17 апр, 09:34
Михаил Ходорковский, которому в колонии Краснокаменска в ночь на 14 апреля изрезали лицо заточкой, по-прежнему находится под наблюдением врачей. Его адвокат Наталия Терехова напомнила, что ее подзащитному наложили швы на рану. Медики не стали отправлять Ходорковского в стационар в связи с тем, что порез не представляет опасности для жизни. Ходорковский заявил, что не намерен добиваться уголовного преследования нападавшего. Простил ли он его или отказался от жалоб по другим соображениям, но своего обидчика по фамилии Кучма экс-глава ЮКОСа лишь назвал "неадекватным".
После инцидента с ножевым ранением адвокаты самого Ходорковского заявили, что их клиент в результате ЧП получил серьезные ножевые порезы лица. В связи с этим они были намерены требовать возбуждения уголовного дела и рассматривают случившиеся как еще одно звено в цепи притеснений опального олигарха со стороны властей.
Однако администрация колонии не собирается возбуждать уголовное дело против нападавшего, а все случившееся расценивает как небольшой инцидент между заключенными. Руководство Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) охарактеризовало инцидент как бытовую ссору, а раны, полученные Ходорковским, - как "царапины".
"В Краснокаменской колонии действительно произошел инцидент, но ни о каком покушении на жизнь осужденного Ходорковского речи не идет, - заявил в субботу официальный представитель ФСИН. - Установлено, что в ночь на 14 апреля между Ходорковским и одним из молодых осужденных, между которыми ранее сложились дружеские отношения, возникла ссора. В настоящее время ведется разбирательство, но, скорее всего, произошла неприязненная ситуация, в ходе которой молодой осужденный поцарапал нос Ходорковскому".
Однако те, кто хоть немного знаком с законами тюремной жизни, считают, что это нападение - не случайность, а спланированная акция, пишет "Московский комсомолец". "Это не случайный инцидент, потому что в зоне сокамерники вот так друг друга не режут, - поясняет бывший заключенный Борис. - Режут только полных отморозков, но уж тогда до конца. А резать вот так во сне - это не по понятиям, за такое руки отрывают".
По его словам, "парень этот, нападавший, - просто исполнитель". Таких называют "торпеда": запустил - и жди исполнения. Наверняка и "смотрящий" зоны (самый авторитетный заключенный), и оперчасть были в курсе готовящегося нападения. Это - мера воздействия. Ходорковский это понимает, поэтому-то и не настаивает на возбуждении уголовного дела".
По мнению бывшего заключенного, экс-олигарху просто намекают, что пора заканчивать конфронтацию с властью, иначе такие неприятные "сюрпризы" будут повторяться. Как пояснил Борис, по законам зоны каждый заключенный подпадает под какую-то "масть" - "блатной", "мужик". Того же, кто сотрудничает с администрацией колонии или ищет у нее покровительства, "блатные" объявляют "козлом". Ходорковский же в эти категории не вписывается.
Напомним, в ночь на субботу на спящего экс-главу ЮКОСа напал 23-летний сосед-заключенный по фамилии Кучма и нанес некие повреждения на лице сапожным ножом.
Кучма напал на Ходорковского, опасаясь за свою жизнь
Сам Кучма объяснил свой поступок тем, что хотел избежать перевода в другой отряд. Сейчас он помещен в ШИЗО. При обыске у него кроме сапожного ножа был найден еще и обычный нож, а также лезвие. Все эти предметы запрещены к хранению на территории колонии.
Как рассказали наши источники газеты "Жизнь" в колонии, никакой ссоры между Ходорковским и Кучмой не было. Напротив, они были в приятельских отношениях. Напротив, они были в приятельских отношениях. Напомним, в конце марта Ходорковский и Кучма вместе отбывали наказание в ШИЗО – за то, что после отбоя захотели попить чаю.
Однако авторитетам из 8-го отряда, в котором находятся Ходорковский и Кучма, стала известна какая-то порочащая по воровским законам Кучму информация, и они стали требовать, чтобы его перевели в 3-й отряд. В третьем отряде наказание отбывают в основном осужденные из Читы, откуда и сам Кучма.
Узнав о том, что его переводят туда, парень страшно перепугался. Он заявил, что там все знают о его прошлом и могут просто убить. Чтобы избежать этого, он и решился на отчаянный шаг - нанести ранения ножом Ходорковскому. Экс-олигарха, бывшего его приятелем, он выбрал потому, что боялся, что нападение на кого-то другого не приведет к такому громкому скандалу, и он все равно окажется в третьем отряде.
Сейчас Кучма помещен в ШИЗО, чему, как говорят в колонии, несказанно рад, потому что перевод в третий отряд считает для себя равносильным смертному приговору. Теперь, когда разразился скандал с нападением на Ходорковского, он надеется, что останется в живых, так как его убийство уже не удастся замять.
Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт говорит, что мотивы нападения ему непонятны, поскольку у Ходорковского с сокамерником были хорошие отношения, а их нары находятся рядом, пишет "Время новостей".
По версии адвокатов Ходорковского, нападение на него произошло около 4 часов утра. Во время сна осужденный, чья койка находится рядом с кроватью олигарха, нанес ему несколько порезов на лице сапожным ножом. Проснувшись от боли, Ходорковский обнаружил, что его лицо в крови, и обратился в дежурную часть. Туда вызвали врача, который оказал опальному олигарху первую помощь, а потом, по словам адвокатов, наложил на раны несколько швов.
"Мы будем настаивать на максимальной проверке, - сказал адвокат Юрий Шмидт. – Сам Ходорковский никаких заявлений подавать не будет, он слишком гордый и независимый для этого человек. Я предполагаю требовать возбуждения уголовного дела, только в его рамках возможна полная проверка происшедшего. Налицо и в прямом смысле на лице - признаки публичного состава преступления, а не частного, и возбудить дело можно без заявления Ходорковского".
Что касается подоплеки ночного нападения, то Шмидт также полагает, что в нем кроется нечто большее, чем банальная ссора. "У нас нет иллюзий, что за этим не стоят некие властные структуры. Чего хотели этим добиться, непонятно. Напугать? Изуродовать? Попробовали новый способ сломить волю человека? Не исключаю. Но абсолютно исключаю вариант ссоры и слабо верю в неадекватность этого заключенного. Вполне реально, что он просто получил задание", - отметил Шмидт.
В колонии приняли все меры, чтобы скрыть инцидент от общественности. Ни в пятницу, ни в субботу утром о случившемся не знали даже самые близкие Ходорковскому люди. Ни пресс-центр Ходорковского, ни его адвокаты Юрий Шмидт и Антон Дрель не могли подтвердить или опровергнуть эту информацию, заявив, что впервые об этом слышат. "Мне об этом ничего не известно. Однако я обязательно свяжусь с адвокатом Михаила Борисовича в Краснокаменске Натальей Тереховой и все выясню, - пообещал Антон Дрель.
"Я сегодня разговаривал с Тереховой, - сообщил пресс-секретарь пресс-центра Ходорковского Максим Дбар. - Она ничего об этом не знает". Во второй половине дня в субботу адвокат Ходорковского Наталья Терехова, наконец, подтвердила, что инцидент действительно имел место.
Однако руководство краснокаменской колонии, где содержится Ходорковский, поспешило заявить, что никакого нападения не было, а была обоюдная ссора, в ходе которой Кучма ударил Ходорковского по лицу рукой и лишь поцарапал ему нос.
Как сообщила Наталья Терехова, Ходорковский не имеет претензий к Кучме и отказался писать заявление о привлечении его к ответственности, так как якобы считает его неадекватным. По словам Тереховой, во всем этом инциденте прослеживается и явная вина персонала учреждения. Несмотря на чрезвычайные меры по усилению режима содержания, Кучме каким-то образом удалось пронести в жилое помещение опасный предмет.
Следствие, организованное дознавателем колонии ЯГ 14/10, завершилось еще до того, как закончил свою работу фельдшер, пишет "Коммерсант". Cосед Ходорковского по фамилии Кучма, осужденный за мелкое хищение, признался, что это он напал на экс-олигарха, и выдал орудие преступления - черенок от ложки с остро заточенной гранью. Попутно из матраса нападавшего извлекли еще два запрещенных предмета - самодельный сапожный нож, сделанный из автомобильной рессоры, и лезвие бритвы.
"Наша "десятка" по всему Забайкалью славится своими ножами, - объяснил один из авторитетных сидельцев Краснокаменской колонии по имени Андрей. - На местной "промке" (производственный участок) специалисты из зэков всегда делали спецназовские финки, охотничьи, кухонные или сувенирные ножи, которые начальство потом дарило разным именитым гостям. А уж сделать сапожный нож наши специалисты всегда готовы за несколько пачек чая".
По словам расхитителя Кучмы, заточкой он хотел выколоть соседу глаз, но в последний момент "дрогнула рука". Объясняя мотивы своего поступка, нападавший заявил, что пошел на преступление, заботясь исключительно о собственной безопасности. Дело в том, что у зэка Кучмы последнее время осложнились отношения с группой "авторитетных" заключенных - молодого человека якобы оклеветали, повесив на него какой-то несуществующий "косяк". В связи с этим выходить из расположения отряда на общую территорию, где расположены столовая и производственные цеха, для молодого человека стало смертельно опасно. Спрятаться от расправы в такой ситуации арестанту можно только в бараке усиленного режима (БУР), куда направляют злостных нарушителей.
"Это довольно обычный для заключенного в его положении ход, - объяснил бывший сиделец Краснокаменской колонии Андрей. - Зачинщик драки или тем более поножовщины автоматически попадает "к буровикам" как минимум до выяснения всех обстоятельств ЧП. Сидеть "на крытке" (в закрытой камере БУРа), конечно, тяжко: ты постоянно находишься в одиночке, тебе отменяют все прогулки, передачи и свиданки, но иногда это бывает единственным способом сохранить жизнь, здоровье и честь. Поэтому люди всегда стремятся переждать смутное время в БУРе - к тому времени, когда выпустят обратно в отряд, проблемы часто рассасываются сами собой".
Впрочем, в любом случае происшедшее дает повод сторонникам Ходорковского снова заговорить о явно пристрастном отношении к нему властей. Как известно, адвокаты и Ходорковского, и его соратника Платона Лебедева (его отправили в колонию в поселке Харп на Ямале) пытались добиться перевода своих подзащитных в колонии, расположенные не так далеко от столицы.
Адвокаты предполагают, пишет "Новая газета", что уверения представителей власти о том, что в колонии, расположенной за 6500 км от Москвы, жизни и здоровью Ходорковского ничто не угрожает, не соответствуют действительности.
Но директор ФСИН России Юрий Калинин объяснил, что отправлены Ходорковский и Лебедев были именно в эти отдаленные регионы из соображений их собственной безопасности. "Они (Ходорковский и Лебедев) отбывают наказание в отдаленных подразделениях, где никто ни их, ни нас особенно не беспокоит, - сказал глава ФСИН. - Ведь надо учитывать, что их дело приобрело большой общественный резонанс. Есть группы лиц, которые их поддерживают.
А есть и другие люди, считающие, что они попросту ограбили страну и их самих, и не склонные прощать такого рода обиды. И я не исключаю, что могли бы быть какие-либо эксцессы. Мы не хотим, чтобы нас потом упрекали в том, что мы не обеспечили их безопасность или, того хуже, специально создали такие условия, когда с ними могло что-то случиться". Теперь понятно, адвокаты опальных олигархов эти слова Калинину припомнят.
"NEWSru.com"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/97041.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua