Владимир Зубанов: "Что Янукович скажет, то Ющенко подтвердит..."

09 авг, 17:15

«Регионы» отстояли свое право на власть, и теперь откровенно говорят, какой ценой она далась. Народный депутат из фракции «Регионы Украины» Владимир Зубанов рассказал газете "Столичные новости" о политических интригах, которые не позволяли найти компромисс раньше...

— Партия регионов добилась своего: Виктор Янукович назначен на пост премьера. Какой ценой этого удалось достичь, с чьей стороны были уступки?

— Не думаю, что это можно называть уступками. Это был компромисс, достигнутый, если говорить высокими словами, ради будущего Украины. Если бы этого не произошло — не известно, как бы дальше развивались события в стране. Противостояние шло еще с президентских выборов: половина Украины голосовала за Ющенко (и сейчас эта половина представлена во власти Президентом), а половина — за Януковича (до сегодняшнего дня она не была представлена во власти).

Мы не могли реализовать свою программу, несмотря на то, что этого ждали 32 процента избирателей. Сейчас же в стране, на мой взгляд, идеально сформированы государственные органы: интересы одной части населения представлены в лице Президента, другой части — в лице премьера, спикер представляет интересы нейтральной части населения. Никто ничего никому не уступал, просто найден разумный компромисс!

— Однако накануне принятия своего решения, днем, Президент заявлял, что политические силы не смогли ни о чем конкретном договориться... Что изменилось за ночь?

— Я рад, что Президенту хватило мудрости отойти от эмоций. Рассказать вам, как проходили консультации? Юлия Владимировна постоянно носила Президенту выдержки из интернет-изданий, в которых было написано, что о нем говорят те или иные депутаты: кто грозил импичментом, кто заявлял о том, что у нас в стране нет Президента, кто грозился порвать Ющенко, как собака тряпку! Ну, мало ли, что там депутаты говорят!

Зная хорошо характер Виктора Андреевича, Юлия Владимировна пыталась на эмоциональном уровне найти к нему подход и довести дело до роспуска. К примеру, говорила ему: «Вас опять назвали желтым червяком, как вы можете вести с ними переговоры? Нужно распускать парламент».

Ющенко тут же давал команду писать указ о роспуске. А роспуск — это нестабильность, это столкновение интересов, вот тут Тимошенко чувствует себя как рыба в воде. Но, к счастью, эмоции отошли на задний план, а на передний Ющенко выдвинул свою государственную позицию и тем самым показал, что может быть Президентом всей страны.

Наверное, Ющенко нелегко дался этот шаг: он помнит еще избирательную кампанию — и одну и вторую, — но, тем не менее, он смог наступить на горло своим амбициям и сделать мудрый и прагматичный шаг.

— Вы верили, что он так поступит?

— Нет, мне казалось, что он и не распустит парламент, и не подаст кандидатуру Януковича. Он мог отправить дело в Конституционный суд, чтобы там сказали, имеет он право не вносить кандидатуру премьера или нет.

Тогда Ехануров продолжал бы выполнять свои обязанности. Я склонялся именно к такому варианту, потому что было уж очень много советчиков, которые хотели не допустить, чтобы Президент подал кандидатуру Януковича на премьера.

— Президент, принимая это решение, действительно думал о консолидации государства и народа, либо он просто боялся повторных выборов: по всем прогнозам, его политическая сила могла набрать меньше голосов...

— Люди такого уровня, как Ющенко, Тимошенко, Янукович, — они уже вышли за грань личных интересов. Они уже мыслят государственными масштабами и видят свое место в истории страны. Поэтому, полагаю, Президент в этой ситуации руководствовался не меркантильными интересами, скорее он думал, как сделать такой шаг, чтобы потом народ и история его оценили.

В разговорах между ним и лидерами фракций, я так понимаю, меркантильные интересы не обсуждались. Янукович сказал, а Ющенко подтвердил, что о должностях разговора не было. Конечно, в дальнейшем подразумевалось, что «Наша Украина» будет участвовать в распределении должностей, но там эти вопросы не обсуждались.

— Тимошенко отказалась идти на любые компромиссы, сказав, что «нельзя совместить несовместимое». С вашей точки зрения, могут сосуществовать программа вступления в ЕС, на которой настаивает Президент, и сотрудничество с ЕЭП, за которое выступает Партия регионов. Они ведь фактически являются диаметрально противоположными...

— Там вообще нет противоречий! ЕЭП — это больше экономическая программа, там несколько уровней сотрудничества, вплоть до единой валюты. Задача нашего правительства и парламента — остановиться на уровнях, экономически выгодных для Украины, не ограничивающих нашей независимости. Нужно спокойно и прагматично относиться к этим делам: выгодно — сотрудничаем, не выгодно — честно говорим «нет». То есть ЕЭП — это чисто экономический союз.

А вот ЕС уже предусматривает и экономическое, и политическое сотрудничество: участие в работе Евросоюза, совместные программы, выборы в европарламент... Это более высокий уровень сотрудничества, и ЕЭП не является этому помехой. Европейские страны, — такие, как Франция, Германия и другие — ищут хороших отношений с Россией. Очень много экономических интересов там завязано: и рынки сбыта, и импорт энергоносителей. Они в страшном сне видят ухудшения отношений с Россией.

Мы же, наоборот, живя по соседству с Россией, пытаемся с ней бить горшки. Это неразумно. Одно другому не мешает: сотрудничая с ЕЭП, мы становимся экономически более сильным государством. Тогда нас будут с удовольствием просить, чтобы мы вступили в ЕС.

— А по НАТО, статусу русского языка удалось достичь компромисса?

— Мы остановились на том, что государственный язык — украинский, но все остальные — развиваются, русский в том числе. В принципе то же написано в статье 10 Конституции Украины. По НАТО было два варианта. Первый — сотрудничество с альянсом и референдум о вступлении в него — мы за него даже не голосовали, поскольку он нас полностью устраивает.

А вот второй, компромиссный вариант (я, как поборник нейтрального статуса Украины, за него не голосовал) вступление Украины в НАТО предусматривает. Подавляющее большинство фракции решило, что на этот компромисс нужно идти. Мое личное мнение — в вопросе вступления в эту организацию от Украины будет мало зависеть. Здесь будут решать Соединенные Штаты, Россия и европейские страны.

Пока большая часть этих государств не хочет нас видеть в этой организации, в частности Россия. Думаю, вопрос о вступлении Украины в НАТО закончится тем же, чем закончилась встреча Януковича с Ющенко. Только там будут Путин и Буш. Путин скажет: «Ребята, мы в Ирак не лезем, а вы не лезьте в Украину, пусть она будет внеблоковым государством, а там посмотрим...»

— Коммунисты подписали Универсал национального единства, хотя и с оговорками... Как вы думаете, смогут ли они долго продержаться в новой коалиции?

— Они скажут: пока страна в кризисе, пока народ не живет так, как в Австрии, мы из коалиции ни ногой. Коммунистов оттуда палкой не выбьешь: они понимают, что если они уйдут, коалиция опять станет нестабильной.

Опять начнутся чвары, в частности, из-за «Нашей Украины»: она сама по себе нестабильна, у них там шесть партий. А коммунисты выступят как стабилизирующее звено.

— После создания оранжевой коалиции Партия регионов не смирилась со статусом оппозиции, искала пути изменения ситуации. Так?

— Совершенно верно! У нас была программа, с которой мы шли на выборы. Чтобы ее выполнить и отчитаться перед людьми, нужно было идти во власть. Янукович на митингах просил, чтобы люди предоставили Партии регионов эту власть из своих рук. 32 процента населения за нас проголосовали, люди поверили, что мы что-то можем изменить, а мы пришли и успокоились и сидим в оппозиции и всех критикуем... Избиратели от нас ждали реальных изменений, если мы их не обеспечим, рейтинг наш упадет.

— Можно говорить, что накал страстей позади, неадекватных поступков политиков не предвидится?

— Что вы! Все только начинается! Юлия Владимировна объявила о переходе в жесткую оппозицию, а это значит, что от нее можно ожидать разных компроматов: мы узнаем, что Мороз еще кого-то заказал, какого-нибудь посла Гватемалы, о Януковиче она тоже расскажет какие-то страшные истории. Это очень хорошо, когда Юлия Владимировна со своим характером будет в оппозиции, но хотелось бы, чтобы ее политическая сила не использовала грязные методы: а то она что-то скажет, а ты потом три дня оправдываешься.

Тимошенко поднялась в рейтинге только благодаря Ющенко. До Майдана у нее был рейтинг до десяти процентов. А после того, как она рядом с Ющенко постояла, у нее вырисовалось 22 процента. Но сейчас она потихоньку маргенализируется и вполне возможно, что вскоре будет иметь такой же авторитет, как Наталья Витренко. Не хотелось бы. Хочется, чтобы она действительно была достойной оппозицией, чтобы спокойно жить не давала ни Януковичу, ни Ющенко, ни Морозу. Всех критиковала, глаголом жгла сердца, но только без грязи...

ELCOMART Международная жизнь


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/93296.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua