Снижение потока туристов усилило конкуренцию между авиаперевозчиками и заставило их пойти на серьезное снижение тарифов — по некоторым направлениям до 50%.
Чартер по-новому
«Раньше мы вынуждены были летать в Грецию в 10 часов вечера — в дневное время свободного самолета просто не было. Сейчас авиакомпании могут предложить нам судно в 3-4 часа дня», — радуется директор по туризму агентства «Пан Укрейн» Елена Шаповалова. Из-за снижения спроса со стороны туроператоров авиакомпании теперь готовы предлагать более удобное время перелета чартерным рейсом. На данный момент количество чартерных рейсов по сравнению с расчетами, которые проводились туркомпанией «Пан Укрейн» в сентябре прошлого года, снизилось на 55%.
«До кризиса правила игры на рынке в большей мере диктовали авиаперевозчики, поскольку был дефицит самолетов», — объясняет коммерческий директор туроператора Tez Tour Аркадий Маслов. По его словам, из-за кризиса спрос на чартерные рейсы упал. «В результате туроператоры имеют больше возможностей для выбора авиакомпании», — добавляет Маслов. Признают это и авиаперевозчики. «Конкуренция между авиационными компаниями усугубилась, поскольку резко упал спрос на ряд традиционных чартерных направлений», — рассказывает Дмитрий Шинкарчук, директор по продажам в Украине компании МАУ.
Цены на чартеры в условиях обострения конкуренции снижаются. «В условиях кризиса мы стараемся оптимизировать свои расценки, чтобы туроператоры выбирали услуги именно нашей компании», — говорит Шинкарчук. Возможность снижать цены у авиакомпаний появилась благодаря удешевлению авиатоплива. Однако, по словам Дмитрия Шинкарчука, по некоторым направлениям МАУ пошла на более существенное, чем снижение стоимости авиатоплива, понижение цен. «Мы пересмотрели цены по направлению в Объединенные Арабские Эмираты, поскольку продажи по нему очень зависят от туристической составляющей. В результате понизили топливный сбор на 50%, а авиационный тариф сократили на 30%», — сообщили в МАУ.
Чем длительнее перелет, тем большую скидку предлагает авиакомпания. «Если говорить о таких направлениях, как Таиланд или Китай, то за счет снижения цены топлива чартер подешевел на 30-40%. Если же о ближних направлениях, к примеру, Турция или Египет, то тут снижение составило порядка 10%, поскольку составляющая топлива в стоимости перелета незначительна», — констатирует Елена Шаповалова.
Регулярные рейсы дешевеют
Сократилось количество мест, которые бронировали туроператоры на регулярных рейсах. «Экономические проблемы стали причиной снижения цен на рынке туристических услуг, что также коснулось и стоимости авиабилетов», — рассказывает менеджер компании «Феерия» Константин Серов.
Многие авиаперевозчики стали проводить разного рода акции или снижать цены на регулярные рейсы. К примеру, если турист покупает билет на февраль, то получает 10% скидки, на март — 15%, а на апрель — 20%. Проводятся акции ко Дню святого Валентина или 8 Марта — пассажиру дают возможность сэкономить 20-30%. «Появились новые тарифы, которые практически в два раза дешевле предыдущих, — говорит Константин Серов. — К примеру, билет на прямой рейс Киев — Париж — Киев можно приобрести за 380 долларов, тогда как ранее в среднем цена составляла 540 долларов». Также, по его словам, на 210 долларов подешевел перелет по маршруту Киев — Амстердам — Киев, теперь он обойдется в 350 долларов.
Международные авиалинии Украины с 15 декабря снизили топливный сбор на внутренних рейсах, а с 1 января — на международных. «По некоторым международным направлениям сбор снизился в 2-3 раза. К примеру, по направлению на Хельсинки сбор снизился на 54 доллара, на Амстердам — на 35 долларов», — сообщает пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
Новый игрок
Компания «Wizz Air Украина» с начала мая планирует наладить регулярный рейс по направлению Киев — Анталия — Киев. Летать самолеты венгерского лоукостера будут с мая по сентябрь 3 раза в неделю. По мнению представителей компании-перевозчика, введение этого маршрута может удешевить для туристов стоимость отдыха в Турции. «Пассажирам теперь не придется идти в турагентство и платить дополнительную комиссию. Кроме того, вам не нужно заранее планировать отпуск — можно полететь и на три, и на шесть дней», — сообщила менеджер по связям с общественностью компании PBN, представляющей интересы компании Wizz Air, Кристина Косоноцкая.
В свою очередь, туроператоры считают, что новая услуга будет востребована у пассажиров, которые летают в Турцию с деловыми визитами либо с целью шопинга, и вряд ли сможет отвоевать у них большое количество клиентов. Маслов отмечает, что стоимость перелета по этому направлению не является ключевым фактором. «Стоимость перелета и бронирование отеля у компании Wizz Air вряд ли будет дешевле, чем стоимость путевки крупного туристического оператора», — считает он.
Однако, по словам директора Центра экономического и политического анализа Александра Кавы, в Европе достаточно распространена практика бронирования отелей при покупке билетов на самолет. «Поскольку в Анталию летают в первую очередь туристы, то с введением нового маршрута Wizz Air может стать конкурентом туристическим компаниям», — говорит эксперт. Это значит, что опосредованно указанная авиакомпания составит конкуренцию авиаперевозчикам, выполняющим чартерные рейсы, что будет способствовать снижению стоимости авиаперелета в этом туристическом направлении.
Татьяна Недоризанюк
Инф. delo.ua
e-news.com.ua