Delo.UA выясняло, как изменятся нормы использования беспилотников, что послужило основанием для принятия такого ограничения, как данное регуляторное новшество повлияет на рынок, и как события будут развиваться дальше.
На прошлой неделе социальные сети взорвались новостью — "В Украине запретили дроны". Основой для таких утверждений послужил Временный порядок использования воздушного пространства Украины, который обнародовала Государственная авиационная служба
Что приняли?
Принятый документ, регулирующий использование воздушного пространства для всех типов пользователей, содержит и новшества, которые касаются использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В частности, согласно обновленному порядку, беспрепятственно летать (без предварительного получения разрешения на полеты) могут дроны весом до 2 кг на высоту не более 50 метров, а скорость полета не должна превышать 160 км/час. Без информирования и получения разрешений от соответствующих ведомственных органов полеты могут выполняться только днем и имеют ряд ограничений. В частности, запрещено летать над промышленными зонами, электростанциями, железнодорожными станциями, морскими портами, хранилищами топлива, нефти, газа, других опасных веществ и жидкостей и т. д. Кроме того, центральные улицы городов, поселков городского типа и сел, железные дороги государственного и регионального значения, дороги государственного значения и линии электропередач можно пересекать, но не летать над ними.
Запрещены полеты беспилотников также над исправительными центрами, колониями и СИЗО, и еще объектами под охраной, списки которых определены Минобороны, МВД, Госпогранслужбой, СБУ, Нацполицией, Нацгвардией, другими военными и правоохранительными органами. Кроме того, запрет на полеты распространяется на места аварий и катастроф, зон спецопераций, в т.ч. полицейских, зоны проведения АТО, и зоны, "определенные для обеспечения безопасности лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана".
Для того, чтобы иметь возможность для пролета беспилотников над вышеуказанными объектами, нужно получить разрешение от соответствующего ведомства или владельца объекта.
Что делать, если дрон больше 2 кг?
Государственное предприятие обслуживания воздушного пространства "Украэрорух" на своем сайте опубликовало памятку для пользователей беспилотников, где пошагово расписало всю процедуру. В частности, за 10 дней до использования в "Украэроцентр", департамент "Украэроруха", нужно направить запрос на осуществление полетов, где указать вид деятельности, время начала и окончания полета, максимальную высоту полета и т.п. Накануне полета до 12:00 пользователь должен направить в "Украэрорух" соответствующую заявку по электронной почте или факсу. Пользователи дронов также должны немедленно уведомлять об аварийной ситуации, вне зависимости от серьезности инцидента. Кроме того, в памятке расписаны и другие подробности получения разрешений на полеты дронов, а также обязанности внешнего пилота.
До 1 июня специальных процедур регулирования для дронов не было. По Воздушному кодексу, если это был дрон больше 20 кг, то применялись все требования как к большому воздушному судну, начиная с регистрации — сертификат эксплуатанта и т. д. "Если дроны были меньше 20 кг и использовались в целях хобби и развлечения — они регулировались соответствующими федерациями", — рассказывает член рабочей группы по разработке правил при Госавиаслужбе Ирина Кустовская. По ее словам, принятый документ регулирует использование всего воздушного пространства Украины и был разработан на смену предыдущему, который терял силу 1 июня 2018 года. "Старое Положение утратило силу с 1 июня, но новые правила не были зарегистрированы в Минюсте. И таким образом получался правовой вакуум, что недопустимо. Ведь правила должны быть, они рассчитаны на полеты каждый день. Поэтому Госавиаслужба и сделала этот временный порядок использования воздушного пространства. Текст идентичный тому, который находится на одобрении в Минюсте", — поясняет Кустовская, отвечая на вопрос почему правила временные. Она также добавила, что правила разрабатывались совместно с Министерством обороны.
Еще один участник рабочей группы, совладелец дистрибьютора дронов Fly Technology Игорь Зайцев отметил, что несмотря на то, что раздел о беспилотниках занимает лишь небольшую часть всего документа, он "не учитывает мнения участников рынка и эксплуатантов этой сферы". Кроме того, Зайцев рассказал о подробностях заседаний этой рабочей группы. "Заседания рабочей группы проводились с регулярностью 1-2 раза в месяц. Все участники прекрасно понимали, что принятие правил — неизбежно и обязательно. Вопрос только в том, какими они будут: прозрачны и лояльны к пользователю БПЛА или ужесточающие условия для каких-либо полетов даже на самых низких дистанциях. К сожалению, для части людей был важен PR, а не конструктивная работа над проектом. И вместо того чтобы напрячься и принять понятные правила, и убрать проект чиновников (и инициатива от ДАСУ была), на заседаниях велись обсуждения о том, как космические корабли бороздят просторы большого театра", — подчеркнул глава Fly Technology.
Реакция рынка
Во Fly Technology считают, что новые правила негативно отразятся на пользователях и игроках рынка дронов. "Новые правила использования воздушного пространства Украины, конечно же, не выдерживают никакой критики, и они откровенно вредят широкой массе пилотов и отрасли в целом", — сообщил глава компании Игорь Зайцев.
"Чрезмерно жесткими" называет принятые правила и основатель DroneUA, глава профсоюза беспилотной журналистики Валерий Яковенко. "Редакция представленных правил использования воздушного пространства дронами нам была известна задолго до их официальной публикации. Это часть концепции правил, представленных Госавиаслужбой ранней весной этого года. Мы как часть рабочей группы потратили несколько месяцев, чтобы изменить эти драконовские меры и подготовить редакцию правил, которые бы всех устраивали. Однако в опубликованной редакции, наши пожелания не были учтены ни на йоту", — подчеркнул эксперт. Критикует он также и процедуру получения разрешений на полеты. "Сложная процедура уведомлений оператора воздушного пространства, жесткие ограничения по высоте и дальности полета, упомянутые архаичные процедуры согласований коммерческих полетов для выполнения аэрофотосъемки — все это не подходит рынку", — отмечает Яковенко. В целом, по его словам, сейчас рынок разделился на две стороны. Часть его игроков, интернет-магазинов и непрофессиональных пилотов выступают за отсутствие любых правил в этой сфере и хотят "чтобы использование дронов оставалось неурегулированным". На второй стороне находятся системные интеграторы и компании, которые используют дроны в своей профессиональной деятельности. "Они хотят видеть правовое поле использования технологий и требуют прозрачности в регуляции рынка", — рассказывает эксперт. При этом Яковенко называет позитивным трендом сам факт регулирования сферы использования беспилотников, считая, что, находясь вне правовой зоны рынок "не был защищен от неправомерных посягательств на свою деятельность". "Любой сотрудник полиции или других структур мог попросить нас прекратить выполнять полеты, и мы обязаны были подчиниться требованию", — отмечает основатель DroneUA.
Не довольны принятым документом и в медиакомпании "1+1", считая, что он ограничивает свободу СМИ в Украине и наносит серьезный удар по работе новостных служб. "В нынешней редакции ограничения могут быть растолкованы двузначно и создают угрозу вольного трактования чиновниками. Также новые правила противоречат закону об информации, ограничивая доступ граждан Украины к своевременной, развернутой и объективной информации", — отмечается в заявлении компании. В частности, медиагруппа уже более двух лет использует беспилотники при съемках своих сюжетов, в том числе для оценки и иллюстрации масштабов мероприятия и катастрофы. "В то же время новые правила не дают возможность продолжать практику подобных съемок, поскольку пунктом 4.6 запрещаются полеты над "местами аварий и катастроф (кроме задействованных в ликвидации)", — подчеркивают в "1+1 медиа".
Что будет дальше?
Как уже упоминалось выше, принятый документ регулирует использование воздушного пространства в целом. Однако сейчас при Госавиаслужбе в рамках рабочей группы продолжаются обсуждения правил, которые будут направлены на регулирование использования непосредственно беспилотников. По словам Ирины Кустовской, в финальном тексте этих правил важно будет "соблюсти баланс между развитием рынка и безопасностью полетов". В правилах будет прописана высота, масса дронов, которые подпадают под регулирование, а также другие сопутствующие моменты. Так, госчиновники считали, что нужно воспользоваться европейским опытом и вообще не регулировать только дроны меньше 250 грамм. "В Европе регулируются беспилотники весом от 250 грамм, все что меньше они считают игрушками. Наш рынок сказал, что 250 грамм это слишком мало и давайте сделаем 500 грамм. Мы согласились, хотя больше выступали за гармонизацию с европейскими нормами", — подчеркивает Кустовская и добавляет, что все эти нюансы еще могут измениться в ходе принятия окончательного варианта текста правил, которые разрабатываются сейчас.
Участники рынка поделились с изданием тем вариантом правил, который считают оптимальным и компромиссным, с ним можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/file/d/1jPoHPiGC43Zu40sFUjvMHwyDzWsPeY2D/view Ожидается, что документ будет подготовлен к общественному обсуждению уже летом, а окончательно принят до конца текущего года. Следующее заседание рабочей группы намечено на 19 июня.
ОКСАНА ТАРАСЕНКО
Инф. delo.ua
e-news.com.ua