31 авг, 09:51
15 лет назад, 30 августа 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о выходе из состава СССР и независимости республики. Было провозглашено «восстановление» независимости Азербайджана, подчеркивалась преемственность с первым азербайджанским государством — Азербайджанской Демократической Республикой (1918–1920 гг.). Однако советское прошлое до сих пор не отпускает Азербайджан. И речь в данном случае не идет о каком-то особом советском стиле государственного управления в этой республике Южного Кавказа. Именно в советский период была сформирована и конституирована территориальная целостность Азербайджанской Республики, к которой сегодня апеллируют ее лидеры, начиная с президента.
В первые годы "перестройки" и "гласности" в центральной печати был создан образ Азербайджана как главного оплота КПСС и советской власти в Закавказье. Для обоснования этого тезиса использовались следующие доказательства:
— в Азербайджане сформировался режим авторитарной диктатуры первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Г.Алиева (занимавшего этот пост в 1969–1982 гг.);
— алиевский режим был наиболее последовательным проводником установок ЦК КПСС и КГБ СССР;
— в республике отсутствовало организованное диссидентское движение.
Последующее развитие событий показало, что тезис об особой "советскости" Азербайджана является не более, чем публицистическим штампом. Отсутствие диссидентского движения (в отличие от Грузии, Армении, Прибалтики, Украины) не помешало жителям Азербайджана начать массовые антикоммунистические акции в 1990 г., не уступающие по масштабам выступлениям грузинских или прибалтийских национал-демократов. Верность идеям К.Маркса-В.И.Ленина не стала препятствием для выхода экс-первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Г.Алиева из КПСС в июне 1991 г. (то есть раньше многих постсоветских "демократов"). Впоследствии репутация "человека Брежнева" и "ставленника Андропова" никак не повлияла на проамериканскую и протурецкую политику третьего президента независимого Азербайджана. Что же касается режима личной власти первого секретаря республиканской компартии, то КПСС как система управления воспроизводилась на региональном и местном уровне во всех без исключения союзных республиках, хотя и дополнялась национальными особенностями.
Вместе с тем, такие основополагающие характеристики государства, как единая территория, границы, были утверждены не благодаря военно-политической эффективности первого азербайджанского независимого государства — АДР, а действиями руководителей Кавказского бюро (Кавбюро) РКП(б). Установление границ советского Азербайджана в 1921 г. в дальнейшем определило представления его элиты о естественных границах этого образования. Решения Кавбюро РКП (б) способствовали формированию новейшей азербайджанской "воображаемой географии" (то есть массовых представлений населения о том, что есть его государственная и этническая территория).
В период существования независимого азербайджанского государства — АДР (1918–1920 гг.) — его власти вели перманентную борьбу за установление юрисдикции над Карабахом. В июле 1918 г. на I съезде карабахских армян была провозглашена независимость Нагорного Карабаха, избраны Национальный Совет и Народное правительство. 6 сентября 1918 г. II Съезд армян Карабаха отверг предъявленные правительством Азербайджана и командованием турецких войск требования к Нагорному Карабаху войти в состав Азербайджана. Баку же в свою очередь назначил Хосровбека Султанова генерал-губернатором Карабаха и выдвинул ультиматум с требованием признать «легитимную» власть Азербайджана. IV Съезд карабахских армян (прошел 19 февраля 1919 г.) этот ультиматум отверг. И только на VII Съезде (август 1919 г.), прошедшем в селе Шош, карабахские армяне заключили с правительством АДР соглашение, по которому Нагорный Карабах временно вошел в состав Азербайджана «до окончательного решения на Парижской мирной конференции вопроса своего статуса». Именно к этому решению сегодня нередко апеллируют политики, историки, политологи в Азербайджане, выдвигая тезис о «добровольном вхождении» армян Нагорного Карабаха в состав АДР. Однако территория Карабаха была признана спорной Лигой наций и Парижской мирной конференцией (январь 1919 — январь 1920 г.). Кстати сказать, Лига наций отклонила заявки о приеме в свои ряды и Азербайджана, и Армении.
Между тем, когда назначенный Баку генерал-губернатор Хосровбек Султанов попытался в феврале 1920 г. “немедленно решить вопрос окончательного присоединения Карабаха к Азербайджану”, это встретило жесткое сопротивление со стороны карабахских армян. 23 апреля 1920 г. состоялся IX съезд карабахских армян, который провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Армении. В итоговом документе съезда говорилось: «Считать соглашение, заключенное от имени седьмого съезда Карабаха с азербайджанским правительством, нарушенным последним, ввиду организованного нападения азербайджанских войск на мирное армянское население Карабаха, истребления населения в Шуши и деревнях». Спустя всего лишь несколько дней, 27-28 апреля 1920 г. части XI Красной армии начали устанавливать в Азербайджане советскую власть.
В 1921 г. за лидеров АДР их работу по "собиранию земель" выполнили российские большевики. Этнополитическая модель советского Азербайджана предопределила и последующие межэтнические проблемы, и конфликты в этой республике в период борьбы за независимость. Между тем именно в период второго обретения независимости Азербайджан, подобно своему предшественнику АДР, оказался не в состоянии распространить суверенитет на Нагорный Карабах. Таким образом, гарантом территориальной целостности Азербайджана во многом выступало советское государство. Именно в этом смысле Азербайджан можно рассматривать, как "прокоммунистическое" образование. Однако подобный опыт "внешнего" госстроительства и нациестроительства не был прерогативой Азербайджана. Формирование "соборной Украины" в границах, начертанных на картах украинских этнонационалистов, было совершено Советским Союзом в период правления И. Сталина и Н. Хрущева.
Формирование в Закавказье советских республик в 1920-е годы с последующим их включением в политическую орбиту "молодой республики Советов" было невозможно без учета интересов Турции. После распада Российской империи, гражданской войны, образования новых независимых государств в Закавказье, Турция стала одним из влиятельных политических акторов в регионе. Одержав победу во внутрироссийской гражданской войне, большевики приступили к "собиранию" государства, инкорпорированию в состав советской республики бывших имперских окраин. Недостаток политических ресурсов у лидеров РКП(б) диктовал необходимость согласования их интересов с другими ведущими участниками политического процесса на Юге Кавказа. Представители советской России вступили в политический торг с Турцией. Без ее благожелательной позиции установление советской власти в Закавказье в 1920–1921 гг. было затруднительно. С этой целью (а не из-за имманентно антиармянских позиций) были проведены административно-территориальные преобразования в Закавказье. Во время этнополитических конфликтов 1918–1920 гг. на стороне Азербайджана выступала Турция. Таким образом, реализация задачи по включению Азербайджана в состав советской России была неотделима от политических уступок Турции. Отказ от компромисса с Турцией в начале 1920-х годов был тождественен отказу от установления советской власти в Азербайджане.
После провозглашения Азербайджана советским (1920 г.) спорные между Арменией и Азербайджаном области были заняты частями Красной Армии. Первоначально декларацией Азербайджанского ревкома от 30 ноября 1920 г. спорные территории Зангезура, Нахичевани и Нагорного Карабаха были признаны частью Советской Армении. В статье в газете "Правда" (4 декабря 1920 г.) вышла статья Сталина "Да здравствует советская Армения!", в которой он заявил о территориальном решении в пользу Армении. Это решение было подтверждено решением Кавбюро от 4 июля 1921 г. Однако уже 5 июля того же года на своем пленуме Кавбюро приняло решение о передаче Нагорного Карабаха в состав Азербайджана с предоставлением ему "широкой областной автономии". Согласно Карскому договору предусматривалось создание Нахичеванской АССР в составе Азербайджана. В 1923 г. была создана Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК) в составе Азербайджанской ССР. В 1928 г. из АОНК был выделен Шаумяновский район (с доминирующим по численности армянским населением). В 1937 г. АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую Автономную область (НКАО).
Таким образом, в составе советского Азербайджана оказались территории со значительным (Нахичевань) и преобладающим (Нагорный Карабах) армянским населением. По данным Кавказского календаря на 1917 г. (Кавказский календарь на 1917 г., отдел статистический. С. 216-221) почти 40% населения Нахичевани было армянским (53,9 тыс. чел.). В ходе армяно-азербайджанского конфликта 1918–1920 гг. многие армяне покинули этот регион. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 г., азербайджанцы составили в Нахичевани 81,4%, армяне — 14,9%. По данным Всесоюзной переписи 1970 г., численность армян в Нахичевани составила 6,7%, в 1979 г. — 2,9%. По сведениям последней советской переписи 1989 г., армяне в Нахичевани составляли 1,4%.
По данным Всесоюзной переписи 1939 г., в НКАО армяне составляли 88%. от общей численности населения. В 1989 г. они по-прежнему составляли большинство, но их доля снизилась до 76,9%. Армянские эксперты оценивают этнодемографические тенденции в Нахичевани и Нагорном Карабахе как этнические чистки. Азербайджанская сторона говорит о создании условий для повышения социальной мобильности азербайджанцев. Очевидно, что события 1930–80-х годов не вполне корректно рассматривать как этническую чистку. Азербайджанские власти не прибегали к прямому физическому вытеснению армян с территорий Нахичевани и Карабаха. Властями республики создавались условия для обеспечения выгодного этнического баланса для "титульного" этноса. В 1920-е годы власти Азербайджанской ССР создавали административные препятствия для возвращения в Нахичевань беженцев-армян, покинувших места своего проживания в 1918–1920 гг. В этих же целях поощрялось переселение представителей "титульного" этноса в Карабах. Эти действия предпринимались в качестве превентивных "антисепаратистских" мер. По словам третьего президента Азербайджана Г.Алиева (в 1969–1982 гг. — первого секретаря ЦК КП Азербайджана), создание выгодного для азербайджанцев этнического баланса было необходимо, чтобы "не дать поднять армянам этот вопрос" (то есть вопрос о присоединении НКАО к Армении). В 1970-е годы лозунг "воссоединения с Арменией" стал одним из основных требований армянских националистов-диссидентов. Таким образом, борьба с "антисоветскими" действиями армян способствовала формированию у азербайджанской республиканской элиты не сугубо регионального, а государственного мышления. В рамках СССР власти Азербайджана по сути вели борьбу за сохранение своей государственной целостности. Этот факт во многом объясняет ту легкость, с которой бывший первый секретарь республиканского ЦК и кадровый чекист превратился в респектабельного лидера независимого государства.
Одной из важнейших "технологий" этнической гомогенизации в Азербайджане была организация и проведение Всесоюзных переписей населения. В ходе переписи 1926 г. в Азербайджане было зафиксировано 77,3 тыс. талышей. В 1939 г. их численность официально составила 87,5 тыс. чел, а в 1959 г. — всего 100 человек. В ходе переписей 1970 и 1979 гг. талыши не фиксировались, а в 1989 г. в Азербайджане были переписаны 21,2 тыс. талышей. В 1979 г. перепись не выявила ни одно курда, а в 1989 г. в республике было зафиксировано 12,2 тыс. курдов. По словам азербайджанского политолога Р.Мусабекова, "в результате манипуляций с графами переписной анкеты одномоментно исчезали целые этнические группы или происходило многократное уменьшение их численности".
В 1969 г. первым лицом в официальной иерархии советского Азербайджана стал Г.Алиев, занимавший в 1967–1969 гг. пост главы КГБ Азербайджанской ССР. С 1941 по 1967 гг. Г.Алиев работал в органах МВД и КГБ республики. Опыт работы в силовых структурах расценивался в ЦК КПСС как гарантия того, что новый назначенец будет действовать в рамках официальной идеологии "пролетарского интернационализма». В действительности же Г.Алиев начал осуществлять свою политическую игру. В должности первого секретаря ЦК Компартии республики Г.Алиев проработал до 1982 г. Основными компонентами политики Г.Алиева были:
— сохранение внешней лояльности ЦК КПСС и союзному центру, всяческое подчеркивание личной преданности генеральным секретарям;
— формирование собственной политической партикуляристской модели власти в республике с использованием традиционных механизмов;
— сочетание инновационной риторики (лозунги о преодолении идеологической косности, пассивности, эффективная работа со СМИ) и традиционалистской практики (кадровая политика, построенная по клановому принципу).
В результате реализации политической модели Г.Алиева этнократические тенденции не только не ослабли, но напротив, усилились. Команда азербайджанского лидера формировалась на основе клановых преференций. Особую роль в окружении Г.Алиева сыграли представители "нахичеванской" и "ереванской" групп, то есть азербайджанцы — выходцы из Нахичеванской АССР и Армении. К слoву сказать, имeннo эти два клана и сoставляют «кoстяк» пoлитичeскoй элиты пoсткммунистическогo Азербайджана и сeгoдня. Для двух кланов азербайджанской власти, тесно связанных общностью родственных и деловых связей, национальный (и, прежде всего, армянский) вопрос был острой проблемой. Отцы и деды "нахичеванцев" и "ереванцев" были в той или иной степени вовлечены в армяно-азербайджанский конфликт начала ХХ в. Сам Алиев в период работы на посту главы КГБ Азербайджана боролся с диссидентским движением карабахских армян. Для него и его соратников сохранение территориальной целостности Азербайджана было приоритетным вопросом. Таким образом, этнократизация власти в Азербайджане в позднесоветский период парадоксальным образом способствовала укреплению азербайджанской "державности".
Элементы азербайджанской "державности" стали составными частями официальной идеологии советской республики Закавказья. Этнозащитные представления внедрялись в массовое сознание азербайджанцев при отсутствии серьезного влияния на него нонконформистских сил (в отличие от соседних Армении и Грузии). Роль диссидентов-националистов в Азербайджане взяли на себя "нахичеванские" и "ереванские" партийные идеологи. Однако до тех пор, пока советский режим гарантировал территориальную целостность Азербайджана, он выступал в роли объективного союзника республиканской элиты. Реализация этнонациональных проектов вне Союза ССР была возможна лишь в условиях полномасштабного кризиса советской государственности.
Союз ССР перестал выполнять свои обязательства по контракту с Азербайджаном в пeриoд "перестройки". Это обстоятельство предопределило сецессию "самой советской" из закавказских республик. Но бoрьба Азербайджана за сoбcтвeнную государственность — этo oтдeльная истoрия.
Сергей Маркедонов, «АПН»
ELCOMART Международная жизнь
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/92656.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua