Украинцев пытают с интенсивностью 93 тысячи человек в год. Всего, по данным правозащитников, 355 тыс. украинцев подвергались пыткам в милиции.
У трети подозреваемых в уголовных преступлениях милиционеры выбивали признание. Украинские правозащитники, обнародовавшие сегодня такие данные, считают, что пытки в милиции носят массовый и системный характер.
«Пытки – это не проявление садистских наклонностей каких-то отдельных милиционеров, – сказал «Газете 24» глава правления Украинского хельсинкского союза Аркадий Бущенко. – Их толкает на это наша система правосудия. Ведь украинские суды постоянно используют признательные показания для вынесения обвинительных приговоров. Пытки быстро и дешево приводят к желаемому результату, не нужно прилагать ум и усилия для расследования».
В свою очередь советник министра внутренних дел Екатерина Левченко отрицает зависимость между пытками и карьерами милиционеров. «Раскрываемость не влияет на количество звездочек на погонах, – сказала она в комментарии «24». – Звание повышают за выслугу лет либо за какие-то особые заслуги. У милиции нет плана раскрытия преступлений. Кроме того, у министерства нет денег на выплату премий за раскрываемость». По словам Левченко, милиционеры никак не заинтересованы в пытках. Советник министра главной причиной истязаний считает тяжелые социальные условия сотрудников милиции, звереющих от нищеты.
«Надо запретить считать признание обвиняемого достаточным доказательством его вины, – настаивает адвокат Олег Веремеенко. Заместитель министра юстиции Инна Емельянова сообщила «Газете 24», что сейчас готовят новую редакцию Уголовного кодекса, по которому «выводы суда должны быть основаны только на показаниях, непосредственно воспринятых им во время судебного заседания». Пока же с надлежащим восприятием – проблемы. Когда один из подзащитных адвоката Веремеенко показал в суде спину, черную от «дачи признательных показаний», то получил 22 месяца ареста.