Мишель Дюре: "НАТО не говорит о датах, а только о результатах"

14 апр, 12:26

Сегодня в украинском МИДе состоится презентация очередного Целевого плана Украина — НАТО на 2006 год. Этот документ недавно был утвержден указом Президента Украины — Виктором Ющенко. Каковы перспективы вступления Украины в НАТО после состоявшихся парламентских выборов в конце марта? В чем отличие нынешнего целевого плана от предыдущих трех? Об этом в интервью газете «День» рассказал директор Центра информации и документации НАТО в Украине Мишель ДЮРЕ.

— В прошлом году украинские власти заявляли, что рассчитывают после парламентских выборов повысить отношения между Украиной и НАТО до уровня Плана действий по обретению членства в Альянсе (ПДЧ). Оправданы ли эти ожидания?

— Я думаю, что сегодня никто не может прямо ответить на этот вопрос. У нас сейчас есть один инструмент, использовать который начали в прошлом году, — интенсифицированный диалог. Мы его развиваем, проводим много встреч, обмениваемся опытом и детально разъясняем, что нужно осуществить для членства в НАТО.

Странам, входящим в Альянс, надо еще посмотреть, какие решения будут приняты новыми украинскими властями в отношении евроатлантической интеграции. Такие вопросы должны обсуждаться в демократической атмосфере. Сейчас, очевидно, что в Украине есть демократия, ведь выборы прошли очень хорошо. Теперь мы в ожидании решений правительства.

— Известный британский эксперт Джеймс Шерр назвал два препятствия, не позволяющие Украине перейти к ПДЧ: возможное участие в правительстве Партии регионов и неготовность украинского общества. В странах НАТО разделяют такое мнение?

— Во-первых, в отличие от независимых экспертов, мы не можем комментировать внутреннюю политику и процессы, которые происходят в Украине. Хотя, конечно, мы за ними внимательно следим. Во-вторых, переход к дополнительному этапу отношений автоматически не зависит от поддержки народа. Потому что такая поддержка создается благодаря информации, а это требует времени. Я убежден, если украинское правительство будет делать заявления о переходе к новому этапу, оно будет при этом принимать во внимание мнение народа.

Если такой шаг будет сделан, то я уверен в необходимости существования публичной информации и информационной кампании. Правительство должно аргументировать такой подход. Сегодня мы, безусловно, являемся свидетелями интенсификации информации по поводу НАТО. Разные министерства работают над этим. Однако, это не зависит от нас.

— Вы, наверное, обратили внимание на то, что разные украинские политики называют различные даты возможного вступления страны в Альянс. Для одних — это 2008 год, другие после выборов эту дату «отодвинули» к 2010 году. С чем, по вашему мнению, это может быть связано?

— У каждого есть свое мнение, и раньше далеко не каждый украинец имел доступ к полной информации о НАТО. Лично я убежден: чтобы наполнить стакан, не нужен сильный напор воды. НАТО нельзя «продавать» как коммерческий продукт, ведь безопасность не является товаром народного потребления. Это необходимо понимать, а для того, чтобы достичь этого понимания, необходимо время и широкая дискуссия, чтобы продемонстрировать, что вступление в НАТО не означает, что страна становится «потребителем» безопасности, а от нее будут требовать сделать свой качественный вклад в интересах населения и страны.

Мы не говорим о датах, а только о результатах. В НАТО производят оценку по качественным показателям. И результаты очевидны. К примеру, в Целевом плане на 2006 год была записана цель — провести прозрачные выборы. Сейчас можно с определенностью сказать, что она выполнена. Но есть и другие цели. В частности, совершенствование гражданского контроля над сектором безопасности, реформа сектора безопасности. Все это требует дополнительных усилий, обеспечения прозрачности бюджетов.

— Чем нынешний Целевой план отличается от трех предыдущих?

— Ежегодный целевой план определяет мероприятия в различных областях, начиная с внутриполитических вопросов, с вопросов внешней политики и политики безопасности, реформирования структур безопасности и обороны, информирования общественности, вопросов информационной безопасности, до экономических и правовых вопросов. В некоторых областях цели должны достигаться путем выполнения внутренних мероприятий, в других — путем осуществления совместных мероприятий Украина — НАТО. Структура плана остается прежней. Однако, по содержанию нынешний документ — более качественный.

Мы считаем, что он позволит осуществлять конкретные шаги для реализации необходимых реформ во всех сферах жизни Украины. Целевой план предусматривает привлечение негосударственных организаций к обсуждению выполнения целей. Мне кажется, очень хорошо, что гражданский контроль будет делать независимые оценки. В этом тоже заключается отличие от предыдущих целевых планов.

— Какие недостатки предыдущих планов учтены при подготовке нового документа?

— Я думаю, были проблемы с недостатком координации при реализации этого документа. Сейчас есть более четкая структура по выполнению плана, и мы хотим убедиться, как она будет работать на практике. Создана эффективная (правда, пока только на бумаге) система координации, назначены национальные координаторы, сформированы рабочие межведомственные группы.

Все это позволит обсуждать возникающие проблемы и в ходе прозрачного процесса реализовать этот план. Как показывает опыт всех новых стран-членов Альянса, надлежащая координация и гибкость являются залогом успеха и имеют определяющее значение для конечного результата. В НАТО оценка производится по конкретным результатам.

"День"


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/97069.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua