31 июл, 10:31
Как назвать то, что сейчас происходит в Киеве? Являются ли драки в парламенте на прошедшей неделе частью демократии или компрометацией украинских политиков? А может, - как утверждают некоторые - это уже контрреволюция?
Владимир Фесенко: То, что произошло за последние недели на Украине, это парламентский кризис. Однако если политикам не достанет доброй воли, то страну может охватить глубокий политический кризис. Сейчас идет серьезная битва нервов; победит тот политик, который лучше сыграет на нервах оппонента.
Принимая во внимание всевозможные варианты развития этой ситуации - то ли политики придут к компромиссу, то ли дело дойдет до досрочных выборов - стоит помнить, что такие вещи, как драки в парламенте и блокирование трибуны, уже были в истории Украины. И поэтому я не вижу никаких предпосылок, чтобы говорить о контрреволюции.
- Неужели Юлия Тимошенко преувеличивает, говоря, что ситуация столь серьезна, что ее можно сравнить с 1991 годом, когда решалась судьба независимости Украины?
- Я не могу согласиться с ее мнением. Тимошенко теперь пытается жестко использовать ситуацию для провоцирования политического кризиса. Поиск компромисса, который вырисовывается сейчас, ее не интересует - тогда бы ее партия оказалась проигравшей - поэтому Юлия Владимировна хочет новых выборов. И поэтому жаждет вывести людей на улицу, так как этим она сможет воспользоваться. Нет никаких параллелей - ни с 1991 г., ни с 2004 г., когда в стране произошла Оранжевая Революция. Нельзя сказать, что существует опасность потери независимости государства. Но эта опасность может все же появиться, если безответственные политики, будь то Партии Регионов или Блока Юлии Тимошенко, будут пытаться разорвать страну на части, на Запад и Восток. А их риторика и действия свидетельствуют о такой цели. Подчеркивание разницы между двумя частями страны может привести к огромной опасности - децентрализации и разделу Украины.
- Отдают ли украинские политики себе отчет в том, что скандалы в Киеве могут сильно повредить имиджу их страны в мире и подорвать кредит доверия, заработанный в последние годы?
- Боюсь, что они не сознают этого. Впрочем, это их беспокоит в последнюю очередь. К сожалению, большая часть наших политиков бьется в эти минуты за защиту своих частных интересов или интересов групп, которые они представляют. Конечно, это также борьба за реальную власть, за должность премьера, а в перспективе - и за кресло президента. При этом никто не обращает внимания на репутацию. Такую позицию демонстрируют как Юлия Тимошенко, так и Виктор Янукович.
- Политический, или - как сегодня - парламентский кризис в Киеве, который разразился накануне саммита G8, встречи лидеров самых богатых стран мира и России, это, наверное, подарок для Владимира Путина?.
- Да, это своего рода подарок для Путина, который убеждает своих западных партнеров в том, что Украина является крайне нестабильным государством. В том, что наша демократия еще слаба. Это, конечно, преувеличение, но, к сожалению, наши политики сами предоставляют Путину такие аргументы. Это ведь они авторы кризиса, с которым мы боремся.
- Кое-кто ищет причины такого поведения украинских политиков в 'казацкой душе' - ментальности, которая заставляет лавировать, не держать своего слова. Все казацкие атаманы подписывали договоры сразу с несколькими государствами и ни одно из них не хотели уважать.
- Подобный исторический опыт есть не только у Украины, но и у Польши. Причины разделов Польши в XVIII веке также кроются в психологии. Боюсь, что в этом аспекте мы не сильно отличаемся друг от друга. Конечно, украинские интеллектуалы ищут сегодня такие исторические и культурные параллели. Приводят примеры сражений Богдана Хмельницкого, которые в результате привели к присоединению Украины к России. Взывают также и к легенде Гражданской войны 1921 года, к батьке Махно.
И то, что происходит сейчас в парламенте, по сути своей напоминает сражения, которые устраивал анархист Махно.
На Украине каждый политик знает, что может не придерживаться договоренностей, обманывать партнеров по коалиции. Что-нибудь пообещать, и пойти дальше, не оглядываясь на обещания. В последнее время среди политиков переживает ренессанс популярности выражение 'кидалово', почерпнутое из жаргонного языка советских времен и обозначающее обман кого-либо. В результате все это приводит ко все более углубляющемуся скандалу и расколу. Причина проста: политики себя не уважают.
Но с некоторого момента украинская политика все меньше ассоциируется в обществе с великими конфликтами прошлого, она все больше становится похожей на мыльную оперу. Словно в бразильском сериале - есть у нас любовь, измены, драки, слезы, проклятия, разводы. Часть украинцев еще интересуется этим сериалом и следит за ним, а часть уже совершенно не обращает внимания на нашу политическую жизнь.
- Эти интересующиеся возлагают вину за существующее положение по большей части на Виктора Ющенко, который, по их мнению, несет ответственность за распад оранжевой коалиции?
- Ответственность несут все действующие лица. Ющенко несет ответственность за то, что дистанцировался от процесса создания оранжевой коалиции. Как результат такой позиции, президент утратил контроль над повседневной политикой. Излишне доверял своим партнерам со времен Оранжевой революции и считал, что они могут договориться. У Ющенко такая психика, что он не любит конфликтных ситуаций. Так же он вел себя и когда был в оппозиции. Всегда склонен к компромиссу и призывает участников спора к соглашению. Ющенко не обратил надлежащего внимания на факт различия между Блоком Юлии Тимошенко, Социалистической партией и 'Нашей Украиной', которые собирались составить коалицию. А различия были огромны.
- Но ведь не из-за этих различий, а лишь ради кресла председателя парламента Александр Мороз предал участников коалиции. Для чего ему это было надо? Недавний председатель парламента Владимир Литвин казался чрезвычайно влиятельной фигурой в политике, но когда дело дошло до проверки голосованием, он и его объединение были отправлены отдыхать на зеленый газон. Это, наверное, обескураживающий пример?
- Но только Мороз так не считает. В своей карьере он рвался к этой должности. Для него это пик его политической карьеры, и именно поэтому желание получить это место стало причиной его ухода из оранжевой коалиции и принятия предложения от партии Регионов. Говорят, что Мороза и социалистов купили, и, возможно, так оно и было. Но все же причина ухода лидера социалистов из лагеря 'оранжевых' кроется в его личных амбициях. Мороз, вероятно, думает, что место спикера в условиях парламентской республики дает ему возможность влиять на правительство и на ситуацию в парламенте. Он хочет создать модель парламентаризма, которая существовала под конец Советского Союза, когда подали голос Советы народных депутатов. Это их председатели играли тогда роль первой скрипки, а не премьеры.
- Разве Мороз после того, как он предал 'оранжевых', может рассчитывать на то, что кто-то его еще уважает, не отыгранная ли он уже фигура?
- Конечно, нет недостатка во мнениях, что это лебединая песня этого политика. Но я бы все же не ставил крест на политический гроб Мороза. Вероятно, если бы в стране состоялись досрочные выборы, то его партия не смогла бы пересечь трехпроцентный избирательный порог. Социалисты, наверняка, растеряли большую часть своего электората, который проголосовал за них 26 марта. Но здесь есть некий парадокс. Общество верит Морозу как личности, и поэтому его личные котировки не упадут. Этот парадокс можно объяснить поддержкой его сторонниками Партии Регионов, а их в стране достаточно много.
- Янукович перетянул на свою сторону Мороза, и все же он пытается создать коалицию с пропрезидентской 'Нашей Украиной'. Зачем Партии Регионов коалиция с недавним врагом?
- Есть несколько причин. Прагматично настроенные политики Партии Регионов - такие как Ринат Ахметов и Андрей Клюев - хотят политической и общественной стабильности в стране. А это без участия 'Нашей Украины' невозможно: западная Украина не согласится с правительством только бело-голубых и Мороза. Во-вторых, несмотря на конституционную реформу, президент все еще сохраняет огромное влияние в стране. Это он через своих министров контролирует силовые структуры и внешнюю политику, и поэтому его лучше нейтрализовать. И, наконец, олигархи, связанные с Регионалами, хотят динамично ворваться на европейский рынок. Им необходим союз с людьми, которых хорошо принимают на Западе.
- Какую роль в развале союза героев Майдана сыграло вмешательство президента России? Говорят, что Путин гарантировал Морозу место председателя парламента, если только он предаст 'оранжевых'.
- Это трудно как подтвердить, так и опровергнуть. Подобные слухи о контактах с Кремлем год назад относились и к Юлии Тимошенко. С другой стороны, о связях социалистов с Россией говорится много. Безусловно, без участия России эта коалиция не имела бы шансов на создание. Мороз еще год назад искал контакты с Россией, как с людьми из Кремля, так и с членами российской Думы. Социалистическая партия подписала договор с пропутинской националистической партией 'Родина'. И все-таки нет никакой уверенности, что Мороз искал в России сильной поддержки, что он хотел быть искренним по отношению к России. В окружении этого политика немало людей, которые имеют частые контакты различного рода с восточным соседом.
- Значит ли это, что Украина во внешней политике сменит курс на более пророссийский? Этого опасаются европейские наблюдатели.
- Я бы избегал категоричных суждений. Скорее мы будем иметь дело с возвратом к известной уже политике многовекторности, которую проводил Леонид Кучма. Это будет лавирование между европейским выбором Украины и Россией. Но речь идет не о том, что мы продадимся России, а лишь о - выстраивании партнерских отношений с Москвой. Ведь Украина уже сделала свою ставку на Европейский Союз.
Владимир Фесенко - украинский политолог, директор Центра Политических Исследований 'Пента'.
Малгожата Ноцунь, Анджей Бжезецкий, "Tygodnik Powszechny".
ELCOMART Международная жизнь
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/93837.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua