Преклонный возраст, как один из завершающих этапов онтогенеза человека, характеризуется неравномерностью изменений и гетерохронностю фаз развития.
В поздний период жизни человека наблюдается специфическое соотношение между сохранностью психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности. Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости и в то же время это причина возникновения чувства одиночества и изоляции.
Пожилые люди редко признают себя одинокими, по сравнению с молодыми, хотя в большей степени склонны к проживанию в одиночестве. Часто это связывается с тем, как они интерпретируют одиночество с собственной позиции.
Наиболее существенным в старости (в сравнении с молодостью и зрелостью) является не изоляция, а психологические и эмоциональные аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Уменьшение круга общения, по мнению ученых, определяется объективными внутренними и внешними факторами и составляет содержание старческого бытия. Ученые считают, что одиночество в старости обычно ставится в прямую связь со стрессовой ситуацией (выход на пенсию, разрыв с родственниками, потеря одного из членов семьи). Первое место среди травмирующих факторов, являющихся причиной одиночества в старости, по мнению ученого, – это потеря близких. Поэтому, одиночество в старости – это или реальное отсутствие родственников, сверстников, друзей, или же переживания эмоциональной изоляции, непонимания и безразличия со стороны окружающих.
Текст: Т. Сокот