На сегодня Украина и Польша имеют уникальную возможность усилить работу по реализации проекта нефтепровода "Одесса-Броды-Гданьск-Плоцк", считает секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах.
Об этом он заявил сегодня во время совместного брифинга с председателем Канцелярии Президента Республики Польша Анджеем Урбанским в Варшаве, комментируя ход встречи с Президентом Польши Лехом Качинским.
"Завершается технико-экономическое обоснование соответствующего проекта, и заключения европейской комиссии подтверждают экономическую целесообразность проекта "Одесса-Броды-Гданьск-Плоцк", - сказал А.Кинах. Он также отметил заинтересованность Казахстана и Азербайджана в выходе на европейский рынок, напомнив о мощном развитии нефтяной отрасли в этих странах.
А.Кинах сообщил о проведении глубоких консультаций с Польшей и странами Евросоюза с тем, чтобы ускорить реализацию проекта "Одесса-Броды-Гданьск-Плоцк". В этом контексте он напомнил, что несколько дней назад было подписано совместное заявление правительств Украины и Польши относительно внедрения соответствующего проекта.
Секретарь СНБО также выразил надежду, что в рамках визита Л.Качинского в Украину 28 февраля будут подписаны "принципиальные документы о сотрудничестве Украины и Польши в энергетическом комплексе".
ОАО «Укртранснефть» закончила строительство нефтепровода «Одесса-Броды» (нефтетерминал «Южный»-Одесса-Броды) мощностью 9 млн. тонн в год и длиной 674 км в конце 2001 года. Сначала планировалась достройка его до польского Плоцка для поставок в Европу каспийской нефти.
В конце мая 2003 года Украина, Польша и ЕС подписали декларацию, которой поддержали проект транзита каспийской нефти нефтепроводом «Одесса-Броды» и его достройки до Плоцка, откуда нефть уже существующим нефтепроводом может попасть в Гданьск.
Начиная с середины 2003 года, в Украине активно обсуждался вопрос о направлении использования нефтепровода «Одесса-Броды». Реверсное направление использования лоббировала российско-британская компания ТНК-ВР. 3 февраля 2004 года украинское правительство приняло решение о прямом использовании нефтепровода, однако уже в июле 2004 года пересмотрело свое решение.
В конце июля 2004 года ОАО «Укртранснефть» и ТНК-ВР подписали контракт о прокачке нефтепроводом «Одесса-Броды» 9 млн. тонн нефти в год в направлении нефтетерминала «Южный» (г. Одесса). Контракт предусматривает транспортировку российской нефти Urals по маршруту «Мозир-Броды-МНТ «Южный» на протяжении 3-х лет в объеме 9 млн. тонн в год.
В то же время, Наблюдательный совет «Укртранснефти» одобрил достройку «Одесса-Броды» до польского Плоцка и создание для этого совместного предприятия «Сарматиа» с польской компанией PERN Przyjazn.
Президент Украины Виктор Ющенко заявил о намерении начать поставки каспийской нефти в Европу нефтепроводом в прямом направлении при первой же возможности.
Европейская Комиссия в рамках программы INOGATE (Interstate Oil and Gas Transport to Europe) приняла решение о включении в бюджет на 2005 год 2 млн. евро на разработку ТЭО продолжения строительства нефтепровода «Одесса-Броды» до польского города Плоцк.
9 августа 2005 года представительство Европейской Комиссии в Украине, Молдове и Беларуси сообщило, что завершать технические, экономические и юридические исследования, необходимые для продолжения строительства нефтепровода «Одесса-Броды» до польского города Плоцк, будет консорциум из трех европейских компаний: SWECO РОС (Финляндия), ILF GmbH (Германия) и KANTOR (Греция). Объем работ по данному проекту был согласован экспертами Европейской комиссии, Украины и Польши в Киеве в марте 2005 года.
19 декабря 2005 года трехсторонняя рабочая группа из экспертов Европейской Комиссии, Польши и Украины провела презентацию первого варианта ТЭО достройки «Одесса-Броды» до Плоцка в Варшаве (Польша).
ELCOMART Право
e-news.com.ua