В Американской торговой палате в Украине состоялась презентация исследования юридических барьеров для концессий автомобильных дорог в Украине, организованного Экспертным центром по вопросам государственно-частного партнерства и инфраструктуры. Анализ проводился на основе проекта строительства городской кольцевой автомобильной дороги г. Киева, что является составляющей национального проекта «Воздушный экспресс».
Исследование базируется на анализе юридических аспектов, которые представляются наиболее важными для реализации проектов концессии в дорожной отрасли Украины. Среди них - определение основных барьеров на пути внедрения концессии дорог в Украине; наиболее рациональные способы уменьшения юридических рисков для внедрения данного проекта на основе государственно-частного партнерства; рекомендации относительно изменений в законодательство, необходимых для всех возможных сценариев реализации проекта.
В начале встречи Татьяна Короткая, Директор подготовки проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) Программы развития ГЧП - руководитель Экспертного центра по ГЧП и инфраструктуры, отметила важность привлечения частных инвестиций в развитие публичной инфраструктуры: «Низкое качество инфраструктуры препятствует устойчивому экономическому развитию страны и повышению ее конкурентоспособности на международных рынках. Несмотря на тот факт, что государственный сектор финансирует значительную часть инфраструктурных услуг, спрос на инвестиции до сих пор остается неудовлетворительным, и правительства стран мира ищут пути повышения производства и предоставления инфраструктурных услуг. Строительство дорог на условиях концессии - достаточно распространенный подход европейских стран. Мы верим, что вскоре после наступления мира и нашей стране также удастся создать взаимовыгодные условия для привлечения частного сектора в строительство качественных украинских дорог западного образца».
Сергей Евтушенко, Председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами, по этому поводу отметил, что многие ведущие международные компании со значительным опытом реализации концессионных проектов в Европе выражают готовность стать владельцами концессионных дорог в Украине. «Однако без участия государства в таких проектах не обойтись, и его вклад вероятнее всего будет не менее 50% от стоимости проекта. Главное - достичь компромисса в вопросах распределения рисков и вознаграждений между государством и частным инвестором», - отметил Сергей Евтушенко.
Авторами исследования выступили специалисты юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры». По их словам, законодательные препятствия и юридические риски при реализации таких проектов не являются критическими, несмотря на неидеальность украинского законодательства. А среди ключевых рисков реализации проекта строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Киева, по мнению экспертов, являются следующие: возможность недостижения консенсуса между государством и частным инвестором об условиях сотрудничества; риски, связанные с выбором и выкупом земельных участков и недвижимого имущества для целей проекта; а также риск недостаточного финансирования строительства и последующего обслуживания данного объекта инфраструктуры.