Вопрос: Повышая цены на газ для Украины, Россия преследовала в первую очередь экономические или политические цели?
Роберт Эбел\Robert E. Ebel, руководитель энергетической программы исследовательского центра CSIS: И экономические и политические одновременно. Экономические, потому что Россия решила, что не должна относиться к Украине иначе, чем к западноевропейским странам. Политические, потому что Путин поддержал неудачника последних президентских выборов в Украине. Он пытается сделать так, чтобы следующий президент Украины был более пророссийким.
Джулия Нанай\Julia Nanay, старший директор консалтинговой фирмы PFC Energy, специализируется на энергетике России и региона Каспийского моря: Мне кажется, были и политические и экономические причины. Однозначно, что повышение цен являлось средством оказать давление на правительство Ющенко, и в то же время, это была попытка добиться экономических целей. К тому же, резкое повышение цен на газ перед парламентскими выборами не помогло бы правительству Ющенко. Однозначно, это было не рыночное решение, однако в этой сфере никогда не действовали законы рынка. И ранее существовали различные цены на газ, обусловленные различными межгосударственными договорами. Украина получала газ и из Туркменистана, причем расценки на него постепенно росли.
Вопрос: Кто выиграл в результате этого кризиса?
Эбел: Пока об этом слишком рано говорить. Большинство людей считают, что Россия несколько перебрала со степенью давления. Сперва международная реакция в отношении России была, в целом, негативной. Потом тон несколько смягчился. Россия должна восстановить свой имидж надежного поставщика. Впрочем, внушает тревогу схема газовой сделки между Россией и Украиной. Она весьма сложная и запутанная, и я сомневаюсь, что организация, которая будет выступать посредником в газовых сделках, будет более прозрачной, чем ее предшественницы.
Нанай: В этом деле есть много подозрительного. Я сама себе задавала этот вопрос. Я не вижу победителей, за исключением компании-посредника RosUkrEnergo, которая закупает газ у Туркменистана. Владимир Путин не слишком хорошо выглядит в этой истории. Непонятно, почему "Газпрому" понадобилась эта компания и кому это выгодно?
Я подозреваю, что RosUkrEnergo – как и другие газовые компании-посредники, связанные с Украиной, например "Итера" и "Уралтрансгаз" – является теневой структурой. России и странам-покупателям газа было бы лучше обойтись без подобных посредников. Я выступаю за прозрачность и, в том числе, за продажу газа по рыночным принципам.
Вопрос: Некоторые страны Европейского Союза также пострадали в результате этого кризиса, что Вы об этом думаете?
Эбел: Ходили слухи, что Европейский Союз собирался тайно субсидировать Украину. Но лично я сомневаюсь в этом. Не только потому, что ЕС этого не сделал, но и потому, что он не мог пойти на подобный шаг. Россия могла заявить, что не дело Европейского Союза вмешиваться в ее двусторонние отношения с Украиной.
Европейскому Союзу есть что терять в этой ситуации. Он крайне зависит от стабильных и предсказуемых поставок российского газа через украинскую территорию. Всегда проблема, когда Вы являетесь поставщиком газа в какую-то страну, а трубопровод проходит по территории третьей страны. Третья страна всегда стремится осуществлять контроль за транзитом газа, поэтому всегда сохраняется вероятность того, что она что-то может предпринять – политически или экономически.
Нанай: Негативная реакция Запада способствовала более быстрому заключению договора между Украиной и Россией. ЕС неодобрительно относится к тому, что газ используется в качестве политического оружия, в то время, как энергическая безопасность является главной темой российского председательства в Большой Восьмерке. Госсекретарь США Кондолиза Райс также критично оценила действия России. США считают, что условия контракта стали слишком суровыми для Украины. Чуть позже Европейский Союз задумался и об обеспечении поставок газа в будущем. Мне кажется, европейцы будут более активно искать других поставщиков. Государства, которые добывают газ, стараются воспользоваться ситуацией и ныне активно себя рекламируют.
Вопрос: Каким может быть долговременное воздействие этой сделки на российско-украинские отношения?
Эбел: Украина вынуждена была одобрить новые цены на газ. Вопрос заключается в том, насколько долго эти цены продержатся и как быстро Украина начнет платить за газ столько же, сколько платят страны Западной Европы. Украина переживет эту зиму, после чего ее лидерам надо почесать затылки и подумать о будущем.
Нанай: В краткосрочной перспективе, Россия столкнется с определенными политическими проблемами, которые могут иметь и некий экономический эффект. Повышение цен на газ должно способствовать перестройке промышленной структуры Украины и превращению ее в государство, где более рачительно используют энергию.
Washington ProFilee-news.com.ua