Для киевского архитектора Александра Беретти пик известности и славы пришелся на 1840-е годы. В этот период он получал наиболее престижные заказы, пользовался благосклонностью генерал-губернатора Бибикова, слыл непререкаемым авторитетом. И вот некий дворянин Григорий Тустановский решил отдать ему в обучение своих сыновей Ромуальда и Петра. Он заключил с архитектором довольно-таки курьезный контракт.
Юноши должны были жить и учиться зодчеству у Беретти 8 лет, за что отец выплачивал определенную сумму. За досрочный разрыв контракта полагалась неустойка. При этом особо оговаривалось, что в случае непослушания или нерадивости учеников «Беретти имеет полное право, соразмерно вине и летам, наказать их, как ему угодно, в тех самых правах, какие имеет отец над детьми своими».
Очевидно, маститый учитель слишком энергично пользовался этим пунктом контракта. Четыре с половиной года Тустановские терпели, а потом без спроса покинули дом архитектора. Тот потребовал компенсации, и уездный суд признал за ним право на неустойку. Однако Тустановский-старший обжаловал это решение в высших инстанциях. Тут дело приняло совсем другой оборот. С одной стороны, контракт между Беретти и Тустановскими по форме не соответствовал законам и фактически являлся «филькиной грамотой».
С другой — Беретти привлекался к ответственности за нанесение оскорбления действием дворянским детям, за что полагался штраф в их пользу. Двадцать лет разбиралось это дело, пока Правительствующий Сенат не вынес решение, что... никто никому ничего не должен. Справедливости ради, заметим, что оплеухи Беретти все же пошли братьям на пользу: оба они успешно потрудились для застройки Киева.
Источник Информации: Контракты
Автор: Михаил КАЛЬНИЦКИЙ