Все многообразие педагогических методов обучения и воспитания можно разделить на две категории – оценивающие человеческую деятельность и побуждающие к конкретным действиям. К первой группе относят всевозможные порицания и поощрения, а ко второй – побуждение и убеждение.
Убеждение как метод воспитания в педагогическом процессеМировая практика позволяет расценивать убеждение как главный цивилизованный педагогический метод воспитания. Его сущность состоит в разъяснении, воздействии слов и дел на сознание воспитанников. Убеждение формирует у них ценные гуманистические качества, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Чтобы убеждение стало успешным, потребуется соблюсти ряд условий:
Любые слова должны быть подкреплены делом;
Сам наставник должен быть уверен в собственной позиции и точке зрения, в противном случае он обязательно будет уличен в фальши;
Наставник должен владеть ораторским искусством, уметь вести беседу и полемику: его мысли и речь должны быть точными и вызывать заинтересованность;
Воспитанников следует побуждать к деятельности; для этого им демонстрируют достоинства и недостатки их поведения, создают условия для реализации верных поступков, отмечают и поощряют положительные действия, формируют чувство товарищества и скромность.
Побуждение как педагогический метод воспитанияПобуждение ставит воспитанника в такие рамки поведения, которые одобрены обществом. Суть данного педагогического метода воспитания состоит в нацеливании личности на желаемую для социума деятельность. В качестве формы побуждения можно рассматривать любые приемы взаимодействия между наставником и воспитанниками. В частности это может быть приказ – суть средство управления и организации, основа взаимодействия внутри коллектива.
Поощрение и порицаниеОценка деятельности является неотъемлемой частью повседневной воспитательной практики. Для нее используют такие педагогические методы воспитания как поощрение и порицание. Корректное поощрение – хороший мотиватор и сильный фактор для объединения коллектива. Оно является одним из столпов воспитательной системы и может принимать самые разнообразные формы – награда, похлопывание по плечу, дружеское рукопожатие.
Поощрение – объективная потребность человека, который приложил усилия на пути достижения цели. Оно отражает оценку этих усилий в качестве позитивных. В то же время поощрение как педагогический метод воспитания должно соответствовать определенным требованиям:
Оценивать реальные и конкретные заслуги;
Не может применяться в качестве «оплаты» за простое адекватное человеческое поведение;
Быть своевременным и публичным.
Порицание как педагогический метод воспитания представляет собой реакцию на отрицательный поступок. Оно воспитывает в человеке волю и ответственность, формирует твердый характер. Порицание может, например, иметь форму неодобрительного отзыва о таком поступке. Вынося порицание также необходимо придерживаться определенных правил:
Порицается только конкретный поступок;
Степенно порицания оценивается индивидуально, с учетом тяжести проступка и особенностей личности воспитанника;
Форма порицающего высказывания не должна содержать раздражения;
Порицание должно быть своевременным и обязательно реализованным;
Проступок одного не может стать поводом порицания коллектива.
Педагогические методы воспитания не являются самоцелью, а представляют собой пути достижения поставленных наставником целей и выработки у воспитанников заданных качеств. В случае если традиционные приемы не приносят результата, задача педагога найти другие пути, соответствующие данной конкретной ситуации.