• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Начало в 14:00

    Василий Юрчишин - директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова

    Василий Юрчишин - директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова

    Тема: Украинская экономика: перспективы и реалии

    Василий Юрчишин – доктор наук по государственному управлению. Автор около 100 научных работ. 



    Он-лайн конференция окончена. Благодарим всех за участие.
    Задать вопрос
    имя:

    вопрос:

    email:

    код:

    Стенограмма:

    Ираклий 18:07

    Ваше отношение к прогнозам Н.Азарова относительно роста ВВП Украины в пределах 10%?

    ответ:

    Наш прогноз-центр Разумкова является более консервативным относительно динамики роста ВВП и инфляции. По нашим оценкам, ВВП возрастет примерно на 4%, а инфляция достигнет 12% в годовом исчислении. Основным фактором, который не даст экономике развиваться высокими темпами, с нашей точки зрения, является неопределенность экономической политики правительства. До сегодня мы не имеем ни стратегии Президента, ни программы деятельности правительства. Тем самым экономические агенты не имеют четких ориентиров для среднего долгосрочного планирования своей деятельности.

    В последние годы основными факторами экономического роста был потребительский сектор и благоприятная экспортная ситуация. В нынешнем году динамика потребительского спроса будет иметь гораздо меньшую позитивную динамику, чем было в 2005-2006 годах. В том числе вследствие определенного консервирования уровня заработных плат, а также бюджетных расходов. Внешнеэкономическая конъюнктура для Украины не будет столь благоприятна. Ценовая динамика на металлы основной экспортной составляющей не будет улучшаться, в то же время следует ожидать продолжения повышения цен на энергоносители.

    Это будет сопровождаться ускоренной инфляцией, прежде всего, в сфере повышения тарифов жилищно-коммунальных услуг, которые комулятивно потянут за собой удорожание сферы услуг в общем. Тем самым ограничение на внешних рынках, сужение внутреннего спроса и более высокая инфляция не позволяет ожидать высоких макроэкономических показателей. 9-процентный экономический рост в январе требует подтверждения своей реалистичности в ближайшие месяцы.

     



    Георгий 18:07

    Как вы относитесь к освобождению экспортных операций от уплаты непрямых налогов?

    ответ:

    Любые налоги и фискальное давление на экспорт ухудшает позиции национальных производителей на внешних рынках. Поэтому подобное фискальное давление должно быть минимизировано. В Украине НДС возвращается. Другой вопрос, в какой степени это удовлетворяет экономических агентов. Экспортные же субсидии, которые также являются инструментом внешнего экономического развития, в Украине попросту отсутствует.



    Роман 18:08

    Какой % украинской экономики находится в «тени»?

    ответ:

    Существуют разные оценки украинской "тени". Официальная позиция, что это 25%. Многие независимые исследования и аналитические оценки указывают на 50% отметку.



    Илья 18:08

    Что в этом году может стать «мотором» экономического роста?

    ответ:

    Теоретически развитие малого и среднего бизнеса могло бы задать новый импульс экономической динамике. Как мы помним, в начале 2006 года именно с развитием малого и среднего бизнеса с ускорением процесса дерегуляции и либерализации связывался среднесрочный экономический рост. Первая половина прошлого года, по свидетельству многих бизнесменов, была наиболее благоприятная для развития их бизнеса. Прежде всего, вследствие снижения государственного вмешательства в принятии экономических решений.

    Политика нынешнего правительства в большей степени ориентирована на крупный бизнес. В этом контексте металлургия и машиностроение останутся доминирующими экономическими сферами в текущем году. Хотя, повторюсь, в среднесрочной перспективе экономика Украины будет зависеть от того, насколько малый и средний бизнес почувствуют заинтересованность и поддержку правительства.



    Геннадий 18:09

    Бизнес снова уходит в оффшоры?

    ответ:

    Бизнес не выходил из оффшоров. К сожалению, политические противостояния ухудшают ожидание инвесторов относительно надежности экономического пространства Украины. Согласно индексу экономической свободы 2007 года, Украина занимает 125-ю позицию из 157 оцененных стран по благоприятности условий ведения бизнеса. Наихудшие показатели при расчете индекса Украина имеет в сфере защиты прав собственности, судебной защиты, государственного невмешательства. Тем самым, отсутствуют факторы, которые бы подталкивали украинский бизнес к полностью открытой деятельности.



    Альберт 09:50

    В одном из своих выступлений Вы назвали рынок ЕС «бесконечным рынком для Украины, которой пока нечего туда предложить». И тут же назвали возможное вступление в ВТО «вызовом, который нужно использовать». По Вашему мнению, что же реально может предоставить Украина на европейский рынок в обмен на открытие своего?

    ответ:

    Во-первых, украинский рынок уже открыт. По сути, сегодня тарифная защита импортных рынков достаточно низкая. Расширяется вхождение иностранного бизнеса в сферу услуг, в том числе банковский сектор. По сути, отсутствует ограничение по движению капиталов. Потому в этом контексте Украине по сути "нечего защищать". Основными препятствиями, как для вхождения иностранных инвесторов, так и для национального бизнеса, является институциональная неустроенность. Что же касается вопроса, что Украина может предложить Европе, то здесь следует назвать несколько сфер: прежде всего, это транзит, транспортная и энергетическая инфраструктура, которые являются действительно принципиальными для евроазиатского развития. Следующая сфера - это сельскохозяйственная переработка. Что особенно важно в контексте развития транспортной инфраструктуры, что позволит Украине поставлять продукцию своей агропереработки на внешние рынки. Следующая компонента - квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила. В частности, информационные и компьютерные технологии имеют достаточно мощный базис развития в Украине и при достаточном внимании со стороны правительства Украина вполне может конкурировать, например, с Индией. Не следует упускать из виду авиа- и кораблестроение, которые, имея достаточно надежную инструментальную базу, имеют крайне слабый менеджмент, что и препятствует повышению конкурентоспособности указанных отраслей. Наконец уже сегодня Карпатский туризм Украины начинает конкурировать с традиционными восточноевропейскими зимними курортами.



    Albert 09:54

    По Вашему мнению, зависит ли экономика от личностей в политике? Могут ли сигналы о реприватизации, подаваемые некоторыми политиками, ухудшить отношения с западом?

    ответ:

    Более того, сегодня экономика экономические решения являются заложниками политически противостояния. Сегодня в стране, по сути, отсутствует центр принятия стратегических и экономических решений. Как указывалось выше, ни Президент, ни правительство не предоставили обществу средне- и долгосрочной программы видения развития Украины. Высказывания отдельных политиков и отдельные решения, принятые по политическим мотивам, предоставляют исключительно негативные сигналы бизнесу. За последние два года приватизация, по сути, была законсервирована. Если исключить поступления в бюджет от "Криворожстали", плановые годовые показатели по приватизации выполнялись в лучшем случае на четверть. Одним из факторов нерешительности инвесторов являются как непрозрачные условия приватизации, так политизация многих политических решений. На нынешний год запланированы значительные объемы поступлений от приватизации в бюджет более 10 млрд. Для достижения такого показателя уже сейчас надо начинать активно проводить подготовку к конкурсам с допуском всех инвесторов, независимо от национальности капитала. Конечно же, любые политические заявления о возможной реприватизации или национализации на законодательно неопределенной основе могут поставить крест на таких оптимистических намерениях правительства.



    Albert 09:55

    Насколько эффективна работа Государственного агентства по инвестициям и инновациям? Влияет ли реально данная структура на привлечение инвестиций? Или же является обычным посредником между украинскими и западными предпринимателями?

    ответ:

    Не знаю, является ли указанное агентство даже посредником. Данное агентство должно исполнять функции правительственного и государственного координатора в инвестиционном процессе. Однако, насколько мне известно, данное агентство крайне ограничено как в полномочиях, так и в финансовых ресурсах. Тем самым усложнен процесс обеспечения сотрудничества государства и частного сектора, создание региональных отделений для сотрудничества на региональном уровне, вовлеченность в деятельность торгово-экономических миссий за рубежом, что позволило бы идентифицировать потенциального инвестора и предоставлять им информационные услуги. Слабо налажено формирование и использование баз данных об инвестиционных возможностях в особенности для малых и средних инвесторов. Нет надежного оперативного доступа до полной информации об экономической и правовой среде инвестиций. Тем самым на нынешнем этапе агентство вряд ли может выполнять возложенные на него функции.



    алена 10:38

    як на ваш погляд, чи зможе уряд, як він це обіцяє, до кінця року утримати інфляцію на рівні 7,5% ?

    ответ:

    Частково я вже відповів на це питання. За нашими оцінками, це занижений показник, приймаючи до уваги, стрімке зростання житлово-комунальних послуг. Водночас, якщо уряд поставить собі за мету утримати саме такий показник, то це він може зробити за рахунок значного субсидування житлово-комунальної галузі. Сьогодні на рахунках уряду в НБУ знаходиться більше 20 млрд. гривень. Цих коштів може вистачити на вказану компенсацію. Інше питання - чи є це раціональним і виваженим заради формального утримання низького показника накладати високі ризики як на макроекономічне середовище загалом, так і на сферу житлово-комунальних послуг зокрема.



    катюня 10:39

    Економічна політика якого уряду - Януковича, Тимошенко чи Єханурова - найбільш "економічна" та більш перспективна?

    ответ:

    З точки зору розвитку малого й середнього бізнесу невтручання держави в економічну діяльність координації зусиль приватного й державного сектору та більші перспективи, з моєї точки зору, мав уряд, очолюваний Єхануровим. Проте період його діяльності був досить короткий для того, щоб повноцінно оцінити його переваги. В кінці минулого року урядом Януковича були зроблені значні позитивні заявки на довгострокову перспективу, пов’язані зі вступом України до СОТ. Якщо в цьому році уряду вдасться продовжити і посилити подібну політику, то зможемо стверджувати, що цей уряд є сприятливим для українського бізнесу, підвищенню його конкурентоспроможності.



    валера 10:40

    чи вигідно переводити годинники на "зимовий час", адже ж люди починають в цей період раніше вмикати світло?

    ответ:

    Наскільки мені відомо, зміна годин пов’язана з тим, що у денний час вища продуктивність праці. Крім того, це практикується в переважній більшості країн світу, а з тим економічні вигоди від вказаної часової уніфікації присутні також.



    петро 10:44

    чи постраждають селяни від мораторію на продаж с/г земель, чи навпаки виграють?

    ответ:

    Продаж землі уже активно відбувається на неорганізованих і тіньових ринках. Тому будь-який мораторій, який не має чітко визначених часових меж, а також інститутів, які визначають правила функціонування відповідних ринків, лише завдає шкоди тим, хто безпосередньо працює в цих ринках. Зокрема, сьогодні незахищеність селян, відсутність надійних знань та інститутів на землі завдають шкоди саме селянам, не перешкоджаючи при цьому недобросовісним діям різноманітних посередників.



    валера 10:47

    Янукович заявил, что нужно внедрять второй шаг в пенсионной реформе - накопительную систему. Станет ли она очередной бедой для вкладчиков?

    ответ:

    Якщо накопичувальна система буде розвиватися на основі правил та норм притаманних заощаджувальній системі, зокрема, банківській, то ймовірність зловживань буде мінімізована. Або громадяни будуть хоча б частково захищені від втрати заощаджень. Крім того, накопичувальна система має сенс лише в умовах політичної, економічної та соціальної стійкості. За інших умов ця система просто не зможе зайняти відповідне місце в українських фінансах та українській соціальній системі.



    елена 13:01

    Прокомментируйте, пожалуйста, информацию, о том, что Белоруссия могла предложить Украине совместное использование белорусской ГТС – насколько в этом заинтересована Украина, ( что мы выиграваем) насколько Белоруссия и как это отразится на России?

    Об этом говорил Премьер-министр БЕЛОРУСИИ Сергей Сидорский: «Беларусь готова предоставить Украине свою газотранспортную систему для перекачки природного газа, добываемого в Украине, для поставок в страны Западной Европы. Также Беларусь готова предоставить свою газотранспортную систему для поставок российского "голубого топлива" в Украину.




    ответ:

    Я не знаю о возможностях совместного использования Украиной и Россией ресурсов транспортировки газа.



    Lena 14:27

    Какая перспектива субрегионального сотрудничества Украины с экономической точки зрения?

    ответ:

    Украина с геостратегической точки зрения занимает принципиальную позицию в Европе. Украина может вполне выступить связующим звеном между Северной Европой и Южной, между Востоком и Западом. При должном внимании к инфраструктуре, которая, как мы говорили раньше, является принципиальным конкурентным преимуществом Украины, наша страна может лишь усилить свою позицию, позицию своего бизнеса в Восточной Европе и на Евразийской территории. Кроме того, Украина имеет явно неиспользованный инвестиционный потенциал для вхождения в страну бизнеса из Балтии, Закавказья, Ближнего Востока. Поэтому усиление сотрудничества в регионе принципиальная задача наших политиков.



    Ирина 14:29

    Целесообразно ли увеличивать долю местных бюджетов в общегосударсивенных?

    ответ:

    Сегодня доля собственных поступлений местных бюджетов крайне низка. Что крайне усложняет возможности регионов, областей, районов исполнять свои задачи. Налоговая база местных бюджетов, безусловно, должна быть расширена. В том числе за счет введения налога на недвижимость, который, однако, ни в коем случае не должен иметь конфискационный характер.



    Лена 14:32

    Как отразится на экономическом развитии Украины отказ России от создания ЕЭП?

    ответ:

    Россия не отказывалась от создания ЕЭП. ЕЭП во многом создавался как продолжение СНГ с обязательным участием Украины. Та форма ЕЭП, которая предполагалась как таможенный союз, не может быть принятна для Украины. О чем украинская власть неоднократно декларировала.

    Если Россия действительно потеряла интерес к своему же детищу, то перспективы этой организации ничем не будут отличаться от других подобных союзов на территории бывшего СССР.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.