Исследования на мышах идентифицировали набор нейронов, ответственных за устойчивую боль, в результате этого возникли способы преодоления боли.
Результаты указывают на существование отдельных нейронных путей, которые регулируют предотвращение угрозы и снижение травматизма. Исследование может дать новые возможные эффективные способы обезболивания.
Ребенок касается рукой горячей плиты и быстро отдергивает ее. Увы, слишком поздно — палец малыша получил небольшой ожог. Чтобы успокоить боль, он кладет обожженный палец в рот.
Отдергивание руки, чтобы избежать травмы и успокоение боли от этой травмы — это два разных эволюционных рефлекса, Их молекулярное происхождение и сигнальные пути до сих пор ускользали от ученых.
В настоящее время исследование, проведенное учеными из Гарвардской медицинской школы, опубликованное 10 декабря в журнале Nature, идентифицирует нервно-сигнальный путь глубокой устойчивой боли, которая начинается сразу после травмы. Полученные данные также проливают свет на различные пути, которые стимулируют рефлексивное отдергивание, чтобы избежать травм и последующей боли.
Клинические наблюдения за пациентами с неврологическим повреждением вместе с прошлыми исследованиями обрисовали в общих чертах области мозга, которые различают, например, рефлексивное сокращение из-за укола кожи и длительную боль, возникающую из-за повреждения ткани, вызванного уколом.
Новое исследование является первым, намечающим, как эти сигналы движутся вне мозга.
Результаты, основанные на экспериментах на мышах, ставят под сомнение обоснованность современных экспериментальных подходов для оценки эффективности потенциальных обезболивающих соединений. Исследователи утверждают, что большинство современных методов основаны на измерении первоначального рефлексивного ответа, который служит для предотвращения повреждения ткани, а не на измерении длительной боли, возникающей в результате реального повреждения ткани. В результате, по их словам, некоторые лекарственные препараты, которые могли бы успешно справляться с постоянной болью — длительным ощущением боли, которое следует сразу за травмой, — могли быть отклонены как неэффективные, поскольку их оценивали по отношению к неправильному результату.
«Продолжающийся кризис с опиоидами создал острую и неотложную потребность в разработке новых методов лечения боли, и наши результаты показывают, что более специализированный подход к оценке реакции на боль будет сосредоточен на устойчивом болевом ответе, а не на рефлексивной защитной абстиненции», — сказал старший автор исследования. Цюфу Ма, профессор нейробиологии в Блаватническом институте Гарвардской медицинской школы и научный сотрудник Дана-Фарберского онкологического института.
Работа Ма и его коллег указывает на существование двух наборов периферических нейронов — нервных клеток, расположенных вне головного и спинного мозга. Один набор периферических нервных клеток посылает и принимает сигналы исключительно к поверхностным слоям кожи и от них. Будучи первой линией защиты от внешних угроз, эти периферические нервные клетки направлены на предотвращение травм, вызывая рефлексивное отдергивание. Другой набор нейронов рассредоточен по всему телу, и считается, что он передает длительную боль, которая возникает после первоначальной травмы и вызывает поведение, позволяющее справиться с болью, например, нажать на сломанный палец или полизать порез на коже, чтобы успокоить поврежденную область.
e-news.com.ua