По итогам прошедшего тендера 66%-ные пакеты акций двух крупнейших словацких аэропортов в Братиславе и Кошице достанутся консорциуму TwoOne, включающему в себя Венский аэропорт, австрийский Raiffeisen Zentralbank и словацкую финансовую группу Penta Investments. Члены консорциума предложили 158 млн. евро за акции «Братиславы» и 24 млн. евро за «Кошице». Кроме того, в развитие обоих аэропортов члены TwoOne пообещали инвестировать около 220 млн. евро.
Правительству по душе TwoOne
Первоначально правительство Словакии рассматривало предложения четырех различных консорциумов, в числе которых были немецкий аэропорт Koln-Bonn, турецкая компания Tepe Akfen Ventures и словацкая финансовая группа J&T. Однако рекомендации словацкого министерства транспорта в лице министра Павола Прокоповича получил только консорциум TwoOne. После этого у правительства была неделя для того, чтобы принять или отвергнуть советы министерства, но уже на следующий день Прокопович подтвердил, что именно TwoOne станет обладателем 66%-ных пакетов акций аэропортов.
Запланированный процесс приватизации не заладился с самого начала, когда появились слухи об утечке информации относительно претендентов, их предложений, а также о том, что правительство покровительствует членам TwoOne. После этого консорциум ISAP, также претендующий на акции аэропортов, объявил, что инициирует судебное разбирательство в случае выигрыша TwoOne. Кроме того, нежелание отдавать акции в руки TwoOne объяснялось еще и тем, что в случае победы в тендере Венский аэропорт мог бы превратить братиславский терминал в центр для грузовых транспортных полетов.
Словакия отдает последнее
Лидер словацкой оппозиционной партии «Смер» Роберт Фико буквально атаковал правительство, намереваясь воспрепятствовать будущей приватизации. Он предупредил правительство о том, что в случае победы его партии на парламентских выборах в этом году «Смер» намерена отменить приватизационный проект. Фико подчеркнул, что он поступил вежливо, предупредив инвесторов заблаговременно, до окончательного принятия решения. Свой протест оппозиционный лидер объясняет «…серьезным различием между реальным статусом Словакии на международной арене и тем, как его видят правящие партии». «Мы пользуемся газом, который поставляет Германия и Франция, телефонная связь обеспечена Deutsche Telekom, а бензин и масло для автомобилей поставляется венгерскими заводами», - сказал Фико, отметив, что не хочет видеть Словакию «…государством, которое ничего не контролирует, так как все стратегически важные сферы отданы в руки иностранцам».
Словацкие аэропорты
После приватизации крупнейших аэропортов страны «Братислава» (количество пассажиров увеличивается вдвое с каждым годом, в 2005 году достигло 1,3 млн. человек) и «Кошице» у государства останутся 34%-ные пакеты акций в каждом из них. Однако и из этих пакетов правительство передаст по 10% региональным властям и городам, где находятся аэропорты
Ольга Федоряк, газета "ДЕЛО"