• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Начало в 10:00

    Игорь Бураковский - директор Института экономических исследований и политических консультаций

    Игорь Бураковский - директор Института экономических исследований и политических консультаций

    Тема: Перспективы развития отечественной экономики в 2007 году

     



    Он-лайн конференция окончена. Благодарим всех за участие.
    Задать вопрос
    имя:

    вопрос:

    email:

    код:

    Стенограмма:

    Эля 09:28

    Уровень инфляции не превысит 7,5%, утверждает Азаров, в то же время Мировой банк говорит о 10%, Ющенко говорит о 12%. Так кто же лучше знает математику?

    ответ:

    Возможный разнобой в оценках иногда объясняется тем, как считает показатель инфляции. В принципе, существует два подхода: декабрь к декабрю или среднегодовая инфляция за год к соответствующему показателю предыдущего года.

    Если взять оценки нашего института, то мы считаем, в 2007 году среднегодовой показатель инфляции будет в пределах 9-10%. Мировой банк, как правило, делает более пессимистические прогнозы. Наше правительство, как правило, пытается давать более оптимистические оценки.

     



    Лена 09:29

    Какие последствия могут быть при подписании Морозом Закона о Кабмине для него, прежде всего, как для главы ВР и как это может отразиться на его политическом имидже в целом?

    ответ:

    Вообще-то, я не политолог, но, по моему мнению, у Мороза самое сложное положение. Мне кажется, что социалисты сегодня находятся, условно говоря, на грани выживания как политическая сила. Поэтому Мороз старается укрепить свои позиции и позиции своей партии любыми путями.

    Что касается закона о Кабмине, то я думаю, что проблема не в нем, проблема в том, что в новых условиях идет перераспределение полномочий между Президентом, парламентом и Кабмином. Но при этом не создается новой системы сдержек и противовесов в новой конфигурации власти между оппозицией и правящим большинством, и это самое опасное. Мороз может объяснить логику своих поступков, но сам ход конституционной реформы ведет к построению неэффективной системы власти.

     



    Игорь 09:31

    Уже в январе правительство планирует закончить работу над изучением ситуации с повышения тарифов на ЖКУ в регионах, как заявлял вице-премьер Владимир Рыбак. А сможет ли Кабмин повлиять на те городские советы, которые не оправданно повысили цены?

    ответ:

    Я думаю, что сегодня у Кабмина нет реальных рычагов влияния на местные органы власти, которые избирались на местах. Ошибка была в том, что Кабмин с самого начала не высказал свое видение тарифной реформы и реформы ЖКХ в целом. Таким образом, Кабмин сегодня просто реагирует на то, что происходит на местах. Теоретически правительство может угрожать местным органам власти в финансовом плане. Речь идет о трансфертах, которые выделяются из Госбюджета. Но я думаю, что проблема тарифов еще не набрала той остроты, которую она потенциально имеет.



    Натали 09:32

    Меня, как будущую мать, интересует вопрос, есть ли надежда, что не отменят выплаты при рождении чада. И может ли быть так, что эти выплаты возрастут, ведь 8,5 тысяч это сейчас сумма, которой хватит на кроватку и коляску, а цены-то растут?

    ответ:

    Моя позиция проста. Государство должно поддерживать семьи, где рождаются дети, потому что от этого зависит демографическая ситуация в стране. Мне кажется, что 8,5 тысяч гривен останутся в качестве социальной выплаты, а вот будет ли эта выплата возрастать, зависит от политики правительства и тех приоритетов экономической политики, которые определяет парламент.



    Денис 09:34

    Как Вы считаете, действительно ли приватизация является панацеей для решения проблем экономики нашей страны? Может, достаточно было ужесточить налоговую политику в отношении среднего и крупного бизнеса с целью поддержки государственных предприятий?

    ответ:

    Международный опыт свидетельствует, что эффективность государственных предприятий имеет свои четко определенные пределы. Поэтому альтернативы приватизации, по моему мнению, нет. Другое дело, что приватизированные предприятия должны функционировать в четко определенной системе законов и правил. Без этого и частные предприятия, и государственные предприятия не могут выполнять свои функции, возникает коррупция и недобросовестная конкуренция. Отдельная тема, как должны приватизироваться те или иные предприятия: то ли мы хотим получить побольше денег для бюджета, то ли мы хотим, чтобы на предприятия пришел настоящий инвестор. Что касается государственных предприятий, то сегодня отсутствует сколько-нибудь внятная и стабильная система управления государственными активами. Отсюда возникает множество проблем.

    А может ли правительство получить 10 млрд. гривен от приватизации?

    Теоретически да. Но, зная как проводится приватизация, скажем так, поступления от приватизации сопряжены с очень большим риском.

     



    Инна 09:34

    - Политологи говорят, что Украине необходимо появление некой третьей, альтернативной как коалиции, так и оппозиции, политической силы. Как Вы считаете, где больше шансов для ее возникновения - вне парламента или в его стенах? С какой идеей должна появиться эта сила?

    ответ:

    Отвечая на ваш вопрос, я буду излагать свое видение. Мне кажется, что сегодня в Украине не хватает настоящей праволиберальной идеи, поэтому с моей точки зрения, новая политическая сила должна исповедовать праволиберальную идеологию. Мне кажется, что появление такой силы произойдет вне парламента по одной простой причине: сегодняшний парламент - это представители традиционной политической элиты или люди, которые попали туда во многом случайно.

     

     



    Вова 09:35

    Почему украинский народ продолжает голосовать на выборах, причем как парламентских, так и президентских, не за идеологию, а за лидера, в частности его харизму? Как Вы думаете, сохранится ли такая тенденция на будущих президентских выборах?

    ответ:

    На самом деле голосование за лидера - это не только "украинская традиция". В большинстве стран выбор во многом определяется симпатиями или антипатиями по отношению к лидерам. Другое дело, что за политическими силами и их лидерами стоит определенная политическая история, в том числе конкретные действия или же достаточно понятная программа. Мне кажется, что более осознанный выбор станет результатом определенной эволюции сознания нашего общества. Но при этом хочется, чтобы появились новые лидеры.



    любопытный 09:36

    Какой, по вашему мнению, министр финансов работает (работал) эффективнее - Азаров или Пинзенык?

    ответ:

    Проблема в том, что каждый из министров работает в определенных условиях - политических и экономических. Поэтому оценка каждого из них требует понимания этого контекста. Я лично считаю, что министр финансов должен быть самостоятельной фигурой и не соединять в себе несколько видов полномочий одновременно.

    Я считаю, что Пинзенык является сильным макроэкономистом, который очень хорошо ориентируется в экономических тенденциях и проблемах. Пинзенык обладает чувством "экономической реальности", которое очень важно для понимания того, как экономика сможет отреагировать на то или иное правительственное действие.

    Азаров - достаточно сильный менеджер, который может организовать реализацию тех или иных правительственных планов. При этом у Азарова мы наблюдаем определенное стремление к тому, что называется "государственный интервенционизм".

    В целом же, пока бюджетное планирование в стране не станет среднесрочным, а каждый год парламент и Кабмин будут делить деньги, любой министр финансов будет находиться под огнем обоснованной критики. Поскольку фискальная политика, в конечном итоге, должна быть сориентирована на реализацию общеэкономических задач.

     Для кого из вышеназванных министров финансов экономические и политические условия были (являются) более выгодными?

    Для Азарова, конечно. Пинзенык и правительство, членом которого он был, работали в условиях достаточно жесткого противодействия со стороны парламента. Тогда как Азаров и Кабмин Януковича сегодня имеют практически безусловную поддержку в парламенте.

     



    патриот 09:37

    Оцените плюсы и минусы для экономики Украины при вступлении в ВТО с учетом опыта европейских стран? Какие отрасли могут пострадать от новых условий торговли, а какие выиграть? Как защитить наиболее уязвимые?

    ответ:

    Этот вопрос требует длительной лекции относительно ВТО. По расчетам нашего института, в целом, эффект от вступления Украины в ВТО будет безусловно положительным, хотя его масштабы будут достаточно скромными. Дело в том, что ВТО – это, прежде всего, правила торговой политики, разработка и имплементация которых всеми странами просто выравнивает условия конкуренции на внешних рынках. Не вдаваясь в детали, отмечу, что вступление в ВТО несет определенные риски для сельского хозяйства (при прочих равных условиях объемы производства могут сократиться примерно на 10-15%, хотя эта цифра нуждается в детальном объяснении), рыбного хозяйства, отдельных отраслей машиностроения. Наши расчеты показывают, что эти проблемы скорее связаны не со вступлением в ВТО, сколько с тем, что в этих отраслях до сих пор не произошли серьезные структурные изменения. Моя позиция проста: ВТО не надо демонизировать, но ее роль не следует недооценивать.



    Gigant 09:50

    Игорь Валентинович. На каком размере желтого ящика для сх должна настаивать Украина на переговорах по ВТО

    ответ:

    Если не ошибаюсь, сегодня Украина выступает за сохранение так называемого совокупного объема поддержки на уровне 1,1 млрд. долларов. Мне кажется, что эта сумма явно завышена по экономическим и политическим соображениям. Дело в том, что украинские политики действуют в основном в категориях традиционной поддержки, тогда как поддержка через механизмы развития сельских территорий, повышение агрокультуры, внедрение соответствующих стандартов качества продукции остаются за пределами их внимания. Поэтому я бы ограничил поддержку уровнем 500-800 млн. долларов, но при этом разработал бы (и обязательно реализовал!!!) программу мер так называемой "зеленой корзины".



    Ирина 09:52

    Ваши прогнозы на 2007 год? Действительно ли он станет началом для инновационного развития экономики страны?

    ответ:

    Скажу честно. Многократное повторение тезиса "инвестиционно-инновационная модель" напоминает мне повторение мантр определенными религиозными последователями. Инновации появляются тогда, когда частные компании понимают, что без инвестирования средств в науку, новые технологии просто обречены на проигрыш в конкурентной борьбе. Государство при этом должно создавать определенные стимулы, но заставить бизнес заниматься инновациями еще никому не удавалось. Я думаю, что такие шоки, как повышение цен на газ, резкое усиление конкуренции на мировых рынках со стороны таких стран как Бразилия, Китай, Индия, Россия и некоторых других (речь идет о странах, продукция которых, например, реально конкурирует с украинскими товарами) являются лучшими стимулами для компаний реально заниматься инновациями. При этом государство должно сегодня ни столько "толкать" компании в сторону инноваций, сколько проводить реальную реформу системы среднего и профессионального образования. Сегодня на многих предприятиях существует реальный дефицит квалифицированных рабочих, а поэтому массовое использование новых технологических процессов, освоение новых видов товаров и изделий просто тормозится.



    Валера 09:54

    Как Вы думаете, изменится ли ценовая политика на природный газ для Украины, учитывая смерть Туркменбаши и последние скандалы с Рудьковским?



    ответ:

    Насколько я знаю, весь объем туркменского газа на 2007 год законтрактован Россией. Это означает, что все вопросы, связанные с его получением, Украина решает и будет решать с Россией. Вместе с тем, ситуация вокруг Рудьковского для меня указывает на один простой факт: в пределах одного и того же самого Кабинета Министров существует несколько разных внешних политик, несколько энергетических политик, а украинская внешняя политика в целом пока слабо связана с реализацией национальных экономических интересов за пределами страны.

    Как бы ни складывались отношения между Украиной и Туркменистаном после смерти Туркменбаши, цена на газ будет расти, пока не установится на каком-то более или менее "равновесном" уровне, который существует сегодня в том регионе, где находится Украина. Сегодня для нашего региона (Центральная, Восточная Европа) цена на газ колеблется в пределах 180-200 долларов. Поэтому я думаю, что выход на уровень 200 долларов за 1000 куб. метров газа - это объективная реальность. Другой вопрос, что такое повышение должно быть поэтапным и сопровождаться целым комплексом мер.

     



    Generator 10:18

    Как известно Украина вела переговоры по ВТО на протяжении 13 лет. Следовательно переходные периоды по части товаров могли завершиться. Какие отрасли могут пострадать от затягивания перговоров

    ответ:

    Если быть точным, то Украина заявила о своем намерении вступить в ВТО в конце 1993 года. Сами переговоры фактически начались в 1994 году. Переходные периоды, как правило, вводятся в действие с момента вступления страны в эту организацию. Поэтому строго формально переходные периоды пока еще не истекли, кроме тех случаев, когда Украина сама в одностороннем порядке либо сократила импортные пошлины, либо вообще отменила их на определенные товары. Ранее я уже говорил о возможных рисках для сельского хозяйства, рыбной промышленности, отдельных отраслей машиностроения и некоторых других производствах. Еще раз хочу отметить, что вступление в ВТО не является таким сильным шоком для экономики, как, например, резкие колебания мирохозяйственной конъюнктуры или отсутствие внутренних экономических реформ.



    Андрей 10:19

    Сможет ли Украина выработать единую стратегию развития государства, которая не будет зависеть от политических и идеологических предпочтений руководства страны?

    ответ:

    Скажу честно, что попытки выработать некоторую всеобъемлющую долгосрочную стратегию развития государства напоминают мне поиски философского камня. Мне кажется, что мы должны говорить о том, какие принципы будут имплементироваться в сфере экономики, политики, судоустройства, информации и т.д. всеми последующими парламентариями независимо от политических лозунгов. Поэтому следует говорить о том, как проводить реформу судебной системы с тем, чтобы именно суд становился реальным местом объективного разрешения споров, государственная помощь (то есть наши с вами налоги) выделялась на основе четко определенных принципов и процедур, развитие энергетики не создавало проблем для окружающей среды, но и экономика, и граждане получали электрическую энергию в необходимых количествах по рыночно приемлемым ценам. Этот перечень можно продолжить.

    Что касается стратегии, то для меня это понятие предполагает наличие очень четкой идеи, которая носит внепартийный характер. Я думаю, что такой идеей должна стать конкурентоспособность в самом широком смысле этого слова. Речь идет о конкурентоспособности украинских производителей, конкурентоспособности национальной системы образования, конкурентоспособности государства, как института защищающего наши с вами интересы и т.д. Такая идея имеет вполне конкретный механизм реализации, причем во многих странах мира она была достаточно эффективно имплементирована.

     



    Евгений 10:38

    Каковы основные опасности для развития украинской экономики в течение года?

    ответ:

    Достаточно условно все риски можно разделить на две группы. К внешним рискам я бы отнес возможность изменения конъюнктуры мировых рынков металлургической и химической продукции. Именно эти рынки сегодня во многом определяют динамику развития промышленности Украины.

    Что касается внутренних рисков, то здесь для меня пока не понятно, как отреагирует украинская экономика на новую цену на газ (135 долларов). Определенным риском является быстрое развитие потребительского кредитования населения со стороны коммерческих банков, существенная часть которого привязана к доллару. Не хочется делать мрачных прогнозов, но банки должны чувствовать ту грань, когда наращивание потребительских кредитов может угрожать их, а значит, и финансовой стабильности в целом.

    К числу рисков я бы также отнес возможное невыполнение плана поступлений от приватизации. В этом случае возникает вопрос, за счет чего можно покрыть соответствующую часть дефицита государственного бюджета. Открыт вопрос по сельскому хозяйству - что будет в этом году, учитывая аномальные погодные условия. Перечень рисков может быть достаточно длинным, и каждая сфера экономики и государственных финансов имеет свои определенные риски. Поэтому давайте ограничимся этим.

     



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.