Украинский комплекс тяжелого энергетического машиностроения – на грани краха. Так считает экс-директор государственного предприятия «Электротяжмаш» Олег Калашников. По его словам, сегодня существует опасность уничтожения комплекса конкурентами.
По словам Калашникова, с тех пор как его уволили с должности директора предприятия на заводе творится беспредел, который может привести к неминуемой угрозе энергетической безопасности страны. Напомним, что причиной увольнения О. Калашникова стал отказ подписания документов по отгрузке продукции согласно контракту по поставке генераторов для атомной электростанции в Индии. Проблема в том, что должностное лицо, которое подпишет документы на отправку оборудования, будет привлечено к уголовной ответственности за нанесение государству ущерба в крупных размерах. Следует отметить, что стоимость генераторов, созданных харьковским предприятием «Электротяжмаш» по заказу «Турбоатома» была изначально занижена генподрядчиком.
Ранее на пресс-конференциях, пытаясь привлечь внимание общественности к этой проблеме, Олег Калашников рассказал, что генераторы, которые Турбоатом, являющийся по контракту генеральным подрядчиком, пытается отправить в Индию по цене 2 млн. 750 тыс. долларов, обошлись предприятию примерно на 2 млн. долларов дороже. По словам О. Калашникова, все это делалось еще до него, когда руководство области и Министерства промышленной политики «через колено» заставляло директоров предприятия начинать выполнение заведомо убыточного для государственного предприятия заказа. В этой связи интересна позиция нынешнего руководства отрасли, в частности, заместитель министра промышленной политики Украины Валерий Третьяков отметил, что «Электротяжмаш» недополучит два миллиона долларов, в то время как сумма контракта составляет 69 млн. Скорее всего, именно такую сумму получит «Турбоатом», являющийся генподрядчиком.
Тем не менее, не надо забывать, что «Электротяжмаш» является государственным предприятием, то есть по 2 млн. недополучит именно государство на каждом отгруженном генераторе. Возникает и другой вопрос, если оба предприятия государственные, то почему бы ни пересмотреть условия контракта, чтобы никто, и в первую очередь государство, не было в проигрыше. Однако руководство «Турбоатома», упорно не хочет идти на компромисс.
В тоже время, новый директор предприятия Виталий Чередник, руководящий предприятием уже три месяца тоже не торопится подписывать документы об отгрузке. Это, очевидно, связано с позицией прокуратуры, которая утверждает, что в случае отгрузки по цене, на которой настаивает Турбоатом, государству будет нанесен крупный ущерб.
Как заметил О. Калашников, так называемый «Индийский Контракт» уже официально признан убыточным и нанес ущерб государству в размере не менее 50 миллионов гривен. О. Калашников сообщил, что губернатор Харьковской области А. Аваков и новый директор завода «Электротяжмаш» В. Чередник, которые неоднократно пытались делать все, чтобы О. Калашников ушел со своей должности, также публично признают убыточность контракта.
В свою очередь губернатор и директор предприятия заявляют о росте экономических показателей предприятия. Так, например, рост объемов производства в 2005 году по отношению к 2004 году составил 164%, средняя заработная плата выросла с 460 гривен до 1050 гривен.
«Я имею все основания утверждать, что эти показатели достигнуты в период моего руководства заводом»,— сказал О. Калашников. По его данным, завод недополучает прибыли в размере до 10% от объема реализованной продукции, идущей на экспорт.
Напомним, что О. Калашникова уволили 14 сентября 2005 года. 9 февраля 2006 года он был восстановлен на должности директора завода решением суда. 20 февраля решение вступило в законную силу. Однако, как говорит О. Калашников, он не может приступить к выполнению своих прямых обязанностей, поскольку решение суда игнорируется Министром промышленной политики Владимиром Шандрой. По данным экс-директора, «Электротяжмаш» единственный в СНГ и один из пяти мировых комплексов, которые могут обеспечить комплектные поставки турбогенераторов, может быть разрушен, что естественно только на руку конкурентам.
Так, по словам президента Харьковского регионального центра инвестиций Игоря Тулузова, для того чтобы сделать нерентабельным весь украинский комплекс тяжелого энергетического машиностроения не надо уничтожать все предприятия, а достаточно «выбить» из цепи лишь одно. В таком случае, оставшиеся будут вынуждены закупать дополнительное оборудование у мировых лидеров в этой сфере – компаний Сименс, Альстром и т.д., что естественно сделает работу комплекса нерентабельной и невыгодной для заказчиков.
На сегодняшний день на наш рынок, через украинскую компанию «В-ЭТМ», выходит российский «Трансмашхолдинг», являющийся лидером в СНГ по производству тепло- и электровозов. Интерес этой компании очевиден — многострадальный харьковский «Электротяжмаш», являющийся монополистом на просторах СНГ еще и по производству тяговых двигателей. «Недавно они приобрели 6 заводов и теперь им принадлежат все тепловозостроительные заводы в России. Но без наших тяговых двигателей, генераторов, систем управления, все, что они купили — это набор металлолома»,— считает О. Калашников.
По его словам, на сегодняшний день эта компания хочет выкупить один из корпусов завода, на что практически согласно нынешнее руководство предприятия. Это и неудивительно, учитывая, что задолженность растет, а рассчитываться с государством как-то надо.
«При этом,— считает экс-директор,— никто не думает о том, что если „Трансмашхолдинг“ захватит наш завод, то они вгонят его в долги, и будут пытаться установить над ним контроль». Таким образом, Украина может лишиться не только монополии на изготовление тяговых двигателей, но и всего нашего энергетического машиностроения. Надо ли напоминать чиновникам и менеджерам, что, помимо «престижа государства», который они пытаются поддержать выполнением заведомо убыточного для одного из государственных предприятий условий, это тысячи рабочих мест, социальная инфраструктура, отчисления в бюджет, а также будущее украинской промышленности.
Справка Elcomart News. Научно-производственное объединение «Электротяжмаш» в этом году отмечает свое 55-летие. За эти годы было изготовлено: 660 турбогенераторов мощностью до 500 МВт для ТЭС, АЭС, ТЭЦ; 132 гидрогенератора мощностью от 5 до 430 МВт для ГЭС, ГАЭС.
Турбогенераторами производства НПО «Электротяжмаш» укомплектовано 73% мощностей ТЭС, ТЭЦ Украины, гидрогенераторами — 78% мощностей гидроэлектростанций. Турбогенераторы и гидрогенераторы с маркой «Электротяжмаш» работают более чем в 30 странах мира.
Объединение — единственный поставщик комплектного электрооборудования для магистральных, пассажирских, маневровых тепловозов, электровозов, дизель-поездов и городского транспорта. Во многих отраслях промышленности эксплуатируются электрические машины постоянного и переменного тока.
НПО «Электротяжмаш» — предприятие с высокими техническими возможностями: широко развитым специфическим для электромашиностроения электроизоляционно-обмоточным производством, испытательной и исследовательской базой, инструментальным, сварочным, литейным производством. В ближайшие три года полностью восстановить потенциал НПО «Электротяжмаш» и увеличить объем производства в 2,5 раза — главная задача, которую ставит менеджмент объединения.
Наталия Погосова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)