11 май, 15:01
Ксенофобия — определение этой “болезни” как будто намертво приклеилось к России. Виной тому и оголтелые скинхеды, чуть ли не еженедельно устраивающие диверсии в российских городах. И заявления некоторых политиков, желающих на зыбкой национальной почве сделать себе крепкий рейтинг. Да и повышенная озабоченность наших санврачей по поводу некондиционных товаров, “сплавляемых” добрыми соседями, некоторые иначе как проявлением ксенофобии за бугром не называют...
Между тем ксенофобия в той или иной форме существует почти в любой стране. Другое дело, как к этой болезни относится само государство. Делает ли оно что-нибудь, чтобы найти “лекарство” от “боязни чужих”, или старательно раздувает манию, превращая ее в государственную идею? В России с ксенофобией решили бороться. По крайней мере на словах… А как обстоят дела в сопредельных странах? Тех самых, от которых чаще всего и можно услыхать обвинения в наш адрес?
Эстония: “Кури-кури, русская, убивай своих детей!”
Фашизма, ксенофобии и разжигания межнациональной розни в Эстонии нет. Это вам любой политик скажет. Эстонский. А то, что в стране каждый год проходят слеты нацистов, так это не фашизм, это собираются “национальные герои”. То, что памятники советским воинам-освободителям оскверняются, — это проделки отдельных несознательных личностей. Ну а то, что в стране вполне официально ставят памятники нацистам... так это просто “перегиб”.
Эстонцы — народ европейский, потому свои ксенофобские комплексы они проявляют интеллигентно. Не бьют морду, а оскверняют памятники… Еще полтора года назад в Эстонии всерьез рассуждали на тему “войны памятников”. Каждый день начинался с сообщений об очередном осквернении. То памятник советским солдатам краской обольют или слово нехорошее напишут, то, наоборот, нацистские памятники испоганят. Полиция громогласно заявляла, что обязательно найдет подлецов, но так никого и не нашла.
Зато на 9 мая главный памятник — монумент Воину-освободителю — в самом центре Таллина теперь охраняется особым полицейским конвоем. Правда, и это не помогает, поскольку уже стало традицией — в День Победы к 5 утра памятник стоит, облитый красной краской.
— И все-таки этот этап подходит к концу. Сегодня можно говорить уже о “войне законопроектов”, — говорит лидер Антифашистского комитета Эстонии Андрей Заренков.
Сейчас в стране объединяются две крупнейшие пронационалистические партии, которые начинают давить на правительство и забрасывать его неоднозначными законопроектами.
— На прошлой неделе провалился проект, согласно которому всех так называемых “лесных братьев” и воинов СС надо было признать не преступниками, а героями и борцами за свободу Эстонии. Да и провалился он со странной формулировкой: премьер Андрус Ансип заявил, что “героями были не все”. А до этого не прошел еще один закон, по которому 22 сентября (день освобождения Таллина от немцев) надо было признать днем траура и запретить все массовые мероприятия. Если учесть, что именно в этот день ветераны собираются почтить память павших советских солдат, то закон явно предполагал ущемить права российских пенсионеров.
По мнению г-на Заренкова, именно то, что сегодня в Эстонии правые партии становятся сильными, а левых нет вообще, позволяет говорить о реальной опасности для русских в стране. “Если правительство не сможет контролировать правых и какой-нибудь законопроект пройдет, то неизбежно начнутся столкновения”.
Один из самых последних громких эстонских скандалов — “футболочный”. Молодой политик из партии “РесПублика” изготовил несколько десятков футболок с милой надписью “Коммуняк в печь!”, а под ней список из нескольких десятков этих самых “коммуняк”.
Под это определение почему-то попали и нынешний президент Арнольд Рюйтель, и лидер центристской партии (большой друг Бориса Грызлова и партии “Единая Россия”) Эдгар Сависаар, и даже еврокомиссар от Эстонии Сийм Каллас. После этого скандала министр обороны почему-то подал в отставку, а полиция проводила специальные совещания и решала, можно ли возбудить уголовное дело по факту о разжигании национальной розни. Заказали даже экспертизу, правда, потом дело замяли и решили, что ничего страшного не произошло.
Расизм как профессия
До недавнего времени в Эстонии действовала только одна партия, которая называла себя националистической, — Isamaaliit. Однако около года назад партия “РесПублика”, которая прошла в парламент практически за счет русских голосов, пообещав “нулевой вариант гражданства”, неожиданно сменила окрас.
Вот лишь один фрагмент из высказываний лидера партии Isamaaliit Тыниса Лукаса: “В Эстонии как национальном государстве все могут жить уверенно, если основная нация чувствует себя уверенно и комфортно”. А это мысли свободного журналиста Прийта Кууск: “И думаю я, глядя на курящих русских женщин: “Кури-кури, убивай себя и своих детей — вас же так много!” Или еще хлеще: “Приятно убивать евреев” — слова из песни эстонской группы Marras.
В период вступления в Евросоюз в ходу был плакат: крупное слово “да” на фоне карты Евросоюза, аппетитного бутерброда и девушки с корзинкой еды и слово “нет” на фоне карты России и роющегося в мусорном контейнере бомжа. В ходе недавнего опроса русского населения Эстонии 85% респондентов обнаружили проявление русофобии практически во всех сферах общественной жизни страны. 7% сталкивались с проявлениями русофобии на работе, почти в два раза больше людей — 13% — на бытовом уровне, а 16% — в средствах массовой информации. 34% опрошенных считают, что русофобия в Эстонии проявляется на государственном уровне.
Пилюля для ксенофоба
В пенитенциарном кодексе Эстонии есть статья за разжигание межнациональной розни. По ней нарушителю грозит до 18 000 крон (около 40 000 рублей) или арест. Правда, до сих пор эта статья в Эстонии еще не разу не применялась.
Украина: “Боритесь с нечистью, которая державу отбирает”
Как любит повторять бывший вице-премьер-министр Николай Томенко: “Единственное, что удалось сделать в Украине, — так это не допустить региональных конфликтов и межнациональной вражды”. Красиво на словах, да неладно в делах.
В мае один из киевских судов начнет слушание по обвинению ученых, по праву представляющих интеллектуальную элиту украинской нации — Поповича, Майбороды, Яковенко и Кульчицкого, в оскорблении чести и достоинства руководства некоей Межрегиональной академии управления персоналом.
Вина профессоров в том, что поставили подписи под заявлением “Против ксенофобии, за европейскую Украину”. В качестве “ксенофобского” примера в заявлении и была указана академия. Которая помимо обучения будущих администраторов занимается еще изданием газет и журналов, публикующих статьи, которые оскорбляют национальные чувства украинских евреев. Чего стоит такой опус из уст автора МАУПовской газеты — директора Книжной палаты Николая Сенченко: “Удивительная мы страна.
Человек открывает газету или журнал, включает телевизор или радио, смотрит и слушает... еврея. Дошло до того, что про украинскую ментальность, про судьбу Украины рассуждают исключительно евреи”. Идея о засилье “неукраинцев” вдалбливается “педагогами” в головы студентов — шутка ли, сейчас в МАУПе внимают лекциям шовинистов-преподавателей 57 тысяч молодых людей. Но судить будут не педагогов академии. А тех ученых, кто не согласен с их ксенофобским бредом…
В прошлом августе в Киеве зверски избили студента ешивы Мордехая Моложанова. А сразу после известного инцидента в московской синагоге в Киеве нашелся последователь Копцева — некий Добрянский. Этот тип пожелал повторить “московский подвиг” в хоральной синагоге в центре Киева.
Но возле охраны он выронил припасенные кинжалы, был обезоружен и препровожден в Печерское РУВД… Совсем недавно нападению неизвестных хулиганов подвергся главный редактор “Столичных новостей” и газеты “ВЕК” (“Всеукраинский еврейский конгресс”) Владимир Кацман, кстати, владеющий газетой, которая постоянно вступает в полемику с изданиями Межрегиональной академии.
Ущемленным народом могут считать себя и украинские цыгане. Еще в июле 2002 года Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью констатировала в Латвии и на Украине случаи проявления ксенофобии и расовой нетерпимости по отношению к ромам. Проблемы 48-тысячного цыганского населения Украины с каждым годом множатся.
Как отмечает глава Киевского международного института социологии Владимир Паниотто, “в стране растет ксенофобия, особенно к жителям неславянских народностей. Наивысший индекс нетерпимости — по отношению к ромам. Если в 2002 году он равнялся 5,75, то в 2003-м — уже 5,89”. “Цыганские погромы” вспыхивали в наши дни и в Одесской, и в Закарпатской областях, традиционно считающихся многонациональными, следовательно, благополучными “по умолчанию”.
Расизм как профессия
В недавних выборах в Верховную раду и местные органы власти участвовали сразу несколько партий, чьи лидеры неоднократно “светились” на сборищах явно расистского характера. Украинскую консервативную партию возглавляет президент МАУП Георгий Щекин. В ноябре 2005-го партия опубликовала заявление с призывом “стереть Израиль с лица земли” и сравнениями его жителей с “сынами дьявола”.
Партия “Свобода”, также не прошедшая сквозь “парламентское сито”, попала тем не менее в некоторые местные советы. Лидер “Свободы” Олег Тягнибок — депутат уходящего состава ВР — знаменит своим выступлением на горе Яворина в июне 2004 года у могилы командира УПА Клима Савура: “…Они не боялись, как и мы сейчас не должны бояться, они готовились и боролись с москалями, боролись с немцами, боролись с жидвой и с прочей нечистью, которая хотела отобрать у нас нашу украинскую державу…”. На Тягнибока завели дело “о разжигании розни”. Но до суда оно пока не дошло.
Пилюля для ксенофоба
В Уголовном кодексе Украины существует статья 161 — “разжигание межнациональной розни”. Суды ее использовали несколько раз. В 2000-м райсуд Харькова вынес решение о прекращении выпуска газеты “Джерельце” (“Родничок”), детского издания, за публикацию “Всякому мирянину — по семеро жидовинов”. В статье ребятишкам популярно объяснялось, что идею мести украинскому народу уже 300 лет вынашивают коварные “юдеi”, и приводились “народные мудрости” типа “Жида вбий — сорок грiхiв с душi”… Газету запретили к выпуску, а редакцию оштрафовали на 20 тысяч гривен.
В 2004-м суд запретил газету “Сельские вести” — за публикацию статьи профессора Василия Яременко “Миф об украинском антисемитизме”. Профессор назвал евреев “социальными пиявками, обдирающими как липку украинских крестьян”. Газету после вмешательства Национального союза журналистов и Гильдии главных редакторов СМИ... удалось отстоять. Но дело завели на профессора. И на том спасибо.
Последний случай использования статьи 161 — во время президентской кампании. Госкомитет по делам национальностей и миграции попытался использовать ее против Романа Козака, кандидата в президенты Украины. Козак в многочисленных рекламных телероликах на фоне марширующих бандеровцев обещал в случае прихода к власти полностью искоренить на территории Украины русский язык…
Грузия: “Не должно остаться ни грамма России”
В течение долгих веков в Грузии мирно уживались представители разных этносов. Однако в конце 80-х первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа провозгласил лозунг: “Грузия — для грузин!”. Тогда же нацменьшинства были объявлены “пятой колонной” Москвы. Теперь во главе страны уже не неистовый Звиад, а юрист с американским дипломом.
Его команду составляют проводники общечеловеческих ценностей, прошедшие обкатку в западных неправительственных организациях. Но что толку? Недавно были опубликованы результаты социологического исследования, согласно которому 72,2% опрошенных считают, что решить проблему нацменьшинств возможно... лишь их выдворением из страны.
От теории — к практике. Недавно представители грузинских азербайджанцев выступили с заявлением, что Тбилиси проводит политику “выдавливания” азербайджанского населения из мест их компактного расселения.
— На этнической почве в Грузии уже убиты 24 азербайджанца, — рассказывает представитель общества “Борчалы” в России Сакит Аллахвердиев. — Известны многочисленные случаи похищения влиятельных или богатых азербайджанцев ради выкупа. Акты насилия совершаются с молчаливого согласия правоохранительных органов, порой в них участвуют и сами сотрудники полиции. Ни один случай убийства или похищения азербайджанца не раскрыт, никто не привлечен к ответственности, хотя имена преступников зачастую известны.
Аллахвердиев считает, эти акты насилия — не простая уголовщина, а часть хорошо продуманной стратегии, цель которой — заставить азербайджанцев покинуть страну. После убийства в конце прошлого года садахлинского аксакала Пеленгова азербайджанцы стали покидать Садахлы и уезжать либо в Россию, либо в Азербайджан. Всего поселок покинуло более 1000 человек.
Грузинские азербайджанцы компактно расселены в регионе Квемо Картли, их сейчас около полумиллиона человек. Вероятно, грузинские власти опасаются, что Квемо Картли станет еще одним сепаратистским регионом. Поэтому они принимают меры по ограничению участия азербайджанцев в приватизации земли. В результате этой политики 70% азербайджанского населения осталось без земельных угодий.
Что же касается русского населения в Грузии, то эта “проблема” уже решена. В 1989 году в республике проживали 341,2 тысячи русских (6,3% населения). Сегодня русских в Грузии (вместе с теми, что живут в Абхазии и Южной Осетии) — около 150 тысяч. Опустели села духоборов на юге (Гореловка, Спасовка, Орловка, Тамбовка, Ефремовка), основанные в 1841 году. Власти проводят политику интенсивного заселения этих сел этническими грузинами.
Несмотря на обязательства, взятые при вступлении в Совет Европы, Тбилиси не спешит возвращать на родину турок-месхетинцев, депортированных Сталиным из Джавахетии. Представители общественных организаций этого народа заявляли корреспонденту “МК”, что грузинские власти ставят непременным условием возвращения изменение национальной идентичности — признания, что никакие они не турки, а отуреченные грузины, и изменения фамилий на грузинские.
Расизм как профессия
На словах — все партии и политические деятели в Грузии — за демократию и права человека. Хотя нет-нет “русофобские” нотки проскакивают даже в выступлениях высших должностных лиц государства: Михаил Саакашвили: “Мы хотим, чтобы с нашей территории ушли российские войска, мы хотим прекратить оккупацию Грузии и перевести 200-летние отношения с Россией в цивилизованное русло”. Или недавнее: “В Грузии не должно остаться ни одного грамма России!”
Ираклий Окруашвили, министр обороны: “Фекальные массы — это не грузинское вино, которое высокого качества, а российский потребительский рынок. То, что он низкого уровня и там все продается, так не только Ираклий Окруашвили думает, это мнение, распространенное во всем мире”.
Пилюля для ксенофоба
В Уголовном кодексе Грузии есть статья 142, по которой нарушение равноправия людей по расовому, языковому, религиозному, национальному признаку карается штрафом или пресечением свободы сроком до 2 лет. Те же деяния, допущенные должностным лицом, караются пресечением свободы сроком до 3 лет с лишением права занимать руководящие должности до 3 лет. Но эту статью ни разу не применяли.
Сергей Маркедонов, зав. отделом Института политического и военного анализа:
— В переводе с греческого “ксенофобия” означает неприязнь к чужакам, ненависть к инородцам. Она может возникнуть в любой стране, это не специфически российское явление, как порой кажется из-за некоторых выступлений последних месяцев. Ксенофобия есть и в США. Притом ксенофобия — это не исключительно неприязнь этнического большинства к меньшинству. Например, в Бельгии фламандцев большинство, а франкофонов — меньшинство. Но ксенофобские настроения — именно со стороны франкофонов.
— Часто рост ксенофобии связывают с ухудшением социальных условий…
— Проблемы ксенофобии есть во всех благополучных европейских странах. Кроме Франции и Бельгии можно вспомнить успех крайних националистических сил в Голландии, в Швейцарии — политиков, которые акцентируют внимание на мигрантах, на этнически чуждых элементах.
— Что вы можете сказать о ситуации в бывших советских республиках?
— Политика советской власти была в каком-то смысле расистская. Это значит, что определенные территории закреплялись за определенным этносом. Страна была поделена на этнические “квартиры” — республики, а внутри их еще автономии. И формировалась “этническая собственность на землю”. Это и породило межнациональные конфликты.
— Но почему именно сейчас прошла целая череда преступлений на этнической почве?
— Эти явления были и в советское время, и в 90-е годы. Сейчас, может быть, частота этих явлений возросла. Российский политолог Эмиль Паин говорит об “этнополитическом маятнике”. В начале 90-х годов этот маятник качнулся в сторону этнических меньшинств в России — чеченский вопрос, ингушский вопрос, Татарстан. Были жесткие требования самоопределения или каких-то преференций, русских все ругали, называли имперским народом. 250-тысячная община русских в Чечне была брошена на произвол судьбы.
Это совпало с массовой миграцией на территорию России наших бывших сограждан из кавказских республик, Молдавии, которые занимали определенные ниши, порой криминальные. И это способствовало тому, чтобы маятник качнулся в другую сторону. Теперь русские озаботились тем, каково их место. Конечно, русский национализм нельзя сравнивать с немецким фашизмом, например. Националистические группировки разрозненны и неорганизованны, но тем не менее опасны. Потому что идея “Россия — для русских” приведет к распаду страны.
— Как бороться с ксенофобией?
— Для России главная задача — формирование российской гражданской нации. Речь идет о формировании политического сообщества “россияне”. У нас должны быть более высокие связывающие нити, чем наша этничность. Все граждане России — это единая политическая нация.
Я сам был горячим сторонником силовой акции по отношению к чеченским сепаратистам, но нельзя 22 часа по федеральным каналам показывать ребят кавказской внешности, которые воюют со спецназом. Надо подчеркивать, что представители разных этнических групп объединены одной Россией. Россия выше нашей крови...
"FLB"
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/96439.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua