Иранские азербайджанцы — "пятая колонна" США?

29 мар, 14:57

"Персы — уже почти меньшинство в своей собственной стране. Их около 52%. В то же время азербайджанцев в Тебризе намного больше, чем собственно в Азербайджане". Это заявление, сделанное заместителем Государственного секретаря США Р. Армитиджем еще в сентябре 2004 года, означает, что, помимо возможных антииранских мер (введение экономических санкций, военная агрессия и т.д.), Белый дом может использовать и внутрииранские межэтнические противоречия. Сразу вспоминается Ирак, который удалось расколоть по этнорелигиозному признаку, что существенно облегчило его оккупацию.

Несмотря на военное превосходство сегодняшней Исламской республики Иран над саддамовским Ираком 3-4 летней давности, межэтнические и межплеменные противоречия там не менее остры. Поэтому США, не решаясь на военную интервенцию, могут попытаться дестабилизировать Иран с помощью проверенных технологий по организации межнациональных конфликтов.

Дальше, как по букварю: установление над спорными территориями контроля так называемого "международного сообщества" (а фактически — США и их союзников), этнические чистки, зачистка политического пространства от представителей прежнего режима и проведение выборов на освобожденной от "неблагонадежных элементов" территории. Аппетиты возрастают, если это стратегически важные или богатые природными ресурсами регионы.

В этом смысле Иран, населенный десятками племен и народностей, располагающий значительными запасами сырья и занимающий важное геополитическое положение, является хорошей "мишенью". Учитывая наличие сепаратистски настроенных курдов и белуджей, территориальная целостность Ирана все же будет больше зависеть от взаимоотношений между персидским большинством и вторым по численности народом страны — азербайджанцами. Так могут ли иранские азербайджанцы стать "пятой колонной", способной оказать воздействие на децентрализацию или распад Ирана?

До сих пор остается дискуссионным вопрос относительно их численности. В справочнике CIA World Factbook называется цифра в 16 млн. человек, что составляет 24% от общего числа иранцев. В докладе комиссии ООН по соблюдению прав человека в Иране говорится, что в стране "возможно, проживает 30 млн. этнических азербайджанцев". Вариативность этих оценок связана с проводимой Тегераном политикой культурно-языковой фарсизации и насаждением иранской общегражданской идентичности.

Данная политика неоднократно в прошлом наталкивалась на сопротивление азербайджанцев, осознающих свою укорененность в Иране, исторически воспринимающих себя в качестве строителей и защитников этого государства, а также основателей ряда шахских династий. Персоцентристская политика Ирана (до 1935 г. — Персии) приводила их к вооруженным и конституционным конфликтам с Тегераном в 1906-11 гг. (движение под руководством Саттархана и Батырхана), в 1920 г. (восстание в Гиляне) и в 1941-46 гг.

С теоретической точки зрения, проблему сепаратизма следует рассматривать во взаимосвязи с проблемами обеспечения суверенитета, верховенства государственной власти над всей территорией страны. Суверенитет центрального правительства Персии, а значит и персидского большинства над своей территорией с начала XX века до 1979 г. был довольно условным. До 1918 г. на севере страны хозяйничали российские войска. Гилянское восстание в 1920 г. было инициировано большевиками. Также в стране присутствовали традиционные соперники России на Ближнем и Среднем Востоке — англичане.

Укрепление режима шаха Пехлеви в 1920-30-е гг. на основе идеологии персоцентризма привело к формированию протестной азербайджанской элиты, а прогерманская политика шаха — к потере им трона. В августе 1941 г. на территорию Ирана вошли советско-британские войска, что привело к отречению шаха от престола. Дальнейшее развитие событий показало, что вопрос о территориальной целостности Ирана, в конечном счете, решался в Кремле.

Присутствие советских войск в 1941-46 гг. в северо-восточной части Ирана, компактно населенной азербайджанцами, чуть было не привело к отделению этой территории от Ирана. Азербайджанцы Ирана видели в Азербайджанской ССР модель успешного социально-экономического и культурного развития, пример практической реализации прав азербайджанского народа. К концу 1945 г. правительство "Южного (иранского) Азербайджана" во главе с М. Пишевари, азербайджанский Мелли Меджлис и Азербайджанская демократическая партия (АДП), поддерживаемые Советским Союзом, оказались в шаге от задуманного.

Однако сецессии этой территории со столицей в г. Тебриз помешали нынешние враги Тегерана — США и Великобритания, инициировавшие рассмотрение ирано-советских споров в Совете Безопасности ООН. Апеллируя к решениям Потсдамской конференции, они добились вывода советских войск в мае 1946 г., что фактически означало капитуляцию правительства "Южного Азербайджана" перед премьер-министром Ирана А. Кавамом.

И. Сталин не пошел на открытое столкновение с американцами, англичанами и Тегераном, не желая подрывать авторитет ООН и надеясь на совместную с иранцами разработку нефтяных месторождений на севере Ирана. Кроме того, в Кремле так и не был окончательно решен вопрос о последующем присоединении "Южного Азербайджана" к Советскому Союзу.

Полагаю, что И. Сталину вряд ли была нужна в советском Закавказье такая бурлящая провинция. И еще меньше ему были нужны ее несговорчивые лидеры, пришедшие к власти путем демократических выборов, открытой политической борьбы, опирающиеся на собственную партию, вооруженные отряды партизан-федаев и безусловную поддержку населения. Кроме того, в Иране к моменту образования АДП уже функционировала просоветская левая народная партия "Туде".

Спустя полгода после вывода советских войск под предлогом обеспечения безопасности намеченных на 7 декабря 1946 г. выборов в иранский парламент премьер А. Кавам ввел в "Южный Азербайджан" войска и жестко расправился с азербайджанскими демократами. Вскоре после зачистки "Южного Азербайджана" 6 октября 1947 г. между США и Ираном был заключен военный союз.

После свержения просоветского иранского правительства в 1953 г. фактическая власть в стране принадлежала западным нефтяным компаниям и обслуживавшим их интересы иранским чиновникам. Сепаратизм иранских азербайджанцев с начала XX века и до исламской революции был направлен как против слабого, так и против относительно сильного Тегерана. Причем и сепаратисты, и центральное правительство опирались на помощь извне, а центрами принятия политических решений в Иране до 1979 г. являлись представительства крупнейших ресурсодобывающих кампаний и дипломатические миссии великих держав.

В результате исламской революции были восстановлены не только традиционная мораль на улицах, но и суверенитет Ирана. Важную роль в ее осуществлении сыграли азербайджанцы, однако процесс укрепления центральной власти объективно укрепил позиции численно доминирующего этноса страны.Восстановление иранского суверенитета в 1979 г., постулирование объединяющей идеологии на основе принципов шариата и учреждение института "стражей исламской революции" усилили влияние персидского большинства в стране. Однако это так и не привело к окончательному решению проблем сепаратизма.

И сейчас среди иранских азербайджанцев также, как и в прошлом веке, наблюдаются протестные настроения, которые ярко выражает один из политических лидеров иранских азербайджанцев М. Чехрегани. Также, как и его политические предшественники, он и его соратники недовольны насаждением фарси, незначительным количеством печатной продукции, объемом теле- и радиовещания на азербайджанском языке, заменой азербайджанских названий на персидские. М. Чехрегани предлагает федерализировать государство, предоставив азербайджанцам автономию в составе Ирана. Проект территориального разделения Ирана, тем более инициированный американцами, не поддерживается лидерами иранских азербайджанцев — слишком близок соседний Ирак, в котором царят хаос и анархия.

Допуская подобные политические заявления внутри страны, официальный Тегеран крайне болезненно реагирует на выступления азербайджанских лидеров перед западной аудиторией. Так, один из духовных лидеров азербайджанцев Г. Азими, апеллируя к решениям 58-й сессии ООН и выступая перед западной аудиторией с критикой проводимой Тегераном политики "персидского шовинизма", по возвращении в Иран в январе 2006 г. был арестован и осужден на год тюремного заключения с лишением сана муллы на 10 лет и запрещением посещать Южный Азербайджан в течение 5 лет. Как видно, претензии азербайджанцев, равно как и реакция на них иранских властей, мало изменились с середины прошлого века. Однако изменились геополитические реалии и, в первую очередь, соседний Азербайджан.

Власти современного Азербайджана проводят крайне осторожную политику в отношении иранских соплеменников, подчеркнуто дистанцируясь от их политических лидеров. В Баку помнят, как непродуманные заявления второго Президента страны А. Эльчибея, поддерживавшего ирредентистские настроения иранских соплеменников, стоили Азербайджану военного поражения от Армении. К тому же, в Азербайджане проживает довольно много ираноязычных граждан (талыши, муганцы, таты).

Сколько точно — неизвестно, потому что ещё советская власть отказывалась признавать существование этих народов, и независимый Азербайджан не собирается сходить с проторенной дорожки поголовной этнической "азербайджанизации" своих граждан. Да и гипотетическое воссоединение азербайджанцев по обе стороны границы неминуемо приведет к политическому кризису при распределении полномочий в едином государстве. Это объединение вообще может смести нынешнюю правящую элиту Баку.

В условиях неурегулированного между двумя странами спора по Каспию, памятуя о предоставлении Азербайджаном своего воздушного пространства для бомбежек Ирака американскими ВВС, официальный Тегеран всё чаще выступает с критикой политики Азербайджана, обвиняя последний в "милитаризации региона".

Несмотря на подписание во время январского визита президента И. Алиева в Тегеран соглашения между двмя странами, названного "прорывным", ирано-азербайджанские отношения снова переживают далеко не лучшие времена. Поэтому сохраняется высокая вероятность того, что механизм "пятой колонны" в лице иранских азербайджанцев всё-таки будет так или иначе задействован американцами для оказания эффективного силового давления на иранское руководство.

Андрей Диков, "АПН"


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/97731.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua