Он-лайн конференция окончена. Благодарим всех за участие.
Od 22:14
Первый космонавт - украинец полетел на советском космическом корабле.
Не так-ли ?
ответ:
Нет, вы знаете, первый полет украинца в независимой Украине был выполнен на американском корабле многоразового использования «Колумбия». Это та «Колумбия», которая в 2003 году взорвалась в атмосфере при спуске с Орбиты. К сожалению, погибло 7 астронавтов, в том числе и Колпана Чавла - индианка, которая летала со мной в космос. На моем месте сидел первый израильский астронавт, он тоже, к сожалению, погиб.
Украина за этот полет не заплатила ни копейки, потому что президенты наших стран Л.Кучма и Б.Клинтон подписали соглашение об участии украинца в этом полете. А вообще первым украинцем, который побывал в космосе, был и есть наш легендарный летчик-космонавт СССР, дважды герой СССР Павел Романович Попович. Мы с ним очень хорошо знакомы, познакомились еще в 1976 году, когда я был отобран в отряд советских космонавтов. Павел Романович тогда был генералом, начальником первого управления Центра подготовки космонавтов, т.е. управления, которое занимается подготовкой космонавтов.
Наталья 10:11
Скажите, страшно ли вам было в космосе?
ответ:
Сказать, что не страшно, это, наверное, не совсем правильно. Слово страшно в смысле боязни погибнуть в полете, здесь не подходит, было просто напряжение. Почему страха не было, потому что я длительное время работал летчиком-испытателем, летал где-то на 60 типах самолетов, конечно, в процессе этой работы у меня было много случаев отказа авиационной техники. Эта работа как бы закаляла мою нервную систему. Поэтому я считаю, что летная работа должна быть обязательной составляющей подготовки космонавтов к космическим полетам.
У меня перед стартом чувство напряжения или страха было на 5 плане. Почему? Потому что чувства, которые меня мобилизовали, это чувства профессионального интереса к тому, что должно сейчас происходить - это старт и выведение на Орбиту. Чувство большой ответственности перед теми, кто меня готовил к полету. Конечно, напряжение не должно у человека пропадать в космосе, но и космонавт не должен постоянно испытывать напряжение. Космонавт должен спокойно выполнять ту работу, ради которой он полетел в космос, и быть готовым в любой момент к какому-нибудь отказу техники. Весь космический полет - это риск на всех этапах: риск в процессе старта, взорваться ракетоносителю вместе с кораблем и астронавтами. В полете – это риск столкновения корабля с метеоритами, потом риск отказа бортовых систем космического корабля, риск разгерметизации, риск пожара. В таких случаях корабль немедленно спускается на землю.
Ольга 10:12
С чем можно сравнить ощущение невесомости?
ответ:
Одно из самых ярких ощущений в космосе - это ощущение невесомости. В земных условиях создать невесомость невозможно. Смоделировать это физическое явление в условиях земной гравитации невозможно. Но можно смоделировать невесомость в летающих лабораториях. Есть две такие летающие лаборатории во всем мире, одна из них находится в российском центре подготовки космонавтов на базе самолета ИЛ-76 и вторая - американский самолет КС-135 в НАСА. Эти самолеты позволяют создавать невесомость в течение 25-27 секунд. Конечно, для того, чтобы организм человека успел перестроиться, этого времени крайне недостаточно. Но его достаточно для того, чтобы космонавт ознакомился с ним. В космосе длительная невесомость, она наступает после выведения на Орбиту, и после выключения двигателей в космосе. С точки зрения физики, это состояние, при котором внутри космического корабля все физические тела не имеют точки опоры. Т.е. все плавает. Там отсутствует такое понятие как пол и потолок. Двигается в невесомости человек не в одной плоскости, как на земле, а в пространстве. К этому надо было привыкать, надо было перестраивать принципы построения движения в соответствии с невесомостью. В невесомости происходит изменения циркуляции крови в организме человека. В земных условиях гравитация помогает оттоку крови от головного мозга. В невесомости это явление отсутствует, и кровь распределяется равномерно в организме космонавта. Поэтому получается как бы прилив крови к голове. Физически я это не ощущал, но когда я смотрел на себя в зеркало, я видел вздутые вены на шее и красное лицо. На первый взгляд, кажется, что невесомость - это очень приятное ощущение. Для меня оно было действительно приятным на протяжении всего полета, но есть космонавты, которые плохо переносят состояние невесомости, особенно в период адаптации к ней. В невесомости я спал на стене. Помню, в первую космическую ночь, когда мостился спать в спальном мешке, который прикрепляется на стену, у меня было ощущение, что я упаду со стены. Даже зная о том, что с точки зрения физики, упасть невозможно, потому что отсутствует та сила, благодаря которой падение происходит на Земле.
Я проводил такой опыт незапланированный никем, мне было интересно походить по потолку. Как мухи и комахи это делают на земле. С точки зрения физики, это очень легко. Но когда я действительно стал ногами на потолок, то у меня возникли очень большие проблемы с ориентацией психологического характера. Я пишу сейчас книгу и детально все в ней описываю.
Перед полетом у меня была боязнь того, как я перенесу невесомость. Поскольку, что такое перегрузка, я хорошо знал, летая на истребителях и исполняя фигуры высшего пилотажа. И в центрифуге в Звездном городке нас испытывали на десятикратные перегрузки. Это на пределе человеческих возможностях. Я тогда весил 75 кг, а в процессе перегрузки - 750 кг. Т.е. моя кровь, мозг, сердце, каждая клетка – их вес увеличивается в 10 раз. Были случаи, когда кандидаты в космонавты теряли сознание, при этом даже был случай, когда у одного полопались на спине сосуды.
В невесомости, когда смотришь как огромный контейнер просто висит в кабинном пространстве как пылинка, кажется, что сдвинуть его очень просто. Но он обладает определенной массой. Действительно, на Земле я один его не сдвинул бы с места, но в космосе вес отсутствует, присутствует только его масса, поэтому с ним можно манипулировать.
Валентина 10:13
Мечтали ли Вы в детстве быть космонавтом?
ответ:
Да, моя мечта стать космонавтом родилась 12 апреля 1961 года, когда человек впервые полетел в космос. Я учился тогда в 3-м классе. Это мечта очень помогала мне в учебе, в занятиях спортом, потому что я хорошо знал, что космонавт - это человек с высоким уровня образования и физически здоровый. Поэтому благодаря мечте, я и школу закончил с серебряной медалью, поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, т.к. считал это первым шагом к осуществлению мечты. В 1976 году был отобран в отряд советских космонавтов, мой набор был 4-м набором после первого Гагаринского набора. Нас было 9 человек, которых отобрали из нескольких тысяч военных летчиков-истребителей. Если бы мне тогда сказали, что я попаду в «девятку», я не поверил бы, но шел до конца, очень хотелось.
Почему у вас не получилось в советское время полететь в космос?
Основная цель отбора моей группы - это отбор будущих командиров многоразового космического корабля «Буран». Так как командирами «Бурана» должны были быть летчиками-испытателями первого или второго класса, то после отбора мою группу направили в Центр подготовки летчиков-испытателей СССР. Мы год там проучились, получили квалификацию «военный летчик-испытатель», потом готовились к космическим полетам, параллельно работая летчиками-испытателями. Работа эта насколько интересная, настолько и опасная. В процессе летных испытаний погиб один наш товарищ из нашей «девятки» Леня Иванов. Это мой ближайший друг из этой «девятки». Когда я полетел в космос, я взял с собой его фотографию на борт корабля. Весь экипаж знал о моем товарище, и после полета эту фотографию я отдал жене со словами: «Леня побывал в космосе».
Я прошел подготовку как командир транспортного космического корабля «Союз ТМ», готовился командиром чисто украинского экипажа на борту орбитальной станции «Мир» в 1991-1992 годах. У Л.М.Кравчука была договоренность с М.Горбачевым о полете на орбитальную станцию.
Помню такой случай, на одной из главных медицинских комиссий, один из присутствующих в зале врачей задал мне вопрос с политическим подтекстом, как раз тогда Союз распался: «Если Кравчук прикажет вам посадить «Буран» на Крещатике, вы это сделаете?» На что я ответил тоже с юмором: «Смотря, в чем заплатят, если в купонах, я подумаю. Если в долларах, то посажу».
Вообще подготовка к полетам в космос моей группы была уникальной как в летном, так и в инженерном отношении. Нас готовили и как медиков, и как биологов, и астрономов, геологов, экологов и т.д.
Ирина 10:14
Было ли у вас любимое блюдо в космосе?
ответ:
В космосе довольно специфическая пища. Надо сказать, что перед полетом в космос, каждому члену экипажа давали пробовать всю космическую пищу, которая есть на вооружении у НАСА. Пробуя ее, то, что мне нравилось, я отмечал галочкой, не нравилось, не отмечал. Специалисты, готовившие контейнер с пищей для меня, готовили его в соответствии с этим списком.
Пища в основном была в пакетах в сухом виде, сублимированная. Чтобы ее употреблять, надо разбавить горячей или холодной водой. Были напитки, такие как кофе, чай, какао, соки разные. Честно говоря, конечно, там была пища, которая мне больше всего нравилась, но на Земле я бы ее никогда не ел.
Ираклий 10:25
Как вы считаете - женщинам место в космосе? Не вредит ли это их здоровью?
ответ:
Сейчас уже много женщин побывало в космосе и, думаю, что женский организм также как и мужской, легко приспосабливается к факторам космического полета. На протяжении истории космонавтики женщины доказали, что они тоже успешно могут летать в космос. Я думаю, что им там тяжелее, чем мужчинам. Но то, что они выходят в открытый космос, выполняя такую тяжелую и опасную работу, говорит о том, что женщины тоже могут успешно летать в космос.
Варвара 10:26
Что легче - полет в космос или работа в Парламенте?
ответ:
Насколько своеобразная работа в космосе, настолько своеобразная работа и в парламенте. Но в политику я попал не спонтанно. Всю свою сознательную жизнь я интересовался политикой. Космонавты, как правило, после полета, хотят они этого или нет, но их втягивают в политику. Меня не втянули в политику, я с удовольствием сам начал заниматься политикой. После полета ко мне обращались за помощью очень многие граждане со всех регионов Украины, так что я был обречен заниматься сначала общественной деятельностью, с плавным переходом в политическую. Перед тем, как заняться политикой в Украине, надо было разобраться сначала «кто есть кто» в украинской политике. Поэтому, несмотря на то, что мне предлагали вступать во многие партии, и идти по списку в парламент в 1998 году, я решил не торопиться, а до конца изучить, с какой политической силой баллотироваться в ВР.
Николай 10:29
Скажите, достаточно ли денег выделяется сейчас на развитие аэрокосмической отрасли в Украине? Готовит ли Украина своих космонавтов?
ответ:
К сожалению, государство очень мало денег выделяет на космическую отрасль у нас в Украине. Для сравнения хочу сказать, что американцы на свой космос выделили в прошлом году 15 млрд. долларов. В Украине на космическую отрасль ушло около 300 млн. гривен. Т.е. американцы в тысячи раз больше выделяют на развитие космической отрасли. Насколько мне известно, американцы на 1 вложенный доллар, получают 14 долларов прибыли. Т.е. рентабельность очень большая.
Украина сейчас занимается космосом и считается космической державой, причем если космосом в мире занимается около 140 стран, то стран, которые имеют полный цикл отработки космической техники, в мире всего 5. Украина входит в эту «пятерку». Сейчас Украина принимает участие в международных программах, подписала соглашение с РФ, с Европейским космическим агентством, с США, с Индией, Японией. От Советского Союза в Украине осталась почти треть космической промышленности. Нам грех не использовать это достояние. Потому что занятие космосом значительно поднимает статус государства, ведь высокие технологии в любой стране мира связаны в первую очередь с авиационной и космической отраслями. То есть страны, которые занимаются космосом, можно считать современными странами, странами высокотехнологичными.
Иван 10:31
У вас есть хобби?
ответ:
Хобби - я люблю спорт. Времени на хобби, к сожалению, очень мало. Бегаю на длинные дистанции 3-4 раза в неделю, пробегаю по 10 км. Люблю путешествовать, море, стихию. Конечно, авиационный вид спорта.
Евгений 10:33
Скажите, есть допустимый возрастной предел для полетов в космос?
ответ:
Если судить по тому, что самый пожилой человек, который побывал в космосе в возрасте 77 лет (это американец Джон Янг), то можно сказать, что возрастного предела нет. Пределом является состояние здоровья человека.
Евгений 10:34
На сколько тяжело подготовить самого обычного человека для полета в космос? Это реальность или детские мечты?
ответ:
Для того чтобы полететь в космос, во-первых, должна быть очень крепкая мечта. Почему крепкая? Потому что сам процесс подготовки полетов в космос требует очень больших усилий. Как оказалось, после отбора в отряд космонавтов, недостаточно успешно пройти все медицинские и психологические тесты, все испытания. Но, наверное, надо еще иметь какое-то везение. В отношении подготовки после нашего отбора, руководитель подготовки советских космонавтов летчик-космонавт СССР, дважды герой СССР Владимир Александрович Шаталов нам сказал: «Не думайте, что отряд космонавтов - это краткосрочные курсы Героев Советского Союза. Работать придется очень много».
И, действительно, в процессе подготовки нам приходилось изучать всю космическую технику, которая была в СССР, проходить очень сложные медицинские тесты, сдавать не одну сотню экзаменов. У меня сложилось впечатление, будто бы здоровье космонавту надо не столько для того, чтобы перенести факторы космического полета, сколько для того, чтобы выдержать все испытания на Земле. А если взять срок, за который надо подготовить космонавта, то это минимум от 3 до 5 лет.
Варвара 10:36
Сейчас многие состоятельные люди, особенно на Западе "скупают" участки на Луне, Марсе и т.д. Вы считаете это выгодным вложением денег или блажью?
ответ:
Я считаю это глупостью. Потому что я не вижу, как можно использовать эти участки.
Евгения 10:54
Как долго восстанавливается организм космонавта после полета?
ответ:
После полета организм космонавта действительно должен вернуться к условиям земной гравитации, время адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого космонавта. После полета я полностью начал себя ощущать так, как до полета, где-то через 1,5-2 недели.
В космическом полете меняется состав крови человека, теряется кальций из костей, происходит другие изменения. Поэтому надо какое-то время, чтобы эти параметры вошли в норму.
Юлия 10:55
Почему современные дети не хотят быть космонавтами?
ответ:
Я думаю, что каждое время имеет какие-то свои особенности. Детство моего поколения совпало с началом космической эры. Поэтому многие мои ровесники, и я в том числе, мечтали стать космонавтами. Сейчас время совсем другое. Космос уже ушел как бы на другой план. Сегодня у людей немножко другие ценности, на которые ориентируются наши дети. Но надо сказать, что желающих летать в космос не так уж мало и сейчас. У нас в Украине есть организация, которая называется «Украинское молодежное аэрокосмическое объединение «Сузір`я». Оно включает в себя около 20 тысяч школьников и студентов, которые мечтают связать свою жизнь с авиацией и космонавтикой. Это объединение позволяет сохранить связь между поколениями тех, кто работал и работает в космической отрасли, и будущими специалистами.
Валентина 11:03
Скажите какой результат принес биологический эксперимент, который Вы проводили на орбите?
ответ:
Основной целью моего полета в космос было проведение общего украинско-американского биологического эксперимента с тремя видами растений: Брасика Рапа, соя и мох. Главное - это исследование влияния невесомости на развитие растений в космосе. Исследовался такой процесс, как процесс фотосинтеза, благодаря которому существует жизнь на Земле. Результаты этих экспериментов очень важны и для технологии выращивания растений на Земле. В длительных космических полетах растения будут использоваться не только для питания человека в космосе, но и начнут включаться в систему жизнеобеспечения космического корабля, как генератор кислорода.
Растения, которые побывали в космосе, были поделены между украинскими и американскими учеными. Часть растений осталась в США, а часть была доставлена в Киев. На протяжении двух лет велись исследования образцов растений, которые побывали в космосе. Часть из них замораживалась в космосе в морозильной камере, часть фиксировалась специальным химическим раствором. Это выполнялось для фиксации состояния растений на момент заморозки или химической фиксации.
Игорь 11:09
Вы верите в НЛО?
ответ:
В существование НЛО, пока не увижу сам, не буду отрицать, что оно существует, но и не буду в него верить. Для меня это вопрос открытый. Хотя много есть свидетелей НЛО, есть даже те, которых кто-то якобы забирал и потом обратно возвращал на Землю. Это говорит о том, что полностью отрицать есть НЛО или нет, нельзя.
Марат 11:14
После нескольких неудачных запусков шатлов не страшно ли было заходить на борт?
ответ:
Я уже отвечал на этот вопрос. Было напряжение, но страха в том смысле, что есть большая вероятность погибнуть, не было. Такие мысли я просто отбрасывал в сторону. В процессе работы летчиком-испытателем я научился это делать, научился держать себя в руках.
Елена 11:27
"Космонавт - это профессия или звание?"
ответ:
Космонавт, я думаю, что это и профессия, и звание. Я думаю, что стать первым космонавтом государства - это очень почетно, но и ко многому обязывает.
Елена 11:29
Если человек мечтает стать космонавтом, куда ему нужно идти учиться и какие качества в себе вырабатывать?
ответ:
Первых космонавтов отбирали из людей по профессии летчик-истребитель. Такое решение было принято Сергеем Павловичем Королевым, генеральным конструктором ракетно-космических систем. Это было оправдано, потому что летчик-истребитель сидит в кабине один, он испытывает большие перегрузки, перепады давлений, вибрации, шумы. Кроме того, летчик-истребитель в кабине и пилот, и штурман, и стрелок, и радист. Также те стрессы, которые он переносит в процессе внештатных ситуаций, обязательно возникающих в полетах, они также психологически готовят к космическому полету.
После летчиков-истребителей начали отбирать инженеров - специалистов фирм, которые делают космические корабли. Это люди закончившие, как правило, авиационный институт. А сейчас, чтобы лететь в космос, надо иметь или высшее техническое образование, или медицинское, или биологическое. Сейчас отбирают в космонавты людей разных профессий.
Первых людей набирали с целью проверки переносимости человеком факторов космического полета. Мою группу набирали уже как тех, кто не только должен был перенести фактор космического полета, но и выполнять научную работу.
Елена 11:30
Каковы перспективы у украинской космонавтики и у Украины как космической державы?
ответ:
Начнем с того, что Украина является космической державой. У нас есть основания об этом говорить. Украина обладает довольно-таки мощным научно-техническим потенциалом. В Украине есть национальные космические агентства, есть также инфраструктура, которая обеспечивает полеты в космос, а это центр дальней космической связи, центр по приему сигналов из космоса и другие. Кроме того, Украина как космическая держава подписала целый ряд соглашений с космическими странами. Надо сказать, что космические государства мира с удовольствием идут на соглашения с Украиной, подписывая их.
Есть программа «Морской старт», в которой принимает участие наша страна, а также Россия, США и Норвегия. При этом Украина тут играет главную скрипку, потому что используется наш ракетоноситель «Зенит». Есть ракетоноситель «Днепр», который тоже используется для запуска спутников в космос. Есть интересная совместная программа с Бразилией с использованием бразильского космодрома в районе экватора. Все эти запуски выполняются без использования бюджетных денег. Государство не вкладывает в запуски деньги, используются только коммерческие средства. Перспектива космической отрасли в Украине довольно-таки хорошая.
Ольга 13:06
Скажите, сказывается ли на микроклимат коллектива замкнутое пространство корабля?
ответ:
Это интересный вопрос. Замкнутое пространство корабля сказывается очень индивидуально. Психика каждого человека по-своему воспринимает замкнутое пространство. Будучи в отряде космонавтов мы проходили испытание в сурдокамере. Это небольшая комната, изолированная полностью от внешних шумов. Испытание проходило на протяжении 7 суток. Причем, в течение 3 суток был режим непрерывного действия без сна. Надо было пройти это испытание. Один из нашей «девятки» не выдержал этого испытания. После режима непрерывного действия, у него были галлюцинации. Конечно, его отстранили от дальнейшей подготовки.
Перед полетом при формировании экипажа обязательно учитываются психологические особенности каждого члена экипажа. Учитываются каким образом? При прохождении медицинской комиссии в отряд космонавтов, будущие космонавты проходят очень серьезную психологическую проверку психологами, психиатрами, невропатологами. Результаты этих проверок используются для того, чтобы подобрать психологически совместимых людей.
Надо сказать о моем экипаже, он был интернациональным, причем из 6 членов экипажа, 3 были чистые американцы, была индианка, она тоже полетела как гражданин США, был японец и украинец. Журналисты всегда на пресс-конференциях это отмечали, и пресс-конференции наш экипаж вел на 6 языках. Надо сказать, что в космосе мы очень дружно работали. Как сказали американские психологи, они не помнят такого экипажа, члены которого так хорошо психологически подошли друг другу и успешно работали в космосе.