• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Крымские татары рвутся к власти

    Опубликовано: 2006-03-03 17:15:00

    На крымском референдуме о статусе русского языка около 13% населения будет «против». Эту часть жителей полуострова составляют крымские татары, которых больше волнует свой крымско-татарский язык.

    Однако, как уверяет глава Меджлиса Мустафа Джемилев, они не посягают на госстатус, а могут ограничиться ролью официального в пределах автономии. Но если цель референдума будет достигнута, то с большой вероятностью у крымских татар будет еще один весомый аргумент бороться за свои права.

    «Надо будет в Автономной Республике делать крымско-татарский язык одним из официальных»

    26 марта в Крыму во время парламентских выборов пройдет и референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. Насколько остра эта проблема для автономии, и каковы, по вашим прогнозам, будут результаты референдума?

    Во-первых, проблемы русского языка здесь нет, потому что практически все школы, кроме 14 крымско-татарских и 2-3 украинских, проводят обучение на русском языке. Практически вся пресса русскоязычная, за исключением 2 газет на крымско-татарском и одной маленькой газетенки на украинском языке. В вечернее время крымское телевидение, радио практически весь эфир заполнен русским языком. Просто перед выборами у некоторых маргинальных политиков просыпается спасательский зуд. Спасают россиян от украинцев, от крымских татар, то есть, работают на избирателя.

    Практического значения этот референдум не имеет никакого. Он незаконный, такого рода референдумы должны быть общеукраинскими, так что никаких последствий он не принесет, просто вызовет определенную напряженность. Например, крымские татары будут просто выбрасывать эти бюллетени либо не будут их брать. И могут возникнуть какие-то столкновения. Может быть, на это идет расчет.

    Одним словом, это очередная авантюра, наверное, такая же, как с введением московского времени. Просто местные политики соревнуются между собой, кто больше любит Россию, и кто больше делает для того, чтобы присоединить к ней Крым.

    Тем не менее, какой бы ни была агитационная риторика крымских политиков, перед предыдущими выборами дело не доходило до референдума, почему это произошло сейчас?

    Да, были разговоры, на предыдущих выборах тоже муссировалась эта тема, но что-то не срабатывало. Но в этот раз на прошлых президентских выборах здесь около 80% голосовало за оппозиционные силы, которые взяли себе лозунг сближения с Россией. Известно, что в Крыму электорат в основном пророссийский – около 70% этнические русские, да и украинцы, которых по разным оценкам 300-350 тысяч человек, в значительной мере тоже обрусевшие. На этом и идет игра.

    В то же время, поднимается вопрос о том, чтобы сделать русский вторым государственным не по всей Украине, а в определенных ее регионах, например, эта тема уже понимается в Харькове. Если это произойдет, будут ли крымские татары понимать вопрос о том, чтобы в пределах Крыма предать статус государственного еще и крымско-татарскому языку?

    Вопрос о статусе крымско-татарского языка ни в коей мере не связан с амбициями русских либо других этичных групп. Крымские татары являются коренным народом Крымского полуострова. И абсурд, позор для страны, когда язык коренного народа какой-то территории просто игнорируется.

    В 1998-м была принята так называемая Конституция Грача, где был исключен крымско-татарский язык в качестве официального на территории Автономной Республики, и был введен советский термин, что русский язык выдвигают языком межнационального общения на территории Крыма. Вопрос о том, что крымско-татарский язык должен быть официальным, мы поднимали еще с первых дней возрождения своего национального движения с местах ссылки. И сейчас этот вопрос стоит остро. Он - один из основных на предстоящей в скором времени встрече с Президентом. Разумеется, надо будет в Автономной Республике делать крымско-татарский язык один из официальных языков. Но не говорить о государственном статусе русского на территории Крыма, государственный язык должен быть только один на территории Украины. Это все продиктовано имперскими амбициями российских политиков и их сподручных здесь, в Украине.

    «Отдельные партии, в частности БЮТ, стараются оторвать электорат, предоставляя места, хоть и непроходные, крымским татарам»

    Как разыгрывается крымско-татарская карта на этих парламентских выборах? Кто стоит за вашими оппонентами – Единым крымско-татарским блоком? Это попытка расколоть ваш электорат?

    Сейчас, согласно украинскому законодательству, если две партии объединяются, они могут называть свой блок, как им заблагорассудится. В 1997-98 годах с целью раскола Народного Руха Украины был создан так называемый Народный рух «За еднисть» под руководством Богдана Бойко. И тут есть еще одна партия, Партия вкладчиков, или что-то такое, о которой никто никогда не слышал. Вот эти партии объединяются и называют себя на территории Крыма крымско-татарским блоком.

    Причем сейчас дело передано в прокуратуру, потому что вписывали туда данные крымских татар, а подписи в большинстве случае были поддельные. Это блок создан специально и финансируется оппозиционными силами. Нам точно известно, что в первую очередь финансируется Партией регионов и партией «Союз» Миримского с целью отколоть часть крымско-татарского электората и тем самым сделать так, чтобы депутатов из крымских татар в Верховной Раде и местных советах было меньше. Игра просто на термине, это многих людей вводит в заблуждение, которые полагают, что это исходит от Меджлиса крымско-татарского народа. И действительно, они могут оторвать какую-то часть голосов, играя на неосведомленности людей. Видимо, нам надо широко вести разъяснительную работу.

    На какое количество из ста депутатских мест в крымском парламенте вы рассчитываете, сколько планируете голосов взять на выборах в Крыму?

    8-9 мест, конечно, если получится, то хотелось бы 12-13.

    Обычно, на выборах около 90% крымско-татарского электората голосует по призыву своего национального съезда – курултая. Правда, здесь есть очень большие сложности в том, что очень мощная пропаганда идет вот этого крымско-татарского блока. Кроме того, отдельные партии, в частности БЮТ, стараются оторвать свой электорат, предоставляя места, хоть и непроходные, крымским татарам. Включая в свои списки крымских татар, таким образом они пытаются отобрать их. Тем не менее, где-то 80% крымско-татарского электората все равно проголосует по решению своего национального съезда.

    Почему вы решили идти совместно с Народным Рухом, который вряд ли имеет большую поддержку в Крыму?

    Да, у Руха здесь практически особого электората нет. И то, что мы будем отдавать свои голоса за НРУ, тоже приходится объяснять, потому что крымские татары не могут создавать свою партию. Необходимо, чтобы партия была общеукраинской со своими отделениями, как минимум, в 14 областях, а крымские татары живут в основном в Крыму.

    Однако вызвал удивление тот факт, что вы объединились с Рухом, а не с «Нашей Украиной», которую поддерживали на прошлых и парламентских и президентских выборах?

    В общеукраинском масштабе в Верховную раду Украины мы будем голосовать за «Нашу Украину». Просто здесь в Крыму своя специфика: те политики, которые здесь возглавляют и входят в «Нашу Украину», они, мягко говоря, не совсем приемлемые для крымских татар. После президентских выборов мы подсчитали, что из 15,4% голосов за Ющенко – более 2/3 голосов были крымских татар. Но наши союзники бросились в Киев доказывать, что это в основном их голоса, а голоса крымских татар разделились.

    Поэтому мы и сказали: давайте, ребята, вы пойдете своей колонной, а мы – своей. В общеукраинском масштабе мы в одну копилку, а в Крыму - у каждого, так сказать, свой табачок.

    Но если здесь у вас разногласия с «Нашей Украиной», почему вы поддерживаете ее в общеукраинском масштабе?

    Мы поддерживаем «Нашу Украину», мы поддерживаем политику Ющенко, а не отдельных политиков, о которых говорят: «Они ходили в оранжевых трусах». Основной удар в борьбе за Ющенко на себя принимали крымские татары, а кто-то стал оранжевым только на последнем туре выборов, когда все было определено. И когда все прояснилось, наверху оказались пронырливые политики, возглавили крымское отделение «Нашей Украины». Я бы не хотел назвать фамилии.

    Вы обсуждали это с Виктором Ющенко? Судя по вашим интервью, вы не довольны были тем, что после выборов крымские татары оказались не удел…

    Действительно, так оно и произошло. И мы это говорили Президенту. Из 13% крымских татар, которые живут на полуострове, в структурах власти было только 3-4%, а в некоторых ведомствах вообще нулевой. То есть, шовинизм в отношении крымских татар как был, так и продолжается. Здесь практически ничего не изменилось, и, естественно, это вызывает раздражение и неудовлетворение.

    Дистанцирование между крымскими татарами и президентскими политическим силами вызвано тем, что Президент не хочет в Крыму вызывать на себя определенный негатив?

    Когда мы говорили на эту тему, политика Матвиенко, например, была такая: он открытым текстом мне сказал, что «предстоят выборы-2006, мне нужно привлечь русскоязычный электорат, а если я буду брать крымских татар во власть, то это вызовет раздражение русских и я не получу голоса». Тогда я ему предложил: мы вам поможем, и ни одного крымского татарина среди чиновников у вас не будет, и все как один подали заявления об отставке. Я и говорю ему: вот теперь здесь русские шовинисты, фашисты, коммунисты поймут, что ты в доску свой человек, возьмешь не 30, а все 70%... Ну и это ему не понравилось.

    То есть, у крымских татар есть своя причина для разочарования новой властью…

    Все равно крымские татары не будут отдавать голоса вот этим пророссийским, коммунистическим силам. Однако есть такое разделение электората: у части существуют иллюзии, что лучше бы отстаивать Юлию Тимошенко, мол, ее отстранили… Так что опять таки может произойти отток уже по линии оранжевых.

    В каком соотношении?

    Мы проводили свой соцопрос, и подавляющее большинство все-таки высказывается за «Нашу Украину» во всеукраинском масштабе, а где-то 10% симпатиков Юлии Тимошенко. Но опять таки значительная часть и тех, и других, и третьих высказались за то, что проголосовали бы за ту или иную партию, если бы ее подержал курултай крымско-татарского народа.

    Главред

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.