Отечественные авиаперевозчики уже назвали 2009 год худшим за последние девять лет. Они предполагают, что устойчивый рост рынка возобновится не раньше середины следующего года, а выхода из кризиса не стоит ожидать раньше 2014 года.
Отечественные авиаперевозчики уже назвали 2009 год худшим за последние девять лет. Они предполагают, что устойчивый рост рынка возобновится не раньше середины следующего года, а выхода из кризиса не стоит ожидать раньше 2014 года. Кто до этого времени сможет удержаться в украинском небе?
Летевшие нынешним летом до Симферополя рейсами "АэроСвита" пассажиры были неприятно удивлены: при стоимости билета более 1,2 тыс. грн. их даже не накормили стандартным обедом, хотя многие на него рассчитывали. Вместе с тем другим пассажирам этой же авиакомпании посчастливилось, например, купить аукционные билеты в "сумасшедшую пятницу" и слетать в Стокгольм, Афины или Москву, заплатив всего $99 в оба конца. При этом и непредоставление питания, и вторая акция являются лишь антикризисными мероприятиями, активно внедряемыми компанией. "Что поделаешь, приходится экономить на всем", - пожимают плечами в "АэроСвите". Упразднение обедов на внутренних рейсах эконом-класса - это всего лишь одна из многочисленных мер, направленных на сокращение издержек, реализуемых авиакомпанией. А продажа дешевых билетов - борьба за новых пассажиров. Но смогут ли эти шаги удержать падение спроса на авиаперелеты в Украине?
Что имеем
В первом полугодии ситуация в авиационной отрасли развивалась по пессимистическому сценарию. В целом по отрасли зафиксировано уменьшение всех основных показателей. По данным управления финансово-экономической регуляции Госавиаинспекции, объемы пассажирских перевозок сократились на 18,4%, грузов и почты - на 25,6%. По информации самих авиакомпаний, пассажиропоток на регулярных основных маршрутах сократился на 20-25% в зависимости от направления. Так, в азиатском направлении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обвал достиг 50%, отметил исполнительный директор компании "Роза Ветров" Сергей Яновой. Существенный спад произошел из-за сокращения количества чартерных рейсов, пассажиров на которые поставляли туристические компании. "Вследствие затишья на рынке туристических услуг компании недосчитались значительной доли пассажиров именно из этого сегмента перевозок", - объяснил ситуацию директор по связям с общественностью авиакомпании "АэроСвит" Владимир Гайдаш.
Сложившаяся ситуация отразилась и на финансовых показателях украинских авиакомпаний. Совокупный операционный убыток крупнейших операторов рынка "АэроСвита" и "Международных авиалиний Украины" по итогам четырех месяцев этого года превысил $6 млн, сообщили в Минтрансе. В частности, по данным МАУ, компания в целом за первое полугодие нынешнего года получила чистый убыток в размере 18,77 млн грн по сравнению с чистой прибылью в 2,73 млн грн за аналогичный период 2008 года. В то же время такие авиакомпании, как "Днеправиа", "Визз Эйр Украина" и "Роза Ветров", несмотря на сложные условия, смогли несколько расширить свое присутствие на рынке и нарастить объемы перевозок.
Нельзя не отметить, что сегодня уже наблюдается некоторое улучшение ситуации на рынке. Отчасти это объясняется сезонным всплеском. "Начиная с мая объемы наших перевозок превышают аналогичные показатели прошлого года, но отставание, накопленное за первые четыре месяца года, нам пока преодолеть не удалось", - заметил президент авиакомпании МАУ Юрий Мирошников.
Стабилизировать падение пассажиропотока и даже несколько его нарастить смог и "АэроСвит". В июле коэффициент загрузки самолетов на регулярных рейсах этой компании составил 80%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост данного показателя достиг почти 16%, сообщил Владимир Гайдаш.
Что предпринимается
"Лучшее - враг хорошего", - такой ответ дал Юрий Мирошников на вопрос, насколько эффективными оказались антикризисные меры. По его словам, шаги, предпринимаемые компанией, приносят результат, но продолжается поиск еще более эффективных методов, чтобы все-таки избежать убытков. Самой популярной среди отечественных авиаторов антикризисной мерой оказалась оптимизация расписания и расходов (сюда входят и отказ от предоставления обедов - теперь они предоставляются на внутренних рейсах только пассажирам бизнес-класса, и сокращение штата).
При уменьшении пассажиропотока в качестве выхода могут быть дополнительные источники дохода, закрытие филиалов, отказ от лизинговых самолетов, а также многочисленные акции с "дармовыми" билетами, направленные на привлечение большего числа желающих полетать.
Компания МАУ, как и обещала в начале года, штат не сокращала и даже приобрела в конце июля новый "Боинг 737-800". Правда, теперь приобретение воздушных судов связано не столько с вызовами спроса, сколько с необходимостью более тщательно планировать свои расходы и оптимизировать парк. Преуспели в МАУ и в использовании дополнительных источников дохода. Для компании таковыми стали собственная база по техобслуживанию самолетов "Боинг" в аэропорту "Борисполь", а также доли в компании Swissport (наземное обслуживание в "Борисполе") и лондонском туроператоре Panorama Tours (организация въездного туризма в Украину). В "Днеправиа" заметили, что помимо перевозок доходы приносит аэропорт, благодаря которому компания получает средства за обслуживание других самолетов. Кроме того, "Днеправиа" предоставляет техобслуживание самолетов Як-42. В "АэроСвите" только начали работать над этим вопросом с акцентом на расширение ассортимента дополнительных услуг пассажирам.
В этой компании также вынуждены были пойти на непопулярные меры и уже на 20% сократили сотрудников, а остальные были переведены на короткий рабочий день. Кроме того, в компании решили закрывать представительства (и начать этот процесс с шанхайского), а также пойти по пути уменьшения количества самолетов. Сокращение парка и части маршрутов позволило "АэроСвиту" повысить эффективность своих регулярных рейсов.
Цена осталась прежней
Ожидалось, что кризис приведет к снижению цен на авиаперелеты, но этого пока не произошло. "Уверен, что стоимость авиабилетов у нас завышена. Хорошо, что рынок начал развиваться, появились бюджетные авиакомпании, демонстрирующие другой уровень цен", - говорит и. о. председателя АМКУ Александр Мельниченко. Он заявил, что после наведения порядка с ценами на авиатопливо и обслуживание в аэропорту "Борисполь" обязательно займется вопросами стоимости авиаперелетов.
С ним категорически не согласны перевозчики. Стоимость авиабилетов на ряде направлений по рынку по сравнению с прошлым годом снизилась практически вдвое, уверяет директор компании "Роза Ветров". "Диапазон цен значительно расширился, причем в сторону более низких цен, гораздо ниже тех, которые предлагались на рынке год-два назад. Безусловно, есть возможность конкурировать по цене, только не хотелось бы, чтобы эта конкуренция заходила за пределы здравого смысла и превращалась в демпинг", - отметил Юрий Мирошников. Стоимость авиаперевозок традиционно формируется в евро или долларах США, поэтому и компании, и пассажиры зависят от колебаний курса этих валют на местном рынке, уточнили в "АэроСвите".
Популярными в этом году среди украинцев стали многочисленные акции авиакомпаний. После "Визз Эйр Украина", которая предложила авиабилеты всего по 9 грн, удивил своими "сумасшедшими пятницами" и "АэроСвит". Так, в рамках акции Crazy Friday стоимость перелета по Украине составляет $29, по среднемагистральным маршрутам - $99, а дальнемагистральным - $399. Подобные акции хоть и радуют клиентов и отчасти увеличивают их количество, но все-таки негативно сказываются на доходности, уверяют в МАУ. "Высокий или низкий показатель загрузки еще не означает получение прибыли - важен показатель доходной ставки, на который, в частности, отрицательно влияют популярные ныне скидки на авиабилеты", - отметили в компании.
