• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Начало в 11:00

    Александр Бондарь - народный депутат, член фракции «Наша Украина»

    Александр Бондарь - народный депутат, член фракции «Наша Украина»

    Тема: Нужно ли приватизировать стратегические для Украины объекты?

    Александр Бондарь – народный депутат 5 созыва. Заместитель Председателя Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации. В свое время возглавлял Фонд государственного имущества Украины. 


    Он-лайн конференция окончена. Благодарим всех за участие.
    Задать вопрос
    имя:

    вопрос:

    email:

    код:

    Стенограмма:

    Ivan 18:45

    Часто звучат обвинения, что приватизация в Украине проводится непрозрачно. Что Вы можете сказать по этому поводу?

    ответ:

    Я хочу сказать, что прозрачной приватизации в идеале вообще ни в одной стране не было. Нужно сравнивать этот процесс с другими странами. Я бы сказал, что мы не в худшем положении находимся, если сравнивать проведение приватизации с той же Россией. Недовольные приватизацией всегда будут, потому что она касается вопросов собственности и не может удовлетворить желания всех.



    Oleg 18:46

    Настолько велико давление финансово-промышленных групп при подготовке объектов к приватизации?

    ответ:

    Если в общем, то велико. И все зависит от политического состояния в стране и тех, кто находится у власти. Я хочу сказать, что в период президентства Ющенко и когда правительство возглавляли Тимошенко и Ехануров, удалось провести самый прозрачный конкурс в истории приватизации Украины - повторную продажу «Криворожстали». Это говорит о том, что в названный период было практически сведено на нет давление финансовых групп. Хотя конкурс проходил под очень сильным давлением. Другие периоды, скажем, в период руководства Фондом Чечетова, такое давление было решающим. Когда я руководил Фондом, давление тоже было, но оно уравновешивалось с разных сторон, поскольку не было такой силы, которая решала все вопросы единолично. То есть разным группам приходилось или договариваться, или конфликтовать между собой. Все равно практически всегда инициатива приватизировать тот или иной объект исходила от финансово-промышленных групп через госструктуры.  



    Alex 18:46

    Яким чином, на вашу думку, повинні приватизуватися державні і комунальні друковані ЗМІ? Чи розглядається це питання Верховною радою?

    ответ:

    Зараз приватизація друкованих видань заборонена. На даний період часу це оптимальний варіант. Треба розробити спеціальний механізм приватизації цих підприємств, щоб уникнути соціально-конфліктних ситуацій і не втратити галузь. Над цим, я думаю, ми будемо працювати найближчим часом у Верховній Раді. Хоча ініціатива з цього приводу повинна надходити від Фонду держмайна та Кабінету Міністрів.



    Ирина 18:47

    Чи варто виставляти на продаж Укртелеком? Чи варто продавати зв’язок?

    ответ:

    Не тільки варто, а ми вже з цим запізнилися. Розмови про те, що це суперприбуткове підприємство і монополіст якого не можна приватизовувати відносяться до 5-річної давнини. Зараз «Укртелеком» кожного року погіршує свій фінансово-економічний стан і в плані розвитку на цей рік вже показує збитки. Тому якщо його не продати негайно, він може дійти до банкрутства, або принаймні нікому не буде потрібен. А щодо монополізму, то вже зараз є солідні телекомунікаційні приватні компанії, які розвиваються краще і активніше поводять себе на українському ринку.

     

     



    Валентина 18:48

    Не вважаєте ви помилкою ставити на чолі Фонду державного майна людину що сповідує соціалістичну ідеологію? Як Ви особисто оцінюєте діяльність Валентини Семенюк на посаді голови Фонду?

    ответ:

    Я б не називав призначення Семенюк помилкою, тому що це були політичні домовленості з початку переможців «помаранчевої» революції, а потім Антикризової коаліції. Скоріше це ціна компромісу між ними. Але те, що представник Соцпартії тим більше керівник, який формує ідеологію цієї політичної сили, очолює Фонд держмайна України, одним із основних завдань якого на сьогоднішній час є завершення приватизації, само по собі є протиріччям.

    Я не буду аналізувати діяльність Валентини Семенівни на посаді голови Фонду, оскільки вона є противником приватизації і відповідно до цього діє на чолі Фонду. Конкурс, який я вже згадував по повторному продажу «Криворіжсталі» був єдиним за період керівництва Фондом Семенюк, але був проведений не завдяки її участі, а завдяки наполяганням Кабінету Міністрів, який в той час очолював Єхануров.

     

     



    Кирил 18:48

    Азаров, общаясь с представителями компании «Ренесанс Капитал», говорил о масштабной программе Правительства по приватизации энергокомпаний. О каких энергокомпаниях идет речь?

    ответ:

    У нас практично не приватизовані всі генеруючі компанії і більша частина розподільчих енергокомпаній. Тому скоріше всього розмова йшла про ці об’єкти приватизації, які не приватизуються з періоду 2001 року, коли Фонд очолював я, а Кабінет Міністрів - Ющенко. Тоді були проведені останні шість конкурсів, які теж були показовими з точки зору прозорості і позитивної оцінки західних інвесторів. Але я не думаю, що ця розмова до чогось призведе, тому що ніяких серйозних ініціатив стосовно приватизації цих об’єктів не від Фонду, ні від Кабінету Міністрів я на сьогоднішній день не бачу. А головне, що до цього часу не подано Державної програми приватизації, яка повинна визначати обсяги та механізми приватизації на цей і наступний роки.



    Егор 18:48

    Если Ахметов заинтересовался покупкой Укртелекома не значит ли это что условия продажи этого предприятия могут быть прописаны под SCM?

    ответ:

    Если действительно SCM заинтересовано в покупке «Укртелекома», то победить при продаже этого объекта, они могут только при поддержке нынешнего Кабмина и если Фонд госимущества сформирует специфические условия, которые практиковались в 2004-2005 годах. В других вариантах у них нет шансов, поскольку SCM  не специализируется в телекоммуникационном бизнесе. А структура, к которой SCM имеет отношение - DСC, не может создать реальную конкуренцию западным, российским или ведущим украинским компаниям. Я думаю, что, скорее всего, это только разговоры, поскольку по моей инициативе как народного депутата уже приняты в первом чтении изменения к законам о приватизации, запрещающие Фонду устанавливать дополнительные условия при проведении конкурсов или аукционов. Продажа 10% через биржу навряд ли сможет дать 100-процентную уверенность SCM, что они приобретут этот пакет, при условии, что она будет прозрачной. Поэтому, я считаю, что это маловероятно. Продавать «Укртелеком» при его нынешнем финансовом состоянии не стратегическому инвестору будет серьезной ошибкой.



    Евгений 18:49

    Правда ли что вы увлекаетесь интеллектуальным роком?

    ответ:

    Да, правда. Я увлекаюсь рок-музыкой с 15 лет, в последнее время я коллекционирую прогрессивный рок и авангард. Это сложная рок-музыка, которая в некоторых случаях по восприятию сложнее, чем классика. Я думаю, что у меня в Киеве лучшая коллекция этого направления,  а на Украине вторая или третья. Во всяком случае, я знаю еще одного человека в Ровно, у которого коллекция больше моей. Так что это мое постоянное увлечение с молодости. Я являюсь членом Киевского общества филофонистов и каждую субботу стараюсь попасть в то место, где мы собираемся.



    лена 18:51

    Что Вам известно проекте Романе Безсмертного, которым, согласно появившейся в СМИ информации, предусмотрено распределение должностей между НУ и БЮТ после внеочередных парламентских выборов? За кем распределены основные должности и обсуждался ли это проект с Юлией Владимировной?

    ответ:

    Во-первых, это проект не Безсмертного, его инициатором был как раз БЮТ. Текст проекта был передан на обсуждение Политсовета блока «Наша Украина», там действительно есть разделы, касающиеся деятельности коалиции после следующих выборов. Я думаю, что это преждевременно, и, скорее всего, этот раздел обсуждаться дальше не будет, поскольку руководство «Нашей Украины» уже высказалось о том, что это преждевременно. В проекте останется, скорее всего, координация деятельности «Нашей Украины» и БЮТ в оппозиции.



    лена 18:52

    Поясните смысл идеологи НУ?
    Почему вы постоянно демонстрируете несогласованность действий?

    ответ:

    Я бы сказал, что идеология НУ четко определена в программе, с которой мы шли на выборы. Другое дело, что в нашем блоке 6 партий и лидер каждой партии - это личность довольно известная, имеющая свою точку зрения. Эту точку зрения может быть чересчур часто они высказывают в открытую и во время дискуссии во фракции и через прессу. Этого не делают в других фракциях и блоках так часто, как у нас. Хотя, я думаю, что противоречия в подходах существуют и в том же БЮТ, и в Партии регионов, и у социалистов. Главная проблема в том, что мы на сегодняшний день не можем быть самостоятельной силой ввиду того, что у нас всего 80 депутатов в парламенте, и мы являемся президентской фракцией. Поэтому наши действия во многом зависят от позиции Президента и от того, что мы должны договариваться при голосовании либо с БЮТ, либо с Регионами. При этих договоренностях не всегда учитывается идеология нашего блока, то есть мы вынуждены идти на какие-то компромиссы. Я как экономист по образованию и один из руководителей Фонда госимущества в прошлом, в нынешнем парламенте часто бываю недоволен некоторыми решениями, которые являются популистскими или вредящими экономике. Но вынужден подчиняться решению большинства, хотя стараюсь не делать при этом громких заявлений. Моя проблема в том, что я уже много лет не меняю свои экономические взгляды, исповедуя либеральную и рыночную идеологию, являюсь правым по своим взглядам. Поэтому всегда выступаю за радикальные экономические изменения, включая приватизацию земли и собственности, и либерализацию экономики. Поэтому я часто бываю не согласен с левой политикой, которую проводит БЮТ и с государственным регулированием, которым руководствуется Партия регионов.



    Алексей 19:21

    Здравствуйте Александр.Как Вы считаете, может ли государство обеспечить свою безопасность, как экономическую, социальную и стратегичискую продав "Укртелеком"?

    ответ:

    Я уверен, что может, поскольку продажа «Укртелекома» в его нынешнем состоянии не в коей мере не ухудшит экономическую безопасность страны. Кроме того, что я сказал по этому поводу, отвечая на предыдущий вопрос, могу добавить, что во всех цивилизованных странах Западной Европы и Америки телекомы приватизированы и находятся в частных руках. Если у нас электроэнергетика, нефтепереработка находятся в частных руках, то говорить о том, что «Укртелеком» должен быть государственным - это абсурд. Тем более если сравнивать работу тех же энергокомпаний частных и государственных, то первые работают на порядок лучше. И это не угрожает экономической безопасности страны. А самое главное то, что пока мы говорим об опасности приватизации «Укртелекома», люди, которые управляют им сейчас и управляли раньше, успешно понижают его стоимость и делают его непривлекательным для потенциальных инвесторов. Сейчас задолженность «Укртелекома» по кредитам составляет 3 млрд. гривен и в этом году собираются взять еще кредит на 1 млрд. Кто в таком состоянии согласится покупать это предприятие? Кому выгодно нынешнее состояние «Укртелекома», можете ответить за меня сами.



    Dinamitos 10:00

    Александр на Ваш взгляд не означает ли отсутствие реакции на инициативу Валентины Семенюк о продаже миноритарного пакета акций Укртелекома на международных фондовых биржах того, что компанию хотят продать "близким" к Ахметову людям

    ответ:

    Сейчас много говорят о возможной покупке Ахметовым «Укртелекома» на основании неосторожного, на мой взгляд, заявления одного из руководителей SCM. Пока нет других серьезных подтверждений этих намерений, а главное соответствующих действий Фонда госимущества и Кабинета Министров. Я бы не хотел серьезно обсуждать эту тему. А заявление Семенюк о продаже 33% на международных фондовых биржах ничто иное, как желание оставить этот пакет на неопределенный срок в государственной собственности, я вам как специалист это гарантирую. Поскольку для того, чтобы попасть на солидные фондовые биржи Запада с нашими предприятиями, нужно потратить не один год, а учитывая нынешний баланс «Укртелекома», это вообще нереально. Нереально, пока он находится в государственной собственности. И об этом очень хорошо знают специалисты, поэтому такие заявления председателя Фонда рассчитаны, скорее всего, на людей, которые мало в этом разбираются.

     

     



    Віктор 10:23

    - Свого часу ви входили до тимчасової слідчої комісії ВР, що займалася розслідуванням витрат коштів отриманих від приватизації «Криворожсталі». Які висновки були зроблені цією комісією?

    ответ:

    Я, як і раніше, входжу до складу цієї комісії. В кінці минулого року ми розіслали запити до всіх державних установ, які мають відношення до цього питання. Декілька днів тому ми отримали відповіді, кожен із членів комісії в своєму напрямку повинен їх проаналізувати, наприклад, я відповідаю за напрямок Фонду держмайна України. Після цього нас повинен зібрати на чергове засідання голова комісії, представник БЮТ, депутат Сенченко. Тоді вже щось більш конкретне зможу повідомити, або це зробить офіційно голова комісії.

     

     



    Наталка 10:29

    - Як Ви можете прокоментувати ситуацію, що склалася навколо ЧСЗ? Чи буде підприємство повернуте державі? Хто в цьому конфлікті правий – Фонд держмайна чи теперішні власники ЧСЗ?

    ответ:

    Ситуація з ЧСЗ - це наслідки приватизації, яка поспіхом проводилась Чечетовим перед виборами Президента 2003-2004 роках. Однозначно, що на ЧСЗ прийшов інвестор, який не є стратегічним для цієї галузі. Прийшов на підприємство, в якому безліч проблем, які він не зміг відразу вирішити або був до них не готовий. З приходом в керівництво Фонду Семенюк, почались безперервні судові справи щодо повернення цього об’єкту в державну власність. Якби це було зроблено швидко, позитив би від цього міг бути для держави. Але процес затягнувся майже на два роки і це не сприяє вирішенню проблем на підприємстві і участі в цьому власника. Тому тут важко сказати, хто тут більше правий хто винуватий. Це найгірший приклад того, як держава не вміє співпрацювати з приватними власниками на підприємствах, які є дуже важливими і стратегічними для України. Якщо найближчим часом цей конфлікт не буде вирішений, на користь якої завгодно сторони, це нанесе шкоду більшу, ніж продаж декількох об’єктів, проти яких так виступає керівництво Фонду.

    Інший приклад такої ж «вдалої» політики Фонду є повернення в державну власність Нікопольського заводу феросплавів. Я, як спеціаліст, вважаю, якщо держава вирішила якійсь об’єкт повернути в державну власність, вона повинна попередньо провести юридичний аналіз чи можна це зробити швидко, а вже потім робити якісь заяви або дії. Тому що багаторічні судові справи псують не тільки фінансовий стан підприємства, але й міжнародний імідж України, як цивілізованої держави. Тобто якщо починаєш, то треба швидко закінчувати.

     

     



    Люда 10:39

    - Предыдущее руководство Фонда госимущество неоднократно обвиняли в коррупции и разбазаривании госимущества, так сказать по гуманным ценам для родственников Кучмы. Но при этом никто так и не был наказан, почему?

    ответ:

    В першу чергу тому, що такі звинувачення були політичними, а не мали юридичних підстав. Крім того, процес приватизації проводиться не одноосібно головою Фонду, а великою кількістю установ і людей, які мають до цього відношення. Коли починається з’ясування хто винний в тих випадках, коли дійсно було порушено законодавство, то у правоохоронних органів виникають певні проблеми. Оскільки більшість резонансних об’єктів продавались або за дорученнями, або за участю Кабінету Міністрів України. В комісію по приватизації входили представники державних установ, в тому числі і правоохоронних органів. На мою думку, припиняти незаконні дії і реагувати на порушення законодавства в процесі приватизації потрібно вчасно, тобто коли цей процес проходить, а не через 5-10 років згадувати про якісь зловживання, як тільки на Україні змінюється влада. І все це носить політичний характер. Але це вже проблема не тих, хто проводить приватизацію, а контролю правоохоронних органів. Я думаю, що останні 3 конкурси, які були припинені Фондом держмайна, оскільки були знайдені порушення законодавства, ніякої реакції на сьогоднішній день не викликали. Але якщо зміниться влада, все це буде знову підніматись і розглядатись в політичному аспекті.



    Gamlet 11:20

    Когда по Вашему мнению украинские компании будут готовы к выходу на IPO

    ответ:

    Для цього дуже багато треба часу і зусиль: з точки зору компаній необхідно привести свої бухгалтерські, фінансові звіти до прозорих міжнародних стандартів, а державі так лібералізувати економіку, щоб наш бізнес працював за європейськими стандартами відкритості і чесної конкуренції. Першим етапом до цього,  я думаю, буде входження нашої країни до Світової організації торгівлі, але більш реальний строк - це входження України до ЄС. Тоді можна буде реально говорити про вихід наших компаній на міжнародні фондові ринки. До цього часу випадки, коли наші компанії будуть виходити на західні біржі - це буде скоріше виключення із правил, аніж закономірний процес.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.