• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Еврообразование в Украине: дань моде или потребность времени

    Опубликовано: 2005-06-07 20:30:36
    Присоединение Украины к Болонскому процессу, конечно, необходимо, но сможем ли мы приспособится к европейским образовательным нормам.

    Как известно, 19 мая этого года Украина присоединилась к Болонскому процессу. Такое решение было принято на конференции министров образования стран Европы в норвежском городе Берген. Теперь наша страна должна определить свои приоритеты создания единого европейского высшего образования. Начиная с 2010 года все европейцы будут одинаково образованы и даже дипломы будут иметь одинакового образца. В теории Болонский процесс сулит украинским студентам только выгоды. К примеру, украинский студент сможет первый семестр учится в Киевском университете, а во втором перевестись, скажем, в Берлинский университет, при этом не ощущая никаких трудностей как в организационных моментах, так и в качестве образовательных услуг. Более того, учебный процесс можно будет прерывать на довольно длительный срок, если вам вдруг захотелось поработать. В этом году уже около 120 украинских вузов работали не по отечественным образовательным стандартам, а в экспериментальном режиме, исходя из будущих евростандартов. Но сейчас только 7% украинских ВУЗов отвечают критериям Европейской сети качества образования. Об этом поведал председатель Христианско-демократической партии Украины Виталия Журавского. По его мнению, уже сейчас нет проблем с академическим признанием украинских дипломов в Европе - "сорок стран мира, в соответствии с Лиссабонской конвенцией, признают украинский диплом государственного образца". Вместе с тем, по мнению того же Журавского, "украинские ВУЗы занимаются наукой косвенно", а поэтому "присоединение к Болонскому процессу покажет, что большинство отечественных университетов не смогут считаться университетами европейского образца”. Во-вторых система образования в Европе двухуровневая: „бакалавр” и „магистр”. У нас - «бакалавр», «специалист» и «магистр». В министерстве это объясняют тем, что за 4 года (после этого термина обучения получают квалификацию бакалавра) нереально совместить теоретическую и практическую подготовку студента. По их замыслу «специалист» в основном ориентируется на практическую подготовку, а вот магистр, кроме практических, должен иметь еще и теоретические, то есть научные навыки. «Я убежден, что на переходном этапе специалист нужен и сейчас он должен остаться», - заявил заместитель Министра образования и науки М. Степко. Кроме того, «Неизвестно еще, каким путем пойдет Европа», - добавил он в этом контексте. А вот ректор Национального авиационного университета Бабак В. П. уверен, что такая система подготовки способствует только излишней трате средств. Также он склонен считать, что тестовая система контроля знаний существенно деградирует и самого человека, и сами принципы образования. Подобное могут позволить себе лишь те страны, которые в случае необходимости могут «покупать» научные кадры. Например, США. Стоит отметить, что в Соединенных Штатах в Национальной академии наук около 30% работающих не являются американцами, а, как правило, выходцы из менее развитых стран (Индия, страны СНГ и т. д.). Каждый третий Нобелевский лауреат от США тоже не является американцем.

    Количество ВУЗов в Украине тоже имеет свою специфику. Сейчас в нашей стране насчитывается около 250 ВУЗов ІІІ-ІV уровня аккредитации, причем 82 из них со статусом "национальный". Также мы имеем 50 академий. Причем каких – Академия альтернативной эволюции, Академия оригинальных наук. Например, во Франции, высших учебных заведений меньше ста, а "национальных" всего 4. В процессе унификации и гармонизации наших образовательных норм с европейскими, мы получим уменьшение количества образовательных направлений подготовки, но не за счет их отмены, а путем присоединения к другим базовым.

    Справка: В июне 1999 года в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали "Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования". Долгосрочная цель этой программы - "повышение мобильности граждан на рынке труда и усиление конкурентоспособности европейского высшего образования", создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. Для достижения этой цели предлагается добиться взаимного признания дипломов, повсеместно ввести двухступенчатую систему подготовки специалистов ("бакалаврат" и "магистратура"), создать единую систему учета учебных достижений. Тогда Декларацию подписали все европейские страны кроме Украины, Молдовы и Беларуси.
    ElcomartNews e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.