Не до конкуренции
Пожалуй, наиболее эффективной новацией кризисного периода оказался популярный во всем мире формат сотрудничества по договорам код-шеринга - объединение маршрутов с конкурентами. Раньше код-шеринг в Украине не был особо популярен, но когда перед компанией стоит выбор - не получить никакой прибыли или получить небольшую, разумеется, она склоняется ко второму варианту, пояснили в "АэроСвите".
В результате объединения усилий у авиакомпаний вырос коэффициент загрузки пассажирских кресел, клиенты получили более гибкое и полное расписание полетов, разлеты из "хабов" стали более доступными благодаря большему количеству стыковок. В эпоху кризиса вместо конкуренции, которая приносит убытки конкурирующим сторонам, компании гораздо чаще садятся за стол переговоров и находят взаимовыгодные решения.
В итоге сегодня на отечественном рынке конкуренции между авиакомпаниями фактически нет, поскольку все они, кроме "Визз Эйр Украина" и "Хорс", заключили подобные соглашения.
Что ждет авиаперевозчиков во втором полугодии? "Я не вижу оснований для того, чтобы верить оптимистам", - процитировали в МАУ слова генерального директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Безиньяни. К тому же год еще не закончился и кризис - тоже... И хотя уже сейчас видны некоторые позитивные тенденции, такие как хороший коэффициент загрузки самолетов, руководство авиакомпаний не обольщается - впереди трудный зимний период.
Восстановления пассажиропотока в Украине следует ожидать не раньше чем через полтора года, считают эксперты. "Мы прогнозируем, что устойчивый рост рынка возобновится с середины следующего года. К сожалению, выход из кризиса будет гораздо более медленным, чем вход в него. Вряд ли украинский рынок выйдет на позиции 2008 года раньше, чем к 2014 году", - уверен Юрий Мирош-ников. К этому времени могут произойти существенные структурные изменения. Часть компаний будет продана, кто-то может уйти с рынка или обанкротиться.
К примеру, не так давно 88,78% акций кировоградской авиакомпании "Урга", осуществляющей чартерные рейсы, купила компания American International Consulting Corp. На очереди смена собственников в авиационной компании "Днеправиа", приватизационный конкурс по продаже 94,57% акций которой должен состояться 28 августа. Как сообщили в ФГИУ, заявок на участие в конкурсе еще нет, но о намерениях приватизировать компанию с аэропортом заявляли четыре претендента. Среди них - группа "Приват", которая уже имеет отношение к днепропетровскому аэропорту.
Предстоит продажа 42,2% акций запорожской авиакомпании "Константа" и 100% акций компании "Национальные авиалинии Украины". Фонд госимущества уже объявил конкурс по определению для них оценщиков. Интересно, что акционеры "Константы" решили до продажи компании поделить прибыль и выплатить 170 тыс. грн. дивидендов. Возможна продажа ривненской авиакомпании "Универсал-Авиа" (35,52%), а также 61,58% акций МАУ и ЗАО "АэроСвит". В случае последней, скорее всего, свою долю укрупнит кто-то из нынешних собственников. Будет передана в аренду или продана из-за резкого падения спроса на авиаперелеты авиакомпания Мариупольского металлургического комбината им. Ильича "Ильич-Авиа". Впрочем, о возможных банкротствах, как и о слияниях, отечественные авиакомпании говорить не любят и отвергают подобные идеи, ссылаясь на то, что сегодня достаточно и объединения с конкурентами по маршрутам.
А в это время недовольство не получивших привычный паек пассажиров растет. И вполне вероятно, что "пятничными" акциями уже в ближайшем будущем будут удовлетворены далеко не все. Так что открещиваться от идеи слияния во благо спасения пока преждевременно.
Средняя пассажирская загруженность на регулярных международных рейсах отечественных авиакомпаний снизилась до 61%, тогда как по итогам первого полугодия прошлого года этот показатель составлял почти 70%
Дина Пархомчук
Инф. delo.ua
e-news.com.ua