• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Особенности формирования алкогольной зависимости у подростков

    Опубликовано: 2021-04-02 11:28:09

    Проблема алкогольной зависимости у подростков стала привлекать пристальное внимание специалистов в последнюю четверть XX в.

    В этот период были опубликованы фундаментальные работы, посвященные клинике и диагностике данного заболевания (Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980; Найденова Н.Г., 1982; Братусь Б.С, Сидоров П.И., 1984; Пятницкая И.Н., 1984; Личко А.Е. и др., 1985; Кондратенко В. Т., 1988; Личко А.Е., Битенский Б. С, 1991; Сидоров П.И., Митюхляев А.В., 1999).

    В ряде исследований показана значительная роль индивидуально-личностных особенностей в ее развитии (Эйдемиллер Э.Г. и др., 2000; Минков Е.Г., 2000; Надеждин А.В., 2002; Худяков А.В., 2003; Леус Э.В., Сидоров И.И., 2006; Carvajal S.C., 2000; Dani J.A., Harris R.A., 2005).

    Во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов подчеркивается роль микросоциальных факторов в возникновении алкогольной зависимости у подростков (Москаленко В.Д., 1999; Макеева А.Г., 2003; Милушева Г.А., Найденова Н.Г., 2002; Худяков А.В., 2003; Чернобровкина Т.В., 2008; Буторина Н.Е., Буторин Г.Г., 2009; Голышева В.А., 2010; Погосов А.В., Куракова М.Г., 2011; Kaplan И.В., 1980; Chassin L., 1993; Van Der Vorst H., 2006).

    Наследственные факторы
    В литературе широко обсуждается значительная роль наследственных факторов в виде врожденной биологической предрасположенности к развитию алкоголизма (Москаленко В.Д., 1991; Анохина И.П., 1999; Кибитов А.О. и др., 2008.).

    Анализ литературы показывает, что при изучении факторов, способствующих ранней алкоголизации подростков, выявлен многообразный комплекс действующих на них неблагоприятных биологических и микросоциальных условий, находящихся в связи с индивидуально-психологическими особенностями личности.

    Различные формы нарушенного и задержанного развития, резидуально-органические состояния, другие психические и поведенческие расстройства зачастую становятся преморбидным фоном. Наиболее существенные важные социальные параметры риска адресуются к семье, ее структуре, морально-этическому уровню, семейным взаимоотношениям, особенностям воспитания подростков в семье.

    Возрастная специфика
    Начальные проявления алкогольной зависимости у подростков имеют характерную возрастную специфику и существенно отличаются от таковых у взрослых (Личко А.Е., Битенский В.С., 1991; Буторина Н.Е., Буторин Г.Г., 2009).

    По мнению Ю.А. Строганова и В.Г. Капанадзе (1978), для ранней алкоголизации характерно групповое употребление алкоголя, начальными мотивами которого могут быть нежелание отставать от товарищей, любопытство, ложно понимаемый путь к статусу взрослого человека.

    Мотивы повторных употреблений алкоголя связаны с желанием испытать «веселое настроение», чувство раскованности, уверенности в себе. Мотивация ранней алкоголизации объясняет частое замещение подростками алкоголя различными суррогатами и другими дурманящими средствами.

    В ряде работ, посвященных клинике наркологической патологии у подростков, основное место занимает анализ групповой динамики приобщения к потреблению ПАВ. Развитие аддиктивного поведения при злоупотреблении подростками наркотическими и токсическими веществами (кроме алкоголя) описано B.C. Битенским и соавт. (1989). Ими выделено два пути — поли- и моносубстантный.

    При полисубстантном адциктивном поведении подростки пробуют различные токсические вещества, среди которых постепенно выбирают наиболее привлекательное. В случае моносубстантного аддиктивного поведения они злоупотребляют только одним веществом, чаще всего потому, что именно к нему имеется доступ. Этот путь авторами назван первичным мононаркотизмом. По нему развивается зависимость от алкоголя.

    В качестве примера приводится формирование зависимости к самогону в сельской местности, а также к гашишу в некоторых регионах. Отмечают, что от первых случайных проб подростки переходят к эпизодическому злоупотреблению, а в последующем у них постепенно формируется групповая психическая зависимость.

    B.C. Битенский и А.Е. Личко (1991) утверждают, что в дальнейшем другие вещества подростки используют изредка как заменители избранного для злоупотребления средства или усиления его действия. Исследователи выделили следующие этапы развития аддиктивного поведения: первых проб, поискового «полинаркотизма», выбора предпочитаемого вещества.

    Следует, однако, отметить, что предложенное авторами разделение на этапы является схемой, части которой не всегда четко определяются в каждом отдельном случае наркологического заболевания.

    Выделение этапов развития злоупотребления подростками наркотическими и токсическими веществами не сопровождалось описанием и анализом клиники отдельных наркологических заболеваний.

    Стадии алкоголизма
    А.Е. Личко (1985) определены критерии злоупотребления алкоголем и алкоголизма у подростков. Ранняя алкоголизация проявляется п знакомстве со спиртными напитками в возрасте до 16 лет и регулярном их употреблении в старшем подростковом возрасте. Ранний алкоголизм диагностируют при развитии признаков первой стадии болезни до 18 лет.

    По наблюдениям Г.М. Энтина и соавт. (1987), из числа подростков, злоупотребляющих алкоголем, к 18 годам алкоголизм формируется у 20%, а к 25-27 годам — у 50%. А.Л. Игонин и Е.Ю. Иконникова (1993) при обследовании 372 подростков, злоупотребляющих алкоголем, диагностировали алкоголизм у 31%, в том числе у 85 человек — I стадию, а у 30 человек — II.


    По данным, представленным S. Kuppennan (1996), если молодые люди начинали употреблять алкоголь ранее 15 лет, то в возрасте 18—29 лет среди них оказывалось 40% больных алкоголизмом. Если же начало употребления алкоголя происходило после 19 лет, то лишь у 10% лиц формировалась алкогольная зависимость.

    В литературе подробно описаны отличия клинической картины раннего алкоголизма от типичных проявлений алкоголизма у взрослых. Отмечается, что они определяются возрастными особенностями психического развития (Найденова Н.Г., 1982; Личко А.Е. и др., 1985; Гиндикин В.Я., Макушкин Е.В., 2007).

    Обращается внимание на то, что в начальной стадии раннего алкоголизма регулярный прием алкоголя почти всегда происходит в компании сверстников, что обусловлено влиянием реакций группирования. При этом после ухода подростка из группы пьющих злоупотребление алкоголем не прекращается, а сопровождается поисками новой компании, в которой возобновляется регулярное употребление алкоголя.

    А.Е. Личко (1985) подробно описал основные и дополнительные признаки I стадии алкоголизма у подростков. К основным признакам отнесены индивидуальная психическая зависимость и стертая картина абстиненции. Последняя, по мнению автора, проявляется в виде резко обостряющегося влечения к алкоголю в сочетании с нерезко выраженной депрессией и достаточно клинически очерченной дисфорией.

    К дополнительным признакам этой стадии были отнесены угасание защитных рефлексов на передозировку, повышение толерантности к алкоголю, а также социальная дезадаптация.

    А.Л. Игонин (1992) отметил, что основные особенности алкоголизма у подростков — размытость симптомов, быстрое развитие компульсивного влечения, отсутствие истинных запоев, быстрый рост и непродолжительная толерантность, ложное опохмеление, плохо выраженная стадийность, частое сочетание с токсикоманией и наркоманией.

    П.И. Сидоров и А.В. Митюхляев (1999) указали на существенно более редуцированные проявления абстиненции у несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом. Этап постабстинентных расстройств у них, как и у взрослых, проявляется в экзацербации патологического влечения к алкоголю в сочетании с разнообразными аффективными расстройствами, зависящими от возраста и преморбидных особенностей личности.

    Н.Г. Найденова (1985) отметила, что после проявлений абстинентного синдрома (АС) в виде депрессивно-дисфорических, диссомнических и астенических нарушений, длящихся 3—5 дней, длительное время (до 2 мес) у больных сохраняется патологическое влечение к алкоголю. По мнению А.Л. Игонина (1992), идеаторный компонент влечения к алкоголю у подростков выражен слабее, а аффективный более отчетливо, чем у взрослых.

    Отмечено, что для подростков характерно стремление употреблять алкоголь в дозах, которые вызывают состояние тяжелого опьянения. В отличие от взрослых вначале это проявление бравады перед сверстниками, а уже спустя 3—4 мес становится отражением патологического влечения. Помимо этого, палимпсесты у подростков могут наблюдаться уже при первых употреблениях опьяняющих доз алкоголя, то есть еще в период ранней алкоголизации (Личко А.Е. и др., 1985).

    Ряд авторов (Личко А.Е., 1985; Буторина Н.Е., 1985; и др.) отмечали изначальное отсутствие рвотного рефлекса у части подростков с ранним алкоголизмом, это объясняется парциальной незрелостью вегетативных механизмов. Данная особенность, а также быстрый рост и увеличение массы тела, по мнению ученых, определяют относительность критерия повышения толерантности к алкоголю у несовершеннолетних.

    По мнению А.Е. Личко (1985), утренняя анорексия, свойственная алкоголизму взрослых, у подростков определяется с трудом ввиду их псевдоабстинентного поведения — стремления к опохмелению по утрам из-за следования примеру взрослых.

    Помимо этого, к наиболее значимым признакам раннего алкоголизма А.Е. Личко относил быстрое нарастание изменений личности с выраженными эмоционально-волевыми и интеллектуально-мнестическими расстройствами, напоминающими проявления алкогольной энцефалопатии у взрослых.

    Отмечено, что симптоматика подросткового алкоголизма отличается нестойкостью и склонностью к быстрому обратному развитию, включая и толерантность к алкоголю (Сидоров П.И., 1984). О регредиентном характере течения болезни у несовершеннолетних, по мнению П.И. Сидорова и А.В. Митюхляева (1999), свидетельствовало и то, что половина из тех лиц, у которых в подростковом возрасте был диагностирован алкоголизм I стадии, спустя 10 лет не имела признаков заболевания.

    Между тем злокачественное протекание алкоголизма у подростков наблюдалось в случаях его развития на неблагоприятной преморбидной основе в виде возбудимого, эпилептоидного или неустойчивого типа акцентуации личности (Кривенков А.Н., 1985; Личко А.Е., Битенский B.C., 1991; и др.).

    medbe.ru

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.