Машина без водителя, трактор без тракториста, комбайн без комбайнера...
Ученые и инженеры уверяют, что время автомобилей-роботов не за горами. Частично эта технология сегодня реализована в сельском хозяйстве - техника, оснащенная системами параллельного вождения и автопилотами, способна проходить заданный маршрут с точностью до нескольких сантиметров! Во всем мире использование этих систем давно уже норма, а фермеры европейской части России применяют их более пяти лет.
О возможностях чудо-техники поговорим ниже.
С точностью до сантиметров
Для начала давайте разберёмся что же это такое, система параллельного вождения, и для чего она нужна. Согласитесь, что даже опытный механизатор невольно отклоняется от заданного курса: в одном месте он производит опрыскивание посевов дважды, а в другом оставляет участок и вовсе необработанным. Использование же систем параллельного вождения практически исключает пропуски или нахлесты полос, а также позволяет работать ночью и в условиях тумана. В результате производительность труда повышается на 1/3, а экономия топлива достигает 30 процентов. Если же говорить о стоимости перерасхода удобрений и загубленном урожае, то речь идет о десятках и сотнях тысяч рублей.
Система параллельного вождения состоит из GPS-приемника, контроллера и курсоуказателя. Прибор имеет компактный корпус, питается от бортовой сети (гнездо прикуривателя) либо от встроенного аккумулятора, устанавливается за несколько секунд. Текущее положение машины определяется с помощью сигнала GPS, а запоминание маршрута, вычисление отклонения от него и управление индикацией осуществляет процессор. Курсоуказатель располагается над рулем или перед рычагами управления, поэтому водителю не нужно переключать внимание на отслеживание внешних ориентиров типа вешек или пенных маркеров. Они ему больше не нужны, так как с помощью системы достигается точность вождения по заданным траекториям с погрешностью не более 15-20 см.
Классическая форма курсоуказателя – горизонтальный ряд светодиодных индикаторов в пластиковом корпусе. Помимо этого варианта существуют системы с жидкокристаллическим дисплеем, формирующим двумерное условное изображение машины, обрабатываемого ряда и линий сетки для визуализации движения. Это позволяет водителю видеть текущее положение транспортного средства и дает ему дополнительную информацию при разворотах или при вождении по изогнутым полосам. Например, в случае курсоуказателя со светодиодными индикаторами механизатор ориентируется так: если светятся диоды в центре ряда – машина идет правильно, если свет начал перемещаться вправо, значит, машина уходит вправо, и водитель, должен компенсировать это отклонение. Как видите управлять машиной «по лампочкам» может даже ребенок, а чтобы научиться прокладывать курс достаточно пройти 1-2 занятия.
Задать же сам маршрут движения не составит труда. В начале первого ряда, нажатием кнопки водитель обозначает исходную точку маршрута (координату А) и начинает работу. Доехал до конца ряда – поставил конец маршрута (координату В), обозначив таким образом длину поля. Затем он устанавливает необходимый интервал между рядами и чувствительность курсоуказателя. После разворота на второй ряд программа уже сама «чертит» маршрут, следуя которому трактор будет двигаться, не заезжая на обработанную территорию, но и не отступая от нее. Если же на пути попадается препятствие (дерево, стог сена, водоем и прочее), то необходимо задать новый маршрут на время объезда помехи.
Вождение без рук…
Конечно есть и полностью автоматические системы. Например, систему параллельного вождения можно дополнительно оснастить автопилотом (подруливающим устройством), исполнительный механизм которого подключается к гидравлике трактора или на рулевую колонку. Автопилот умеет водить технику параллельными прямыми и кривыми линиями, по кругу, по азимуту и корректирует движение на прямых и извилистых участках. Получая сигнал об отклонении от заданной траектории, прибор самостоятельно подруливает и выравнивает агрегат. Водитель же задает необходимые параметры машине и просто наблюдает за процессом на экране. Благодаря автопилоту, у механизатора освобождается время, которое он может уделить, например, сеялке или опрыскивателю. Также водитель меньше устает.
Но это ещё не всё. При управлении автопилотом маршрут движения трактора получается близким к идеалу. В таком режиме имеет смысл приобрести точный сигнал дифкоррекции. А точнее, дифференциальные поправки - данные, которые поступают на приемник GPS одновременно от нескольких спутников, что повышает точность определения местоположения машины до 3-х сантиметров. В некоторых системах они уже встроены и их трафик бесплатен для пользователя. Но есть и платные дифпоправки. Услугу по их получению можно подключить на определенное время, скажем на период посевной.
Таким образом, можно смело говорить, что эпоха роботов-машин не за горами, и она, скорее всего, будет не такой, как в фильмах про «терминатора».