• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Расширить и углубить

    Опубликовано: 2005-11-01 15:08:00
    Премьер подписал концепцию проведения административной реформы.
     
    Хотя административная реформа была начата президентом еще в 2004 году, «система исполнительной власти в России остается весьма закрытой для граждан и бизнеса». Такие нелестные оценки содержатся в концепции административной реформы в России на 2006-2008 годы, подписанной вчера премьером Михаилом Фрадковым.
    «В основном реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти, на региональном уровне она реализуется лишь в виде экспериментов, а по ряду приоритетных направлений административной реформы работы еще вообще не начаты», - сказано в концепции. Впрочем, изменения на верхнем этаже исполнительной власти удачными признать можно тоже с большой натяжкой. Так, помощник президента Игорь Шувалов недавно объявил, что «никакая административная реформа на самом деле не произошла». Огромная работа по анализу функций, которую в 2003-2004 годах проводили в комиссии по административной реформе чиновники из правительства и администрации президента, закончилась лишь перетряхиванием ведомств. Службы были отделены от министерств и агентств, а количество заместителей министров сокращено до двух.
     
    Но сегодня ситуация потихоньку возвращается к изначальной. Федеральное агентство по сельскому хозяйству (Россельхоз) расформировано, а его функции возвращены Министерству сельского хозяйства. В помощь двум заместителям министров, которые явно не справлялись со свалившимся на них объемом работ, добавили статс-секретарей. Теперь же речь идет и о том, чтобы в двух ведомствах - Минфине и МЭРТ - появилось еще по одному заместителю министра, который бы отвечал за взаимодействие с регионами.
     
    Жесткие оценки, которые дали Шувалов и Фрадков, совпали с мнением сразу нескольких авторитетных международных организаций. В рейтинге конкурентоспособности экономик, подготовленном Всемирным экономическим форумом, Россия за последний год опустилась по показателю "качество государственных институтов" с 81-го на 89-е место. В индексе эффективности государственного управления GRICS, который раз в два года составляет Всемирный банк, Россия также находится глубоко внизу, что не лучшим образом характеризует как качество работы правительства страны и издаваемых законов (включая содержащиеся в них коррупционные дыры), так и общий контроль за соблюдением законности в стране. По индексу непрозрачности, составляемому PricewaterhouseCoopers, Россия занимает 40-е место среди 48 крупнейших стран мира и из-за этого уже, по данным экспертов, упустила прямых иностранных инвестиций на 9,8 млрд. долларов. А в индексе восприятия коррупции от "Трансперенси Интернешнл", где отражается то, насколько сами россияне и работающие в стране иностранные бизнесмены ощущают воздействие коррупции на себе, за последний год Россия и вовсе резко скатилась вниз, до уровня Сьерра-Леоне, Нигера и Албании.
     
    Суммируя все эти исследования, авторы концепции просто вынуждены признать, что по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Россия «значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы», а доверие граждан к государственным институтам крайне низко.
     
    На этом месте следовало бы ожидать, что далее в документе последует перечень мер по исправлению ситуации. Но единственное конкретное предложение, которое содержится в концепции, - это требование к ведомствам перейти в ближайшие три года на систему оценки по результатам и внедрить стандарты оказания государственных услуг.
    Федеральный закон о стандарте оказания государственных услуг МЭРТ должен разработать в начале следующего года. Если он будет принят, то с осени 2006 года, возможно, будут начаты пилотные проекты по внедрению этих стандартов - в паспортных столах, регистрационных палатах и комитетах по занятости. Тогда паспорт, к примеру, нельзя будет делать больше месяца, а получение справки о постановке на учет в налоговой инспекции или регистрация недвижимости должна будет занимать не более получаса. "Если чиновник не будет укладываться в 30 минут, могут последовать финансовые санкции либо увольнение", - обещает глава департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров.
     
    Однако большинство мер в концепции прописаны крайне расплывчато. Ведомствам предписано разработать механизмы регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности (недропользовании, распределении ресурсов), властям субъектов Федерации - организовать комиссии по анализу функций и разработать программы по проведению административной реформы в регионах. По сути провести на местах ту же работу, которую комиссия по административной реформе проводила на федеральном уровне. Не предусмотрено в концепции и реальных мер по борьбе со взяточничеством и злоупотреблением чиновниками своими полномочиями - например, ратификации Конвенции по борьбе с коррупцией. Хотя из докладов международных организаций ясно, что именно на этот аспект реформирования властной системы российским властям следовало бы обратить особое внимание.
     
    Чего бы вы хотели от административной реформы?
     
    Борис Надеждин (секретарь президиума политсовета СПС):
     
    "Есть такая басня - "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". Фундаментальной проблемой российской бюрократии является не наименование ведомств и их субординация, а отсутствие гражданского контроля и политической конкуренции. Чтобы среди чиновников не возникало устойчивых кланов с несменяемыми феодалами, к чему мы стремительно движемся во многих сферах".
     
    Олег Ковалев (председатель комитета Госдумы по регламенту, член "Единой России"):
     
    "Нам нужна административная реформа, принципы которой мы декларировали. Чтобы чиновник выполнял только то, что ему предписано, и имел бы минимальную возможность самостоятельно интерпретировать законы. Чтобы он был максимально зажат в плане принятия решения: здесь он обязан отказать, а здесь - учесть просьбу гражданина. Ибо любой люфт в законе рождает возможность произвола и коррупции. Ну и граждане, конечно, тоже должны знать свои права".
     
    Александр Кравец (депутат Госдумы от КПРФ):
     
    "Административная реформа должна быть направлена на достижение подконтрольности исполнительной и представительной власти. Представительной - через механизм отзыва депутатов. Административная реформа должна сделать власть некоррупционной, а для этого необходимо принятие закона "О противодействии коррупции". Власть должна отвечать перед народом. Если положение народа ухудшается, она должна уйти независимо от уровня этой власти - регионального, федерального или муниципального".
     
    Александр Чуев (депутат Госдумы от "Родины"):
     
    "Административная реформа должна снизить уровень коррупции. К закону о государственной гражданской службе необходимо добавить Дисциплинарный кодекс, в котором надо прописать внесудебные наказания и поощрения для чиновников, чтобы они чувствовали свою ответственность. Надо также принять законы о военной и правоохранительной службе, убрать дублирующие функции различных органов власти и сократить число чиновников. Ныне существующая система агентств в правительстве неэффективна - лучше вернуться к министерствам и комитетам".
     
    Светлана Бороздина, GZT.ru
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.