28 апр, 12:09
Европейский Союз в процессе расширения на Восток и переваривания новых членов, хоть и увяз в своих внутренних проблемах, тем не менее, продолжает проводить активную внешнюю политику на восточном направлении, одним из ключевых векторов которой является Черноморско-Каспийский регион.
Политические лидеры прекрасно осознают, что без энергоресурсов Центральной Азии и Ближнего Востока и интеллектуальных ресурсов восточноевропейских государств, пока не входящих в ЕС, они не смогут достойно конкурировать даже со своими американскими партнерами, не говоря уже о Китае.
Учитывая стремительную динамику политических и экономических изменений на берегах Черного и Каспийского морей, а также ситуацию вокруг Ирана, ЕС все же делает попытки влияния на новую геополитическую архитектуру в регионе. В первую очередь, объединенных европейцев интересует противодействие деструктивным тенденциям формирования вокруг Черноморско-Каспийского ареала линий противостояния, в частности, геополитических альянсов России – Армении – Ирана (Север-Юг) и Центральная Азия – Азербайджан – Турция – Украина (Восток – Запад).
Политика Евросоюза относительно Черноморско-Каспийского региона не всегда соответствует, а иногда даже противоречит политике США, направленной на сдерживание России и Ирана в регионе. Евросоюз скорее склонен договариваться с Россией и Ираном, чем вести с этими государствами бесперспективную борьбу на изматывание.
Более того, Европейский Союз признает регулятивную роль Российской Федерации на Кавказе и довольно часто демонстрирует поддержку действий Кремля относительно стабилизации ситуации на Южном Кавказе, но только при условии учитывания российской стороной интересов других государств региона. ЕС также принимает во внимание интересы Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые постепенно становятся важными партнерами Брюсселя по вопросам создания нового будущего «Шелкового пути», способного объединить Европу и Азию.
Одной из главных тем политики Европейского Союза в регионе Черного и Каспийского морей выступает реализация транспортно-коммуникационных проектов. К примеру, для реализации этих целей, европейцы открыли в Баку Постоянный секретариат ТРАСЕКА, также продвигается работа по программе «Иногейт». Кроме того, изучается также целесообразность транспортного коридора «Север-Юг», который может пройти по территории Индии, Ирана, стран Центральной Азии и России.
По оценкам экспертов, после введения в действие упомянутых транспортных коридоров, перевозка грузов с Ближнего Востока, Индии, а также Юго-Восточной Азии в Европу увеличиться в два-три раза. В официальных документах ЕС среди стран, которые потенциально способны осуществить диверсификацию поставок газа в Европу, называют Иран и Туркменистан.
Кроме того, Евросоюз готов закупать и азербайджанский газ. Главную роль в реализации этих проектов может сыграть Турция и Иран. Особо актуальными нефтегазовые проекты в Черноморско-Каспийском регионе является для Франции, Великобритании и Германии, которые пытаются обеспечить достаточные ресурсные базы для ускорения развития своих экономик.
Не менее важным геополитическим направлением действий Евросоюза в регионе Черного моря и Каспия является урегулирование «замороженных» конфликтов. В преддверии запуска крупных нефтегазовых трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум в обход территории России, США и Европейский Союз имеют общие интересы в создании зоны относительной стабильности вокруг нефтегазовых артерий.
С этой точки зрения, разрешение старых конфликтных ситуаций, которые до сих пор «заморожены», представляет собой приоритетные задачи для лидеров ЕС и США. Вообще, 2006 год может преподнести много сюрпризов в плане неразрешенных конфликтов. «Эффект домино» вполне способен запустить прецедент в Косово, подавая пример для Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха.
Важной составляющей политики Европейского Союза в Черноморско-Каспийском регионе выступает взаимодействие с региональными международными организациями. Расширение ЕС на юго-восток все более охватывает Черноморский регион постепенно подготавливая Европу к установлению институционализированных отношений с Организацией Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС). По оценкам Еврокомиссии, Черноморский регион, в котором проживает около 190 миллионов человек, представляет собой перспективный рынок для сбыта товаров Евросоюза. Через сближение с ОЧЭС Европейский Союз готов подключиться к финансированию ключевых проектов.
Относительно ГУАМ, позиция ЕС традиционно формируется с оглядкой на Россию. В частности, Евросоюз считает излишним наполнение этого объединения, которое вот-вот преобразуется в региональную организацию, военно-политическим содержанием. С позиции Брюсселя, целесообразно оставить только экономическую составляющую, в рамках которой углубленное взаимодействие стран-участниц ГУАМ будет содействовать принятию ими европейских ценностей и стандартов, а также будет содействовать установлению более тесных экономических и политических отношений с Евросоюзом.
В целом, интересы ЕС в Черноморско-Каспийском регионе основываются на стремлении создать благоприятный климат для развития разных форм регионального сотрудничества. В первую очередь, это объясняется желанием руководства ЕС создать зону стабильности на новых восточных границах.
В то же время Евросоюз ограничивается преимущественно двусторонним диалогом с каждой страной региона, четко обозначив ее позицию относительно Брюсселя. В результате не создаются необходимые основания для формирования комплексного видения Черноморско-Каспийского региона у руководства ЕС.
Это, в конечном итоге, препятствует процессу формирования целостной стратегии Евросоюза по отношению к государствам расположенным в районе Черного и Каспийского морей. Получается замкнутый круг, дающий почву для обвинений в геополитической бесхребетности Брюсселя. Чем дольше эта ситуация будет сохраняться, тем больше стран региона будет разочаровываться в преимуществах интеграции в ЕС. Очередь желающих влиться в «единую европейскую семью» может быстро сократиться.
"DailyUa"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/96689.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua