Обучение и образование взрослых могут способствовать улучшению здоровья и благополучия людей, расширению возможностей трудоустройства и развитию местных общин – таковы данные третьего Глобального доклада об обучении и образовании взрослых (ГДООВ III), представленного Институтом ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни (ИЮОЖ).
Главная цель доклада, выпущенного сегодня по случаю 50-летия Международного дня грамотности, - оценить прогресс стран в выполнении обязательств в отношении обучения и образования взрослых (ООВ), принятых на Международной конференции по образованию взрослых в 2009 году (КОНФИНТЕА VI).
Согласно представленным в ГДООВ III результатам исследования, в котором приняли участие 139 стран, с 2009 года большинство государств достигли прогресса в вопросах разработки политики и управления в области ООВ, повышения качества, расширения финансирования и доступа к ООВ. Кроме того, 124 страны считают, что ООВ в значительной мере способствовали улучшению здоровья и благополучия людей, формированию активной гражданской позиции, укреплению социальной сплочённости, поощрению разнообразия и терпимости. В ГДООВ III также отмечается, что ООВ могут внести существенный вклад в осуществление Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
В своем предисловии к Докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова заявила: «В ГДООВ III лица, ответственные за разработку политики, найдут неопровержимые свидетельства в поддержку политических мер, стратегий и финансирования в области ООВ. Заинтересованные стороны найдут убедительные аргументы, доказывающие, что обучение и образование взрослых способствуют достижению устойчивого развития, построению более здоровых обществ, расширению занятости и формированию более активной гражданской позиции».
Директор ИЮОЖ Арне Карлсен пояснил: «Страны всё чаще рассматривают ООВ в качестве неотъемлемой части политики в области обучения на протяжении всей жизни и составного элемента комплексной межсекторной Повестки дня в области устойчивого развития. Считается, что ООВ обеспечивают многочисленные преимущества и оказывают долгосрочное воздействие. Тем не менее, необходимы более точные данные по участию в неформальном ООВ и его результатам».
Согласно Докладу, 75% стран сообщили о значительном совершенствовании законодательства в области обучения и образования взрослых, которого удалось достичь благодаря повышению информированности о потенциале ООВ с 2009 года. Более того, в 60% стран отмечено общее увеличение количества людей, охваченных ООВ, за тот же период.
Низкий уровень грамотности является значительным препятствием на пути к прогрессу в ООВ: 758 миллионов взрослых, включая 115 миллионов молодых людей (в возрасте от 15 до 24 лет), во всём мире по-прежнему не способны прочитать и написать простое предложение. 65% стран, участвовавших в опросе, считают неграмотность основным фактором, мешающим обучению и образованию взрослых оказывать наибольшее воздействие на здоровье и благополучие людей. По данным 66% стран, программы в области грамотности способствуют развитию демократических ценностей, обеспечению мирного сосуществования и укреплению солидарности.
Гендерный разрыв является ещё одной проблемой, требующей решения. Социальное и общинное развитие в значительной степени зависит от вовлечённости женщин. При этом женщины лишены равного доступа к обучению грамоте или ООВ и всё ещё составляют 63% от общего количества взрослых с низким уровнем грамотности. Тем не менее, следует отметить, что в 44% стран, участвовавших в опросе, женщины в большей степени охвачены ООВ, чем мужчины.
На ряде примеров из различных регионов мира в ГДООВ III показано, что ООВ может способствовать расширению прав и возможностей бедных и обездоленных групп населения, а также развитию их социальных связей, сетей и коммуникационных навыков, но при этом именно эти группы населения зачастую лишены доступа к образованию взрослых.
e-news.com.ua