриентов при хронических заболеваниях. Лишение организма доступа к любым основным питательным веществам (включая углеводы), меняет метаболизм и неизменно оказывает негативное влияние на здоровье. Лучшее диетологическое вмешательство при лишнем весе — это ограниченная калорийность при полноценном составе пищи», - считает Майкл Гонзалес из Центра ожирения Миннесоты.
Наконец, недавний отчет Института рака Дана Фарбер указывает: эффективность кетогенной диеты в лечении рака научно не доказана, но потенциальные риски у такого питания имеются.
Возможно, доктор Гонзалес прав — секрет в умеренности.
e-news.com.ua