08 фев, 15:06
Еще одной болевой точкой в отношениях между Киевом и Москвой стали принадлежащие Украине два радиотехнических узла предупреждения о ракетном нападении, которые оснащены радиолокационными станциями РЛС "Днепр", способными засекать баллистические ракеты на дальности 1,9 тыс. км. Находящиеся в Мукачево и Севастополе радиотехнические узлы более известны под аббревиатурой СПРН — станции предупреждения о ракетном нападении.
Украина подняла вопрос повышения платы за аренду этих объектов, в России же это рассматривают как "асимметричный" ответ на переход России на рыночные отношения в газовой сфере.
Российская пресса публиковала явно несостоятельные сообщения, что будто бы во время визита в Киев государственный секретарь США Кондолиза Райс обсуждала с украинским Президентом вопрос допуска американских специалистов на эти объекты. Но дело в том, что информация со СПРН поступает прямо в Россию, так что украинские специалисты, обслуживающие станцию, не имеют к ней доступа и получить ее могут только из Москвы. Доступ к информации станет возможен только в случае, если радиотехнические узлы будут модернизированы или переоборудованы по украинскому проекту. Такие разработки сделаны в Харьковском радиотехническом институте. Но о такой возможности можно говорить только гипотетически.
Пока действует российско-украинское соглашение, согласно которому информация с этих РЛС, ведущих наблюдение за космическим пространством над Центральной и Южной Европой, а также Средиземноморья, поступает на центральный командный пункт СПРН (Солнечногорск) Космических войск РФ. И Россия платит за аренду двух радиотехнических узлов всего $1,2 млн. Эта сумма не устраивает украинскую сторону, поскольку она не компенсирует даже затрат по эксплуатации и оплате специалистов.
В феврале 2005 г. Минобороны Украины впервые потребовало от России увеличить оплату, но Москва тогда отказалась сделать это, сославшись на соглашение 1992 г., которое было заключено на 15 лет. После этого Кабинет министров Украины принял распоряжение о передаче радиотехнических узлов в ведение Национального космического агентства Украины (НКАУ), что должно было привести к перезаключению соглашения.
Представители НКАУ отмечают, что Украина за эти станции получает от Российской Федерации компенсацию в размере 4,24 млн грн ($0,84 млн), что составляет около 19% от потребности — затраты на содержание и эксплуатацию двух узлов составляют $4,4 млн в год. Со своей стороны, в Воздушных силах Вооруженных сил Украины считают, что Украина должна ставить вопрос не только об увеличении компенсации расходов на содержание радиотехнических узлов предупреждения о ракетном нападении, но и о получении информации с этих станций в интересах ПВО страны.
Прошлой осенью свое слово по этому поводу сказал и украинский Президент. Виктор Ющенко распоряжением №1175 "О мерах по обеспечению развития Воздушных сил Вооруженных сил Украины" поручил Кабинету министров пересмотреть условия компенсации Россией расходов на содержание Украиной радиотехнических узлов предупреждения о ракетном нападении.
В декабре прошлого года министр обороны Украины Анатолий Гриценко снова заявил о неадекватности затратам объема финансовой компенсации России за эксплуатацию радиолокационных станций в Мукачево и Севастополе. Интересно, что вслед за Украиной Азербайджан также потребовал от России увеличить в два раза арендную плату за пользование габалинской РЛС. Баку считает, что Москва должна ежегодно платить $14,4 млн. В настоящее время арендная плата за пользование РЛС составляет $7 млн в год. Баку мотивировал свое требование тем, что с начала года Москва вдвое увеличила цену на поставляемый Азербайджану природный газ.
И только 27 декабря министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов признал, что размер арендной платы за станции РЛС в Севастополе и Мукачево может быть предметом переговоров между Москвой и Киевом. При этом российский министр подчеркнул, что стоимость того или иного объекта или его аренды была определена в прошлом в результате переговоров с Украиной.
Фактически данный случай с арендной платой за СПРН, как и с арендной платой за пользование украинской территорией Черноморским флотов РФ, показывает, что Украина стала заложницей договоров и соглашений, которые подписали раньше высокопоставленные украинские чиновники, не думая о будущем. Как можно поставить украинские объекты, в частности, персонал двух радиотехнических узлов в ситуацию, когда государство из своего кармана должно доплачивать за услуги, которые предоставляются другой стране? Причем, другая страна — Россия — заявила недавно, что будет строить новые пояса РЛС на собственной территории. В России уже создана РЛС нового поколения метрового диапазона "Воронеж-ДМ", строительство которой занимает год-полтора. По некоторым оценкам, благодаря современным РЛС СПРН за три-четыре года Россия может полностью отказаться от информации от РЛС за пределами ее территории.
За это время россияне построят новые РЛС, и тогда украинские им и даром не будут нужны. А что же делать Украине с этими объектами, персоналом? Учитывая, что деньги за эксплуатацию станций Украина получает небольшие, соглашение с Россией следует разорвать. Если же россияне станут больше платить за информацию, то ее можно предоставлять. А тем временем радиотехнические узлы надо перестраивать или модернизировать под собственные нужды и не спрашивать разрешения у россиян. Эти объекты принадлежат Украине. Возможности для модернизации и переоснащения радиотехнических узлов в Украине есть, специалисты тоже. Модернизированные станции могут обеспечить информацией собственные войска противовоздушной обороны. Кроме того, информацию с узлов можно предложить европейцам, которые создают европейскую ПРО и реализуют собственную глобальную систему навигации Galileo.
Грани плюс
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/99771.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua